Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ на 2016-2017 учебный год
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии на тему

Фаина Борисовна Бычкова

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ЕГЭ и ОГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Это позволит каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ.

Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
  2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
  3. Содействие  адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.
  4. Создание  необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.

Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.
  3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
  4. Профилактическая  работа.
  5. Организационно-методическая  работа.

Ожидаемые результаты:

•  Информированность участников ЕГЭ
•  Психологическая готовность участников ЕГЭ:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ОГЭ и ЕГЭ)

Этапы психологического сопровождения

Категория участников

Дата проведения

Примечание

1.

Памятка организаторам ГИА

педагоги

январь

2.

Карта интересов.

 (Опросник разработан А.Е. Голомштоком)

учащиеся

январь

3.

Стендовая информация для выпускников

1) «Как подготовиться к экзаменам. «Методы и приемы запоминания Способы концентрации внимания».

2) «Психологическая подготовка к экзаменам»

(Условия поддержания работоспособности. Стимуляция познавательных способностей.)

учащиеся

февраль

март

4.

Психологическое занятие.

Тема: «Изучение профессиональной направленности личности выпускника»

(ДДО       Е.Климов)

учащиеся

1-14 марта

5.

Психологическое занятие.

Тема: «Способы снятия психоэмоционального напряжения личности в период подготовки и сдачи экзаменов»

учащиеся

15-25марта

5.

Психологическое занятие с элементами тренинга

"Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ"

 учащиеся

1-16 апреля

6.

Психологическое занятие.

 «Методы работы с текстами»

учащиеся

18-30 апреля

7.

Психологическое занятие.

«Поведение на экзамене»

учащиеся

май

8.

Индивидуальные консультации.

учащиеся

По запросу

9.

Консультация для родителей.

«Ваш ребенок-выпускник»

родители

1 полугодие

10.

Консультация для родителей.

«Чем я, как родитель, могу помочь своему ребенку?»

родители

2 полугодие

11.

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.

родители

По запросу

Педагог – психолог: Бычкова Ф.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Рекомендации учителю по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...

Программа "Психологического сопровождения и подготовки выпускников к ГИА "

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентирован...

Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА

     Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА,  как ...