Главные вкладки

    Профилактическое занятие для подростков "Зависимость. Наркотические вещества."
    методическая разработка по психологии на тему

    Лисицына Елена Анатольевна

    Представленное занятие является одним из тренинговых занятий программы «Я выбираю здоровье». Программа носит профилактический характер и рассчитана на учеников школ подросткового возраста. Занятие имеет определенную структуру: приветствие, разминка, работа по теме (теория), работа по теме (практика), закрепление материала предыдущего занятия, подведение итогов (рефлексия).  На занятии используются современные образовательные технологии: в начале занятия создается проблемная ситуация путем постановки проблемного вопроса, прием «мозгового штурма» используется в практической части, рефлексия используется в разных частях занятия, так технология «Цепочка пожеланий» используется в конце игры, а технология «Рефлексивный круг» - по окончании занятия. После знакомства учащихся с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай»,  в конце занятия проводится взаимопроверка по образцу того, как ребята усвоили данную модель.  В занятии равномерно распределяются различные виды заданий. При работе в группах учащиеся имеют возможность работать не только сидя за партами или на стульях, но и в том положении, которое им удобно, активно используя пространство всего помещения.

    Занятие может быть проведено отдельно, не в контексте профилактической программы, например, в виде классного часа или тематического занятия, которое может организовать как педагог-психолог, так  учитель, или социальный педагог ОУ. В этом случае будет осуществляться знакомство с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай» и закрепление новых знаний можно провести в игре, которая смоделирует какую-либо критическую ситуацию, в которой ребята пошагово отработают этапы принятия обоснованных решений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zavisimost.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Зависимость. Наркотические вещества.

    Цель: актуализировать проблему наркомании в сознании подростков.

    Задачи:

    1. Предоставить подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах.

    2. Содействовать формированию активно-отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотических веществ, развитию личностных и социальных компетентностей.

    3. Формировать у подростков навык принятия обоснованных решений.

    Ход занятия:

    1. Приветствие.

            2.   Разминка (проблемный вопрос). Тема нашего сегодняшнего занятия – наркомания. Как вы считаете, почему в современном мире этой проблеме уделяется столько внимания? А действительно ли это можно назвать проблемой? (заслушиваются ответы детей).

    Вы верно ответили (кратко резюмировать высказывания ребят). Сейчас наркомания представляет большую опасность для каждого человека и для общества в целом, именно поэтому мы с вами сегодня обращаемся к этой теме.

    1. Работа по теме (теоретическая часть):

    Наркотики — это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

    Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:

    1. способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, покрайней мере, приятные субъективные переживания;
    2.      способность вызывать зависимость (психическую и (или) физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;
    1.      существенный вред, приносимый психическому и (или) физическому здоровью потребителя наркотика.

    Что происходит с человеком, если  прием наркотических веществ вызывает у него зависимость? Для ответа на этот вопрос познакомимся с био-психо-со-цио-духовной моделью зависимости.

    Биологический аспект зависимости. Наркотики включаются в обменные процессы в организме — формируется физическая зависимость.  В организме человека есть вещество чем-то похожее на наркотик. Когда нам хорошо, наш организм вырабатывает эндорфин –гормон удовольствия. Прием наркотического препарата ведет к тому, что организм перестает сам вырабатывать эндорфин, и человек уже не может радоваться жизни без дозы. Длительное отравление организма наркотиками приводит к тому, что у зависимого человека не может нормально функционировать ни один орган или система.

    Психический аспект зависимости. При употреблении наркотических веществ у потребителя возникают разнообразные изменения психических процессов. Как вы думаете, какие это изменения? (снижение интеллекта, ухудшение памяти и снижение продуктивности умственной деятельности, тревога и депрессия, раздражительность, вспышки злобы и агрессии, сужается круг интересов, снижается стремление узнать что-то новое, повышенная утомляемость, исчезает желание что-либо делать).

    Социальный аспект зависимости. Происходит постепенное разрушение социальных связей и снижение их значимости. Это проявляется в том, что зависимый человек перестает быть частью общества. В процессе формирования зависимости меняется система ценностей. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Сначала они становятся формальными: поддерживается видимость семейного уклада, встреч с друзьями и любимым человеком, но делается это лишь ради сохранения «маски» обычного человека. Однако со временем зависимому человеку все труднее это делать — нет желания и сил. Еще одной стороной социальных последствий зависимости являются проблемы с работой и получением образования, это связано с нарушениями в психической сфере, состоянием физического здоровья, с отсутствием устремлений к самореализации.

