Три правила наказаний от Муми-мамы
статья по психологии на тему

Статья для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_pravila_nakazaniy_ot_mumi.docx674.97 КБ

Предварительный просмотр:

3 правила наказаний от Муми-мамы

За что стоит, а за что нельзя наказывать детей, и как правильно это делать? Давайте вместе попытаемся найти ответы на эти вопросы.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/timynce/2015/03/12/deti.mail.ru_ZZk2zXC.jpg

Что бы ни говорили ученые, какие бы новые педагогические теории ни появлялись, по большому счету ясно одно: воспитывать детей – значит помогать им идти в нужном направлении и оберегать от неприятностей. Для того чтобы преуспеть в этом, у родителей не так много механизмов. Мы можем хвалить, ругать, поощрять вещами и делами, подавать пример и наказывать. Вот, пожалуй, и все. В этом списке наказание становится настоящим камнем преткновения. Для того, чтобы разобраться в том, как правильно наказывать ребенка, мы воспользовались советами персонажа любимой героини детской книги Туве Янcсон – мудрой Муми-мамы.

Правило мумии-троллей: «Муми-мама может исправить все, что угодно»

Наказание – всего лишь способ продемонстрировать ребенку рамки допустимого поведения. Прошла мода на рассуждения о том, что дитя должно расти в полной свободе - без ограничений и запретов. Психологи выяснили, что ребенок нуждается в понимании границ дозволенного точно так же, как в режиме дня и предсказуемом поведении взрослых. Это дает ему чувство уверенности, освобождает от ежеминутного выбора и разгружает нервную систему. Так что не надо ругать себя за то, что время от времени вы что-то запрещаете и за что-то наказываете.

Разумные наказания не противоречат детской природе, не ставят своей целью подавление индивидуальности ребенка и самоутверждение взрослого. Они предназначены только для обозначения границ дозволенного, а не для «профилактики» или каких-то других целей.

Это важно!

Правило муми-троллей: «Нужно остерегаться последствий своей неумеренности»

За что нельзя наказывать? Прежде всего – за проявление естественных потребностей ребенка. В каждом возрасте они свои. Например, в год это – быть рядом с мамой, слушать ее, смотреть на нее, не допускать исчезновения ее из поля зрения. Так устроено природой, ведь для выживания младенцу необходима мать. В три-четыре года главным занятием становится игра, подражание, исследование окружающего мира. А в семь-десять лет – налаживание социальных связей. Если мы своими запретами противоречим тому главному, чем заполнена жизнь ребенка, мы не только ему вредим, но и попусту тратим время.

Что же категорически нельзя запрещать ребенку

– Бегать, прыгать, лазить, кувыркаться и т.п. Игра и исследование подразумевают энергичные физические действия. Ребенок находит себя в пространстве мира, и мешать ему в этом бессмысленно. Можно лишь организовать его (и вашу) жизнь так, чтобы его активность не разрушала. Но постоянные «не бегай», «не кричи», «не лезь», «сиди спокойно» противоречит одной из главных детских потребностей.

– Выражать свои эмоции. Особенно плохо дело обстоит с мальчиками, которым все время пытаются не дать заплакать под предлогом «ты мужчина». Запомните: плакать можно и даже нужно – независимо от пола.

Страх, радость, обида – любые эмоции не должны быть под запретом. Ваша задача помочь ребенку осознать их, проговорить и выразить понятным образом. А уже потом можно учить справляться с эмоциями.

Это важно!

-Подражать взрослым. Да-да, все это вроде бы знают, но в повседневных хлопотах забывают об этом. Если ребенок пытается мыть посуду и разливает воду по всей кухне, надо взять себя в руки и отказаться от соблазна «всыпать по попе» или поставить малыша в угол. Дочка измазала всю помаду или вылила на себя духи, сын разобрал на части телефон – это еще полбеды. Но чем старше становятся дети, тем пристальнее они за нами наблюдают. И если вы курите, то наказывать подростка за курение будет лицемерием чистой воды. Использование нецензурных слов, обман, увлечение компьютерными играми, грубость – все это вас может чрезвычайно раздражать в детях, но если в повседневной жизни вы делаете ровно то же самое, то разве у вас есть право наказывать детей? Хорошая новость состоит в том, что это правило работает и в обратном направлении: если вы вежливы, честны, ведете здоровый образ жизни, проявляете искреннюю заботу по отношению к другим людям, то ребенок впитает это без лишних слов и нравоучений.

