Развивающая психолого- педагогическая программа "Формирование социально-ролевой компетенции у подростков".
статья по психологии на тему

Полакайнен Светлана Александровна

В статье представлена программа " Формирование социально-ролевой компетенции у подростков". Раскрыто теоретико-методическое содержание курса, оописаны основные ожидаемые результаты изменения мировосприятия и поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_proba_2.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование социально-ролевой компетенции у подростков»

Полакайнен Светлана Александровна - педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППС Кировского района, Россия, Санкт-Петербург

 Каплунова Варвара Владимировна - педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППС Кировского района, Россия, Санкт-Петербург

Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование социально-ролевой компетенции у подростков»

            В статье представлена программа «Формирование социально-ролевой компетенции у подростков». Раскрыто теоретико-методическое содержание курса , описаны основные ожидаемые результаты изменения мировосприятия и поведения учащихся.

Подростковый возраст - переходный период от детства к взрослости, всегда считался критическим. Это самый длительный переходный период, (от 11–12 до 16–17 лет), для которого характерны интенсивные психологические и физические изменения.

Ряд авторов указывают, что в этом возрасте подростки более внимательны к себе, к своим физическим особенностям, у них обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Они беспокойны, тревожны, а также возможны различные поведенческие отклонения, такие, как агрессивное и асоциальное поведение.

Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. Появляется устойчивое стремление быть принятым, признанным и уважаемым товарищами, референтной группой. Развивается умение ориентироваться на мнение сверстников, учитывать его. Подростки пытаются приуменьшить права взрослых, а свои расширить. Они всё более претендуют на уважение их личности, доверие к ним и предоставление самостоятельности.

Именно в этом возрасте формируется самосознание, самооценка, я-концепция, что важно для развития личности.

В современных экономических условиях количество проблем в подростковом возрасте неуклонно растет. Личность подростка еще не устойчива, что сказывается на его поведении, взаимодействии с окружающими.

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Необходимость формирования социально-ролевой компетентности у обучающихся вытекает из ныне существующих национальных ценностей, лежащих в основе современного образования. Приорететной ценностью является гражданское общество, состоящее из активных граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Это возможно, когда человек ясно представляет ролевой репертуар, носителем которого он является независимо от своего желания и в связи с этим ясно представляет свои права и обязанности.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, мы разделяем понятия «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» понимается совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек может быть осведомлен и уметь применять их на практике. «Компетентность» - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания на практике.

Преодолению многих возрастных проблем могут способствовать взрослые: родители, педагоги, школьная служба сопровождения. Они могут способствовать формированию социально- ролевой компетенции подростков.

Наша программа направлена на профилактику асоциального поведения путем формирования социально ролевой компетенции у подростков. Иначе, основная цель программы: актуализация социальных норм, правил поведения, ролевых прав и обязанностей внутри традиционных групп и сообществ людей; расширение ролевого и поведенческого репертуара обучающихся.

В ходе реализации программы «Формирование социально-ролевой компетентности у подростков» мы хотим научить обучающихся:

  • прогнозировать последствия своих поступков;
  • реалистично строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
  • делать выводы в результате совместной работы в группе;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию;
  • работать в группе, слушать и понимать сверстников и взрослых;

В ходе проведения программы обучающиеся

- приобретут знания об общественных нормах той или иной роли, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения;

- получат опыт коллективного переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (человек, семья, друзья, Отечество, природа, мир).

Занятия целесообразно проводить с обучающимися 5-6-го класса, так как это критический возраст, переходный этап от начальной школы к основной. Занятия могут использоваться как классные часы.

Программа состоит из девяти занятий, каждое из которых длится один урок.

В ходе занятий обучающиеся знакомятся со следующими социальными ролями :

Ученик, друг, мальчик / девочка, сын / дочь, внук / внучка, брат / сестра, гражданин, человек.

Занятия проходят в интерактивной форме. Занятие начинается с просмотра видео ролика, наводящего на тему занятия, после чего обучающих спрашивают : « о какой социальной роли пойдет речь на сегодняшнем занятии?»

На занятиях используются групповая и индивидуальная работа, коллективная дискуссия, работа в малых группах.

Конечно же в программе используются всем хорошо известные упражнения, но немного в необычной форме.

Так, проговаривая роль друга, мы просим ребят на футболке создать надпись, отражающую свой жизненный принцип, наиболее важный для них в дружбе.

Обсуждая роль гражданина, дети получают задание создать бейсболку с надписью-девизом, которая отражала бы основной жизненный принцип, ту позицию, которою участники группы хотели бы занимать в обществе как его граждане.

На занятии посвященном роли сына/дочери, мы предлагаем внутри солнца нарисовать свой портрет или написать свое имя, а на лучах подписать свои качества дочери / сына, которые нравятся их родителям в них. Подводя итог упражнения, мы озвучиваем те качества, которые нравятся любым родителям.

Для актуализации роли человека группам даются творческие задания: разработать «Декларацию о правах природы». Особенно продумать личный вклад в соблюдение прав природы. Ведущий фиксирует услышанное и обобщает – получается общая декларация класса. Каждый участник, согласный с разработанной Декларацией, может поставить под ней свою подпись.

А также участникам предлагается провести «Мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». В конце Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ценным моментом программы является то, что конце каждого занятия оформляется страница классного альбома «Наши роли», который становится достоянием всего класса и побуждает ребят к творческой активности.». Именно в нем отражены наиболее важные идеи, мысли  о проведенном занятии.

В целом, наша задача в ходе занятий проговорить с обучающимися их права, обязанности, когда они находятся в той или иной роли, проговорить ролевые ожидания не только свои, но и тех людей, которые с ними выступают в дополнительных ролях. Например, пофантазировать, что ждет от них бабушка или дедушка. Здесь и прячутся открытия, которые просто не приходили к ним в голову.

Данная программа проходила апробацию в ряде школ Кировского района Санкт –Петербурга и показала свою эффективность.

Список используемой литературы

1. Работа с подростами девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт. Сост. И.А. Устюгова (и др.) – Волгоград: Учитель,2014.- 148с.

2. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии е формирования: дис . канд. соц.наук. С.Пб.,2006(Электронный ресурс)URI:.http://www.dissercat/com/sotsialnaya-kompentnost-podrostkov-i-tekhnologii-ee-formirovaniya

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.(Электронный ресурс) URI:.http:// standart.edy.ru

4. http://www.science-education.ru/pdf/2014/4/174.pdf

5. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/19/psychology/savina-smirnova.pdf