Расстройства аутистического спектра
презентация к уроку по психологии на тему

Сультыгова Оксана Борисовна

Коллеги в виду того, что аутизм назван болезнью 21 века из-за роста детишек аутистов, которые потом приходят в том числе и в общеобразовательные школы, предлагаю при помощи этой презентации познакомиться с этим заболеванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аутизм - расстройства аутистического спектра Выполнили: Часовских.М Сультыгова.О Трофимова.Т

Слайд 2

Из высказываний одного взрослого аутиста Если человек страдает аутизмом, это не означает что, он перестает быть человеком. Но при аутизме он становится чужим для остальных людей. Что нормально для других – для меня не нормально, а что нормально для меня- не нормально для других В каком-то смысле я очень плохо подготовлен к выживанию в этом мире, как инопланетянин, оказавшийся на планете без инструкций по ориентации в пространстве. Но я продолжаю оставаться человеком. Мое «Я» не нарушено я нахожу ценность и смысл в жизни, и я не испытываю желания, чтобы меня вылечили от меня самого… Подарите мне чувство собственного достоинства, воспринимая меня таким какой я есть… Признайте что мы с вами одинаково чужие друг другу , что моя жизнь не просто бракованная копия вашей. Поставьте под сомнение ваши прежние предположения. Определите ваши условия. Давайте вместе возводить между нами мосты !!!

Слайд 3

Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Аутизм – это нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения . Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза . ( В.В.Лебединский , О.С.Никольская , Е.Р.Баенская , М.М.Либлинг )

Слайд 4

Историческая справка. Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя. Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.

Слайд 5

Статистика численности аутистов в мире На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов . Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма », за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 Века . Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Хотя с каждым годом число детей, страдающих аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии. Педиатры очень плохо осведомлены об этом заболевании. Проходят годы, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше . В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

Слайд 6

Аутизм: болезнь или гениальность? Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя справедливости ради стоит отметить, что у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft»10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов « Microsoft »- аутисты . Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

Слайд 8

Классификация аутистических расстройств. Детский аутизм F 84.0 (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера ) Атипичный аутизм (с началом после 3 лет) F 84.1 Синдром Ретта F 84.2 Синдром Аспергера – аутистическая психопатия F 84.5

Слайд 9

Проявления раннего детского аутизма (аутизм Каннера ). В грудном возрасте родители могут отметить особенности поведения и реагирования ребенка. Это могут быть трудности кормления, когда ребенок отказывается от груди или вяло сосет, или же наоборот, сосет грудь очень жадно и не может насытиться. Аппетит может быть плохим, нередко он избирателен, когда какие-то продукты категорически отвергаются, например, молоко. Различны варианты реагирования на внешние раздражители от повышенной пугливости и страха малейших шорохов до практически полного отсутствия реакций, в том числе на обращение. При этом ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Реакция на дискомфорт тоже может быть различной: от бурных проявлений недовольства при малейшем неудобстве до отсутствия реакции на голод, мокрые пеленки, холод. Нередко родители считают своего ребенка очень «удобным», спокойным, беспроблемным. Кроме того, довольно часто отмечается склонность к аллергическим проявлениям.Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, “скорлупе”. Часто бывает так, что когда родители приближаются к ребенку, он не реагирует на их голос, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство. Трудно поймать взгляд ребенка, привлечь его внимание.

Слайд 10

Характер общения ребенка с близкими людьми очень часто имеет особенности, например, он поздно начинает выделять мать или вообще ее не выделяет. Отношение к взрослым может быть различным от сверхобщительности и отсутствия всяких границ, когда ребенок на улице легко начинает разговаривать с незнакомым человеком, до полного отсутствия внимания к людям или страха незнакомцев, избегания контакта с людьми, которые не нравятся.К другим детям отношение также необычное. Часто ребенок их просто не замечает, относится как к мебели. Иногда есть стремление к общению с детьми, даже восторг при их виде с бурными проявлениями чувств, которых дети не понимают и даже побаиваются, т.к. объятия могут быть удушающими и ребенок, «любя», может причиняться боль. Привлекает внимание ребенок к себе часто необычными способами, например, толкнув или ударив другого. Иногда он боится детей и при их приближении с криком убегает. Бывает, что во всем уступает другим; если берут за руку, не сопротивляется. Понимание эмоционального состояния другого человека для ребенка часто недоступно или реакция его неадекватна, например, смеется, если мама плачет, хотя нередко родители отмечают, что ребенок очень чувствителен к их настроению, проявляет сочувствие. В детском саду не соблюдает режим, не слушается воспитателей, а может сидеть, например, в шкафу. Или ребенок ведет себя слишком свободно, например, громко объявляет в автобусе остановки: «Уважаемые пассажиры, следующая остановка…».

Слайд 11

Синдром Аспергера (шизоидная психопатия, шизоидное расстройство детского возраста). Впервые он был описан в 1944 году венским психиатром Г. Аспергером , который рассматривал его как расстройство личности и обозначил аутистической психопатией. На сегодняшний день нозологическая самостоятельность этого расстройства не определена. Есть мнение, что синдром представляет собой мягкий вариант аутистического расстройства . Синдром Аспергера характеризуется тем же типом качественного нарушения социального взаимодействия, наличием стереотипного, повторяющегося ограниченного поведения, интересов и занятий, что и типичный детский аутизм. Однако при синдроме Аспергера нет задержки или отставания в речевом и интеллектуальном развитии. Большинство детей имеют нормальный или высокий интеллект. Моторное развитие имеет особенности: они заметно неуклюжи, движения неритмичные, есть тенденция к стереотипиям У мальчиков это расстройство встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 8:1. Характерны эгоцентризм и низкая потребность или способность взаимодействовать со сверстниками, которое возможно, обычно при наличии общего интереса или ребенку что-то нужно от другого. В общении дети наивны, не умеют обманывать или делают это своеобразным образом, часто в ущерб себе. Будучи повышенно ранимы к замечаниям и обидам, дети мало чувствительны к эмоциональному состоянию другого человека. Характерен фиксированный, «загадочный» взгляд, бедность мимики, жестов и языка тела.

