Консультация
консультация по психологии на тему

Копейкина Татьяна  Викторовна

Консультация по адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

    Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

-  Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

- Будьте терпеливы.

- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

-   Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

-  Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

-   Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

-  Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

-   Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...

- Поощряйте любопытство.

- Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка

Как вести себя с ребенком:

- показать ребенку его новый статус (он стал большим);

- не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

- обратить внимание на положительный климат в семье;

- следует снизить нервно-психическую нагрузку;

- сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т.д.;

-  при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.

Как не надо:

- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

- препятствовать контактам с другими детьми;

- увеличивать нагрузку на нервную систему;

- одевать ребенка не по сезону;

- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: « Волшебный песок»

Автор:Копейкина Татьяна Викторовна педагог-психолог МДОУ  ДС №24 г. Будённовска.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.

Проведение семинара.
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.

Игры с песком разнообразны:
-
Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-
Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-
Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.

Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем
Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам, к тому же,
Есть он даже и у лужи.
(Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве
Каждый, кто проходит
Подойдёт, нагнётся-
И опять в дорогу силы наберётся.
(Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
-Что для вас было самым трудным?
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.

Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора всесадятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:
-Что вам дал семинар-практикум?
-Произошли ли у вас какие-либо изменения?
Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).



Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей. Причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития — ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину...

Если мы будем помнить об этой притче, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом. Тем более что ребенок — самый главный человек на земле. Именно к такому выводу еще в XVI веке пришли великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал...

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но как бы не так!» — подумал Бирбал.

— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится — ни раджа, ни сам падишах.

— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, — отозвался падишах.

— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть ее изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

— Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет! А Бирбалу только того и надо:

— Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок — самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете — ребенок. Мы же будем говорить о внутреннем ребенке, который есть в каждом человеке. Поэтому предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

Нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами:

страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте ребенка? В комплексе неполноценности? В несформированности моделей эффективного поведения?

Представители различных психологических школ пытаются искать причину неблагополучного развития ребенка, исходя из той концепции, которой они доверяют.

Наверное, сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. Мы же считаем, что многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю — достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный — как разрушитель.

Шкала «разрушитель — созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — созидание».

Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает.

Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

Важно отметить, что противостояние «разрушение — ' созидание» изучается и в философии, и в психологии. Таким образом, сказкотерапевт может поставить только один «диагноз» — общее недоразвитие личности (ОНЛ). Проявляется такое недоразвитие в дисгармонии.

Вот с этим ОНЛ нам и приходится работать. Основной принцип работы — вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Поэтому мы призываем еще раз: «Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни созидателя!»

ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Как же растить созидателя в гиперактивном или агрессивном ребенке, тем более что такие дети вызывают у взрослых разрушительные ответные чувства? Ответ прост и сложен одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой...» Кажется, что это нереально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийскои притчи.

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.

Он передал свой секрет многим людям. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадие ада.

Прошли века.

В одной общине знание о добывании огня сохранили только жрецы. Они пользовались властью, богатством и теплом, в то время как их соплеменники замерзали от холода.

Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи.

Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь.

В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие — нет. Это не меняло дела.

Пятая община использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.

И вот, спустя много-много лет, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по земле, где живут эти общины. Ученики пришли в изумление при виде множества различных ритуалов. Они сказали учителю:

— Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!

— Что ж, я согласен, — ответил учитель, — мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.

Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:

— Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду? Первый ученик сказал:

— Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.

— Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, — ответил учитель.

Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:

— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я это сделаю, признаете ли вы, что уже много веков находитесь в заблуждении?

— Хватайте его! — закричали жрецы.

Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.

Мудрец с учениками тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории второй общи-ны. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.

С позволения учителя он сказал:

— Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь не огню, а всего лишь средствам, с помощью которых можно его получить. Таким образом, вы лишены возможности использовать огонь. Я научу вас пользоваться им.

Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:

— Ты — наш гость, мы уважаем тебя. Но ты незнаком с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!

Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего человека — открывателя огня.

Третий ученик обратился к руководителям общины:

— Этот идол изображает человека, способного добывать огонь, не так ли?

— Может быть, и так, — ответили ему, — но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.

— Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на факты, — сказал третий ученик.

— Все это ересь. К тому же ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке и не принадлежит к посвященным в нашу веру! — заворчали жрецы.

И этому ученику не удалось добиться успеха. Группа продолжила свое путешествие и прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед людьми выступил четвертый ученик. Он заявил:

— История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.

В толпе возникло замешательство. Некоторые говорили:

— Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.

Но когда мудрец и его ученики расспросили говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали,

что огонь есть нечто, необходимое для человеческого прогресса.                                        

Те члены общины, которые воображали себя способными представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.

Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:                

— Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.

И еще одно мнение представила четвертая община:

— Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?

Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на территорию пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.

И сказал мудрец своим ученикам:

— Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сначала вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться.

Как часто психологи, педагоги, родители или психотерапевты оказываются в роли учеников мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается из-за того, что умное слово не достигает ушей человека. В таких ситуациях люди говорят:

«И психолог нам не помог...» Не помог не потому, что был неправ. Не помог потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жить. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»

Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» нашего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы — это его способ адаптации. И если он к нам пришел за советом, значит, он хочет что-то улучшить или старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не имеет личностного и ситуационного ресурса для того, чтобы воспользоваться советом, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи 66 огне? Оказывается, на пути помощи ближнему встречается множество подводных камней.

История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос как способ адаптации.

Из последних слов мудреца ясно, что нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но как это сделать?

Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.  Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ, так и не обнаружили.

Они решили, что отец,, по своей щедрости, уже раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и через несколько месяцев собрали богатый урожай.

Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.

Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они так и не нашли. Поэтому братья заново перекопали, поле, но золота так и не нашли.

Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают немалым богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить действия, которые помогут им развиться. Но истинный смысл этих действий самим ученикам сначала бывает непонятен.

Кажется, все просто — психологу нужно побудить клиента совершить действия, которые помогут последнему развиться. Однако что же это за действия? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но где уверенность .в том, что проблемы будут решены?

Обратимся опять к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал недостатки своих сыновей. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивые и жадные. Мудрый крестьянин заинтриговал своих детей, создал для них приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей — леность и жадность. В результате в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия — трудолюбие и щедрость.

Может быть, и нам стоит научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом — бесстрашие, под глупостью — ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву

— смелость, Страшиле — мозги, Железному Дровосеку

— чуткое любящее сердце. А ведь всеми этими качествами они обладали изначально. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что нужное качество сформировано.

Итак, в задачу сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение веры.

ВИДЫ СКАЗОК

Человек работающий в детском саду, школе, постоянно задает себе 2 вопроса: «Что?» и «Как?». В том смысле, что каждый день в случае оказания помощи ребенку взрослый пытается разобраться в том, что, собственно, происходит и как? Помочь маленькому клиенту преодолеть возникшие трудности.

Поиски ответа на вопрос что? Осуществляется с помощью многообразных методов психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями. А вот когда более или менее ясным становится ответ на первый вопрос как? На этом этапе переходят с психокоррекции и психотерапии.

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективности работы с детьми представляемыми таким направлением, как сказкотерапия, является фактом последнего десятилетия. Теперь для вопроса как? нашелся один из красивых и эффективных ответов. Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывает эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.

Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет о целенаправленном собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Якобом и Вильгельмом Гримм, чуть позже Перро во Франции.

Существует несколько версий происхождения сказок:

Индийская версия, согласно, которой все основные сказочные сюжеты и образы родились в Индии и позже распространились по Европе.

Вавилонская версия, утверждавшая, что именно Вавилон является родиной сказок, а перевалочным пунктом на их пути был полуостров Малая Азия.

В настоящее время широко известная типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя:

Художественные сказки (народные, авторские)

Психотерапевтические

Психокоррекционные

Дидактические

Медитативные

Психологические

Дидактические – имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира. Дидактические сказки могут содержать задания учебного характера, которое должен выполнить ребенок.

Медитативные – нацелены на создание какого-то эмоционального состояния, иногда состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку» ярких сказочных образов. С помощью таких сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям. Эти сказки нужно слушать в специально созданных условиях.

Психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. В психокоррекционных сказках слушателю обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания.

Психотерапевтические – обращение к глубинному Я – ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержанием; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, к миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки  и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Такие сказки часто имеют форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.

Психологические – особый тип сказок. Цель – влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом психологические сказки – развивающие это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая информацию о внутреннем мире человека.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ

ЗНАНИИ О ЖИЗНИ

В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции... Но тем не менее они от этого не были менее социально адаптированными, чем представители нынешнего поколения. Возникает вопрос — почему. Может быть, потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию практического интеллекта, передаче и накоплению жизненного опыта? Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым и мы интуитивно стремимся?..

Странно, но сегодня к психологу обращается немало родителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто источником этих проблем становится чрезмерно развитая интеллектуальность таких детей в ущерб формированию у них элементарных житейских представлений и навыков. Чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно поведать ребенку историю, которая произошло недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Они и являются основой сказкотерапии.

Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не все знают обычаи, не понимают их смысла, считают пережитком прошлого.

