ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ (ОБРАЗ Я) У ПОДРОСТКОВ
материал по психологии по теме

Лаишевцева Кристина Александровна

В современной психологической науке имеется большое количество данных, полученных в ходе исследований, посвященных проблемам становления самосознания в подростковом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ (ОБРАЗ Я) У ПОДРОСТКОВ

В современной психологической науке имеется большое количество данных, полученных в ходе исследований, посвященных проблемам становления самосознания в подростковом возрасте (К. Роджерс, В.В. Столин, И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. Чеснокова, В.Л. Ситников и др.).

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Одним из важнейших новообразований подросткового периода является становление образа Я.

Согласно подходу М.И. Лисиной и её учеников [1], образ Я включает 2 уровня – ядро и периферию, или субъектную или объектную составляющие. В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности, в нем берет начало субъектная составляющая образа себя, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя. В отличие от этого периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях, особенностях и пр. периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку и образуют объектную составляющую образа себя. Если субъектная составляющая понимается как переживание своей самости, целостности, активности, то объектная – как знание и оценка своих частных возможностей, качеств и умений.

В концепции Д.Б. Эльконина в подростковом учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя [2]. Эти особенности развития подростка проявляются в таких симптомах как: возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов); детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ведение дневников ("тайных тетрадях", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения"). Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?"

Целью работы являлось выявление особенностей представлений о себе (образа – Я) у подростков. В качестве методики выявления содержательных характеристик личности был использован тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой).

В исследовании приняли участие 11 восьмиклассников (6 юношей и 5 девушек).

Данные количественного и качественного анализа по отдельным шкалам показали следующее:

Шкала «самооценка» - адекватная самооценка зафиксирована у 24%, завышенная

самооценка у 67% и заниженная самооценка у 9% восьмиклассников.

Шкала «психолингвистический аспект идентичности» - 81% испытуемых склоняются в самоописаниях к использованию существительных, что говорит о потребности в определенности, постоянстве; у 17% преобладают прилагательные, что говорит о демонстративности, эмоциональности подростков; и у 2% преобладают глаголы, здесь речь идёт об активности личности.

Шкала «уровень дифференцированности идентичности» - высокий уровень дифференцированности зафиксирован у 9% школьников (социальной компетенции и самоконтроле), у 91% отмечена тенденция к низкому уровню дифференцированности.

Таким образом, образ Я является одним из феноменов самосознания, который, с одной стороны, является результатом психического развития, а с другой стороны, имеет непосредственное отношение к личностному развитию человека, и может быть рассмотрен в различных проявлениях – самооценке и личностной рефлексии, требованиях к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, ценностях и др.

Литература

1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

2. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Изб. Психол. Тр., М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление о себе.

урок по профориентации 9 класс...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом

В данной статье описываются особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом, а также факторы, влияющие на его развитие....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...