Слайд 12

Атипичный аутизм Атипичный аутизм является особой формой психического расстройства, которое длительный период не дает о себе знать. Ребенок может развиваться вполне полноценно, не замечая у себя каких либо отклонений. В связи с этим диагноз «аутизм» может быть поставлен уже в подростковом или юношеском возрасте, когда появятся первые симптомы нарушений.В отличие от классической формы аутизма, атипичное расстройство носит несколько иной характер. Ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, проще адаптируется в обществе и на первый взгляд выглядит вполне нормальным. Только при длительном общении можно обнаружить у него незначительные странности в поведении, которые в принципе не препятствуют его нормальному взаимодействию с окружающим миром . Нарушения в сфере социального взаимодействия. Подобные признаки могут отличаться по степени своей выраженности. Одни аутисты склонны к одиночеству и избегают контактов с посторонними людьми, другие ощущают нехватку общения, но не до конца понимают, как наладить взаимосвязь. Нарушения речи. Детям с атипичным аутизмом иногда сложно понимать речь оппонентов и выражать свои собственные мысли словами. Для них непонятны эмоции и настроение окружающих. Все, обращенные к ним слова, они воспринимают буквально, в прямом значении, так как их словарный запас очень ограничен. Также аутистам не знакомо чувство сопереживания и беспокойства за близких. Невозможность проявления эмоций. В связи с теми, что дети с атипичным аутизмом не умеют выражать свои эмоции, их реакция всегда кажется безразличной. Хотя они не всегда безучастны к происходящему, просто не могут объяснить то, что чувствуют. Ограниченность мышления. Ребенок с отклонениями очень остро переносит любые нововведения, будь то смена обстановки, появление незнакомых людей или вещей. На такие перемены у него одна реакция — паника. Раздражительность. Атипичный аутизм влияет на нервную систему, делая ее более чувствительной к различным раздражителям. Поэтому агрессивное поведение в некоторых случаях является нормой.

Слайд 13

Синдром Ретта (СР) – это разновидность прогрессирующего дегенеративного заболевания, которое поражает нервную систему и останавливает развитие человека в раннем возрасте. Патология начинает проявляться после шести месяцев жизни детей, выражается в аутичном поведении и регрессии моторики. Диагностика основывается на характерных внешних признаках и на показателях, которые дает анализ мозговой активности. Лечение синдрома Ретта весьма ограничено, а прогноз – неоднозначен . синдром Ретта у детей проходит 4 условные стадии. Стадия №1. Первые отклонения развития у детей проявляются в возрасте от 4 месяцев до 1,5-2 года. У больных замедляется рост головы и конечностей, заметна слабость мышц, перманентная вялость и полное отсутствие интереса к забавам или играм. Стадия №2. Если до одного годика ребенок научился ходить и произносить отдельные слова, эти навыки пропадают в период с одного до двух лет (через время могут частично восстановиться). Появляются характерные повторяющиеся манипуляции руками, нарушение координации, аномалии дыхания. На этой стадии уже могут быть судороги и припадки эпилептического характера, симптоматичное лечение которых практически безрезультатно. Стадия №3. Период с 3 до 9 лет – относительно стабилен. Эта стадия синдрома Ретта характеризуется глубокой умственной отсталостью, периодическими эпилептическими припадками и экстрапирамидными расстройствами, когда мелкое подергивание тела резко сменяется «ступором» и сопровождается «остановившимся» взглядом. Стадия №4. На этой стадии происходят необратимые изменения вегетативной системы, позвоночника и суставов. К 10 годам у больных детей может снизиться частота судорог и припадков, но полностью пропасть способность к самостоятельному передвижению и развиться кахексия (стремительная потеря веса), причины которой лежат в патологиях внутренних органов.

Слайд 14

Приемы организации коррекционной помощи Создание адекватно организованной среды. Использование аутостимуляции ребенка. Стимуляция речевого развития.

Слайд 15

Задачи коррекционного воздействия уход ребенка- аутиста от примитивной, однообразной деятельности и становление направленной деятельности; переход от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков; постепенный переход от индивидуальных занятий к групповым. Задачи коррекции расширение словарного запаса; развитие способности к составлению предложений по картинкам, сериям картин; работа над связным текстом, состоящая из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем; воспроизведение стихотворной речи.

Слайд 16

Методы коррекционного воздействия при аутизме 1 этап – отработка важнейшей реакции оживления и слежения; формирование зрительно-моторного комплекса, когда в процессе манипуляции с предметами развиваются тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. 2 этап – переход от манипулятивной игры к сюжетной. Главная задача: побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. 3 этап – введение более сложных игр и самой моторной деятельности. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме, конкретно, последовательно, многократно.

Слайд 17

Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи аутичным детям С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом, сообщает www.wlfi.com. Все большую популярность приобретает система PECS - Picture Exchange Communication System , коммуникационная система с помощью обмена картинками. Профессор науки о речи и слухе в Университете Пурду , США, Оливер Вендт , говорит, что PECS помогает аутичным детям как можно раньше начать общаться с другими детьми.

Слайд 19

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения

Слайд 20

Индивидуальная терапия

Слайд 21

Коррекция полевого поведения

Слайд 22

Песочная терапия

Слайд 23

Групповая терапия

Слайд 24

Музыкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расстройства аутистического спектра

В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции....

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...