Дорогие друзья, ведь это не так! В обычаях, сказказ мифах, легендах описаны основы безопасной и созидатель ной жизни. И, может быть, сегодня, перейдя в новс тысячелетие, нам нужно осмыслить наше наследие заново

Приведем пример. Восьмилетние дети за столом хул1-ганят, толкают друг друга, бросаются хлебом. Кажды учитель, проходя мимо, делает им замечание. Однако, сток взрослым отвернуться, безобразие продолжается. Наве(:

ное, такую ситуацию наблюдали многие из вас. Но что ж делать? Давайте обратимся к обычаю и поговорим об это с детьми. В нашем случае дело было так.

— Ребята, а знаете ли вы о таком старинном русском обычае: во время обеда глава семьи должен был сеет во главе стола с большой ложкой. Он сам не ел, а следи за тем, как ведут себя члены семьи за столом. И есл кто-то начинал себя плохо вести, что он делал?

— Давал ложкой по лбу, — отвечают ребята.

— Правильно, значит, вы знаете этот старинны обычай.

— Это непедагогично, — замечает один из «продвинутых» мальчишек.

— Почему непедагогично?

— Потому что детей бить нельзя, — уверенно заявляет молодой человек.

— Это верно. Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то нужен. Зачем?

— Чтоб дети вели себя нормально за столом.

— Безусловно! Но зачем бить ложкой па лбу?

— Чтобы было больно и в следующий раз дети ее./ себя хорошо, — предполагают ребята.

— То есть вы считаете, что дети ведут себя хорош потому что боятся получить по лбу?

— Да.

— Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так. Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом кривляться громко разговаривать, петь песни, толкаться и так далее?

— В лоб получит.

— А если некому будет в тот момент дать в лоб

— Тогда подавиться может.

— А если серьезно подавится, что может пром-эойгш

— Еда попадет не в то горло, и он умрет.

— Может быть, и так. Что же у нас получаете:

Зачем же отец, сидел во главе стола с большой ложка

— Чтоб не в то горло не попало, что ли?

— Похоже, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен не на страхе, а на чем?

— ???

— Это называют заботой. Глава семьи, заботясь своих шаловливых детях, сидел с большой ложкой. (. не был зол на детей, он понимал, что уберечь ребенка от опасности можно только с помощью моментального действия. Раз — и готово. И не нужно тратить лишних слов. Ведь пока объясняешь ребенку, что это для его же блага, может случиться непоправимое. Удар ложкой в те далекие времена был предупреждением отца — ты в опасности, если не изменишь поведения, попадешь в беду. Сегодня люди забыли о смысле этого, да и других обычаев, хотя они объясняют многое в жизни. То, что учителя уже несколько раз строго советовали вам прекратить безобразничать за столом, продиктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей связаны с заботой...

Главное, заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри. Описанный случай относится к «неорганизованной» сказкотерапии. Часто в таком контексте она еще более эффективна.

Как строился сказкотерапевтический процесс в прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории... И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок быстро проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Но как это — осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе.

Возьмем, к примеру, известную всем сказку «Колобок». Содержание ее всем знакомо. Мы прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс только начался.

Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучно, предлагает интересные истории. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их с тобой разгадаем.

Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?

Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а потом солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.

Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?            

Может быть, тому. что слишком горячая пища вредна для нас? Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горячий кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык и долго потом ничего бы им не чувствовал. Поэтому второй сказочной урок — не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.

А дальше наш Колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять Колобка без присмотра? Колобок ожил, заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто так же может себя вести? Конечно, ребенок! Малышу так скучно находиться в одиночестве и так хочется узнать что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать всем, что он взрослый и самостоятельный! Бывает такое желание у тебя? Конечно, поэтому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям. Сказка учит их не оставлять детей без присмотра. А также как будто просит взрослых вспомнить себя маленькими: когда им так хотелось казаться большими и самостоятельными. Малыш вырывает свою ладошку из маминых рук и говорит: «Я сам!» Может, третий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?..

Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди:

есть доброжелательные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая, требует «преодолеть трудность».

Давай вспомним, как сказки учат нас преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не всегда «работает». Что нужно, для того чтобы дать обидчику сдачи? По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необходим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться силой с Зайцем, Волком, а тем более с Медведем? Конечно, нет! Поэтому такой способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему.

Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом ничего не говорится. Кроме того, пока Колобок звал бы на помощь друзей, даже Заяц успел бы его схватить и съесть.