    Духовный аспект зависимости.  Главным в этом аспекте является то, что зависимый человек теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличны такие понятия, как высокие духовные идеалы и ценности (вера в бога, любовь к родине, забота о людях, сострадание к слабым и больным, альтруизм, самопожертвование).

    1. Работа по теме (практическая часть):

    Игра «Жизнь с наркотиком».

            Каждому участнику дается по 9 листочков и на них пишутся:  3 любимых блюда, 3 увлечения, 3 близких людей.

             Далее ведущий говорит: « Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотика. Итак, человек выбрал удовольствие, которое он получает от наркотиков,  а за него надо платить и не только деньгами.  Поэтому я попрошу отдать по 1 листочку с любимым блюдом, занятием, близким человеком».

    Каждый участник отдает ведущему по одному листочку на свое усмотрение (всего три).

     Далее ведущий объясняет, что зависимость требует новых жертв и забирает у участников еще три листочка.

             Потом ведущий говорит, что необходимо отдать еще одну карточку и забирает, не глядя по 1 листочку (это показатель того, что человек не может контролировать ситуацию). В конце участники анализируют свои чувства и переживания, по цепочке озвучивая их для группы.

    Мозговой штурм «Причины употребления ПАВ среди современной молодежи»

    «Мозговой штурм» проводится в микрогруппах по 4-6 человек. Все варианты, предложенные микрогруппами, записываются на ватмане. Каждая группа представляет результат своей деятельности, а ведущий фиксирует ответы на доске, создавая целостную картину. Обсуждение начинается после того, как все группы озвучат результаты своих размышлений. В конце подводится итог и делается обобщение. Субъектный опыт подростков окультуривается через знакомство с научными данными. Вниманию ребят предлагаются  причины, которые выделяют специалисты казахстанского центра ЗОЖ.

    Личностные причины:

    - любопытство;

    - сенсация, возможность привлечь внимание;

    - скука, жажда эксперимента.

    Социальные причины:

    - давление группы, отсутствие навыка отказа;

    - попытка решить проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

    Экономические причины:

    - отсутствие денег;

    - переизбыток денег.

    Семейные причины:

    - конфликты в семье;

    - уход от семейных проблем;

    - социально-неблагополучные семьи.

    1. Закрепление материала предыдущего занятия.

    На прошлом занятии мы с вами познакомились с моделью поведения в критической ситуации «Остановись и подумай». Любая из ситуаций, которые могут привести к приему наркотиков, также является критической или кризисной. Я предлагаю вам вспомнить все шаги этой модели.

        Учащимся предлагается разрезанный на части лист с этапами действий. Ребятам надо собрать его от 1 до 5 шага (номер не подписан) и каждому шагу подобрать соответствующие ему вопросы/действия. После окончания работы они в парах обмениваются своими решениями и проверяют их по образцу, который предоставляет психолог.

    1. Рефлексия.

    Проводится в форме рефлексивного круга. Учащиеся высказывают свое мнение о занятии с опорой на примерный план высказывания:

    1. Что нового узнал? Чем полезно?
    2. Самый яркий момент занятия.
    3. С каким настроением ухожу с занятия.
    4. Что рассказал бы о занятии близким.

    Приложение.

    Модель принятия решения  "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

    Шаги

    Вопросы/действия

    Остановись

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

    Чего касается эта проблема?

    В чём заключается проблема?

    В чём заключается положительная

    сторона того, что проблема возникла?

    В чём заключается отрицательная

    сторона того, что проблема возникла?

    Подумай

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ

    Чего я хочу?

    Какие решения в этой ситуации

     желательны?

    Какие решения в этой ситуации

     возможны?

    Подумай о последствиях

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И "ПРОТИВ"

    Что может произойти?

    Рассмотрите обе

    стороны последствий, позитивную и негативную.

    Каково моё решение?

    Решай, что делать

    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

    Взвесьте все последствия,

     сделайте  наилучший для Вас выбор

    Делай и оцени исход

    ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

    Насколько положительны и отрицательны

     результаты действия для меня и для других?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Алкоголизм, наркотические вещества, курение"

    Цель: дать детям основные сведения об алкоголизме, наркомании, табакокурении, познакомить с вредными привычками и их последствиями в подростковой среде. Алкоголизм – Это заболевание, развит...

    «Химия и наркотические вещества»

    Внеклассное мероприятие по химии...

    Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ

    Открытый урок на тему: "Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ" Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»....

    «Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»

    Межпредметный семинар "Наркотические вещества, их влияние на человеческий организм, на потомство" проводится в 10 классе.Основна цель: установить связь между строением, физическими и химическими свойс...

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...

    Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»

    Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...

    Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.

    Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...