– Возражать взрослым. Только подумайте, сколько раз вы говорили ребенку: «Я прав, потому что взрослый! Старших надо слушаться». Эта логика не выдерживает никакой критики. Тот, кто старше, может ошибаться, может не знать всего, в конце концов, может быть просто опасен. Ребенок должен уметь и не бояться возражать взрослым и настаивать на своем.

Правило муми-троллей: «Нужно находить баланс между свободой и долгом»

Но, как мы уже говорили, есть и вещи, к которым нужно относиться строго. Обозначая ребенку то, что переступать нельзя, мы должны быть спокойны и уверенны, действовать не в состоянии возбуждения и злости. Самое лучшее объяснение правил, нарушать которые нельзя, основано на утверждении «в нашей семье так принято». Говоря так, мы убиваем сразу двух зайцев – подчеркиваем принадлежность ребенка к общности (что благотворно для психики) и избавляемся от долгих и подробных объяснений «а почему надо делать именно так». 

Ругать можно за проступки, а умение ходить на горшок – это то, чему вы его сами научить не смогли.

Каждая семья по-своему формулирует жизненные правила и границы допустимого. Но есть и общие, безусловные вещи, которых необходимо избегать.

Чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах

– Агрессии по отношению к людям. Очень важно показать отношение к этому с самого начала, буквально с первых месяцев жизни ребенка. Нельзя малышу, который уже научился контролировать свои движения, разрешать бить маму или бабушку по лицу. Остановите занесенную руку и снимите ребенка с рук – этого будет достаточно. Трехлетке, который ударил или укусил приятеля на детской площадке, нужно немедленно дать понять, что вы крайне недовольны его поведением. Извинитесь перед тем, кого он обидел, сразу же уведите своего ребенка с площадки. Можно выработать собственные сигналы, по которым ваш ребенок будет понимать, что он поступает плохо. Реакция на агрессию должна быть незамедлительной, твердой и понятной ребенку. При этом изолировать, лишить игрушки – допустимо, а ударить в ответ – бесполезно. Все эти разговоры «пусть сам почувствует» не имеют под собой психологического обоснования.

– Действий, которые серьезно угрожают жизни. Бегание по лужам не считается таковым, если что. Игры с электричеством и химическими веществами, опасное поведение на дороге и прочие рискованные развлечения нередко притягивают к себе детей, и задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы слаженно и по возможности спокойно реагировать. Можно, конечно, пуститься в долгие рассуждения о том, почему именно это занятие опасно, показать примеры страшных последствий. Но, по секрету скажем, если с ранних лет, постоянно и без лишней истерики говорить о том, что провода трогать нельзя, что в машине надо быть пристегнутым, что переходить дорогу надо на зеленый свет и так далее, то вам не понадобятся дополнительные усилия. Эти понятные и обоснованные запреты превратятся в глубокие внутренние установки, нарушать которые вряд ли придет в голову, по крайней мере, до тех пор, пока ребеночек не повзрослеет и не захочет самостоятельно экспериментировать со своей жизнью.

Но это уже будет совсем другая история, для которой вам пригодится еще одно правило мумми-тролей: 
«Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы – рядом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по праву в 11 классе "Понятие преступления и наказания в уголовном праве"

Понятие преступления и наказания в уголовном праве. Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развить навыки самостоятельной работы обучающихся с текстовой информацией и решения познавательных...

Урок по праву-Наказание

урок на тему – НАКАЗАНИЕ. Это заключительная тема в главе «Уголовное право». Данная тема является промежуточным звеном между административным правом и экологическим. Тип урока – урок  изучения но...

Презентация к уроку право "Уголовная ответственность и наказание"

Данная тема изучается в 11 классе на профильном уровне. Предмет "Право"....

Преступление и наказание в уголовном праве

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (РАЗДЕЛ ПРАВО)...

«Наказывая – подумай, как? Золотые правила поощрения и наказания»

Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала педагогов.Как только ребенок начинает  осваивать предметный мир, мы уже  сталкиваемся с первыми проявлениями его непослушания.Пере...

Презентация к уроку права для 11 класса "Наказание"

Презентация составлена по учебнику А. И. Матвеева, В. Н. Кудрявцева и др. Право. 11 класс. Профильный уровень....

Конспект урока-дебатов по Праву на тему "Высшая мера наказания: казнить нельзя помиловать" (группы 25 и 32, 08.04.2021г)

Тема сложная, неоднозначно оцениваемая в нашем обществе, вызывающая дискуссии. Подписав Конвенцию о правах человека, РФ ввела мораторий на смертную казнь (т.е. смертная казнь приостановлена, заменяетс...