Есть еще чудесный способ для преодоления трудностей — хитрость. Помнишь Кота в Сапогах? Как он ловко сказал .Людоеду: «Никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!» Великан и попался. А мог ли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело? Например, встретив Зайца, Колобок сказал бы ему: «Заяц, а Заяц, про тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе слабо' добежать до опушки и обратно, пока я делаю три вдоха и выдоха! Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня съесть хочешь». Может быть. Колобку и удалось бы перехитрить Зайца, а может, и нет.

Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.

Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я. от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя. Волка, и подавно уйду...» Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает.

В чем же состоит четвертый сказочный урок? Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.

Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.

Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Всегда найдется кто-то, кто будет слушать хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»). Бывает, что они

прячут истинное желание, говоря сладкие, ласковые речи. И мы должны быть очень внимательными, д. того чтобы вовремя разгадать их хитрые и коварные замыслы. Это очень важный жизненный урок. Он нужен и детям, и взрослым.

Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказ хороший конец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что Лиса съела Колобка. А давай с тобой подумаем, что было бы, если 1 Колобок укатился от Лисы.

Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатил бы домой к бабушке с дедом. А дальше — стали бы  жить-поживать и добра наживать? Этот кон хороший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сразу сделал бы дед, если бы увидел Колобка? Наверное, съел бы. А теперь представь, что Колобок неделю путешествовал по лесу. В каком состоянии он прикатился бы домой? Согласись, кушать черствый грязный колобок не очень-то приятно. Но «голод не тетка». Поэтому, скорей всего. Колобка, действительно, съели бы.

А, собственно, для чего он был испечен? Для того чтобы утолить чей-то голод. Просто Лисе повезло больше.

Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит:

каждого из нас есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет какие-либо способности и таланты. Когда дети подрастают, то они выбирают себе профессию. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят, что он выполнил свое предназначение.

Видишь, о каких важных вещах можно узнать простой сказки? Сколько жизненных советов мы тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку...

Так происходит процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке. Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процесс. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки ребенок накапливает в бессознательном некий символийский «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находит у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, сознании. Так, постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки, нам, взрослым, не обязательно все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечитывать всю литературу по сказкотерапии и практической психологии. «Разгадывание», «расшифровка» — это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Если вы чего-то не знаете, стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле именно сомышление, сопознание, сотворчество ребенка со взрослым являются основной движущей силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зададите себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов. На некоторые вопросы ребенка сразу трудно ответить, поэтому не бойтесь сказать: «Пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе». Ведь мудрые люди говорят: «Человек не может задать вопрос, если где-то в глубине своего сознания он не знает на него ответа». Правда, бывает, что ответы приходят через какое-то время. Прекрасно, что у нас есть возможность задуматься над этим!

Поэтому мы определяем сказкотерапию как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

ПРИТЧА

Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления.

Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».

Муравей смотрел на цветочный нектар. Муравей имел свой план действия. Как вдруг на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом. вернулась и опять присосалась к цветку.

— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?

— Я счастлива, — ответила стрекоза. — Я больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе — твой план, а мне — мои.

Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».

И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.

Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она подлетела к чурбаку. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.

Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:

«Твой план закончился, а мой продолжается. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть. В конце концов тебя саму съели.' Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».

Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?

БАСНЯ

Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра.

Более поздние басни Ж. де Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжеты у Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни можно использовать в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул». Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них одинаково тяжелая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмоготу. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил он груз, который нес осел. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит:

«Ну, как, по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.

АНЕКДОТ

Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши — Сколько в городе ворон?

Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:

— Ваше величество, в городе сейчас три тысяч пятьсот восемьдесят пять ворон!

— А ты уверен, что не ошибся?!

— Подсчет точен, Ваше величество!

— Смотри же, если ошибся, заплатишь больше штраф!

— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем  Бирбал. — При проверке получится столько ж Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите все воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот получится, что я подсчитал точно.

ЛЕГЕНДА, БЫЛИНА, САГА, ЭПОС

Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.

МИФ

Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, мифах мы можем найти информацию о сотворении мира, другой — описание разнообразных жизненных перипетий проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о трудных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии.

Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны мифы школьникам.

СКАЗКА

Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.

Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем.

Сказки дали имя нашему методу, поэтому их разновидностям мы посвятим отдельную главу.

ВЫВОД: Так происходит процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается сказочные истории содержат информацию о сказочных процессах. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки ребенок накапливает «банк жизненных ситуаций».  Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Поэтому мы определяем сказкотерапевтию, как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов  в реальность.

Итак, рассказывая сказки, мы оказываем определенное воздействие на людей. Они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей.

Консультации для родителей...

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Консультации для родителей

1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...

Буклеты-консультации в работе с родителями

Консультативная помощь родителям по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии...