Мы учимся общаться
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение - ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем-то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_uchimsya_obshchatsya.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Для учеников 13 – 15 лет

Пояснительная записка

В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение - ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем-то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Сформировать у детей понятие потребности в общении, помочь им осознать свою потребность в общении.
  2. Ознакомить школьников с психологическими особенностями, влияющими на общение, помочь им увидеть свои характерные особенности.

Контингент участников: подростки

Возраст: 13-15 лет

Количество участников: 25 - 30 человек

Продолжительность: 1 час

Вид мероприятия: тематическое занятие

Необходимое оборудование: план занятия, картинки к упражнениям, интернет-доска, проектор, ручки на каждого, карточки к игре «Резиновая маска», листы тетрадные в линейку на каждого человека.

Ожидаемые результаты: осознание учащимися необходимости в общения, как одной из необходимых характеристик социализации личности.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: беседа; упр. «Ситуации»; информационный блок; игра

«Резиновая маска»; упр. «Письмо другу».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Мы начинаем наше занятие по формированию навыков общения (слайд 1). Общение - это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. С помощью общения мы заводим новые знакомства. И для того чтобы успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.

II. Введение в тему.

- Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно. Но бывают такие ситуации, когда надо сказать «нет», отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть человека?

- На нашем занятие мы постараемся узнать, как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказывать, не обижая других. Мы будем учиться делать это так, чтобы нас услышали, и поняли.

- Просить не всегда бывает просто. Бывает, что человек не решается попросить о чем-либо, потому что опасается, что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации? (примеры детей)

III. Сообщение темы.

- Действительно, просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя. Получается просьба с унижением. Это неприятно.

- Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят, может или подчиниться без особой радости, или отказать «назло» (только потому, что не любит, когда ему приказывают). А можно спокойно, вежливым тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем просить и почему это для тебя важно. В этом случае есть возможность найти общий язык с этим человеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.

IV. Работа по теме.

1. Беседа

- Ребята, как вы понимаете такое понятие как «общение»? (высказывания детей)

- Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. (слайд 2) Или

- Общение - это форма деятельности между партнерами, которая приводит к взаимному обмену эмоциями.

- Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врождённое ли это умение или его можно развивать? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение? (ответы учащихся)

2. Упражнение «Ситуации»

- Посмотрите на рисунок 1, который есть у вас на партах (слайд 3). Как вы думаете, какие ситуации изображены на рисунке: приказ, выспрашивание или вежливая просьба? Соедините каждый рисунок с соответствующим названием.

Ученики выполняют задание. После этого важно обсудить, что подсказало им ответ. При обсуждении обращается внимание детей не только на анализ высказывания нарисованных персонажей, но и на невербальные проявления: мимику, жесты, позы.

- То, как люди обращаются с просьбой, может вызывать у их собеседников разные чувства и эмоции. Попробуем разобраться в том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях.

Учащиеся делятся на две группы, им раздает рисуночный материал ситуации №2. и №3 (слайд 4).

- Рассмотрите рисунки, обратите внимание на мимику, жесты, позу участников каждой ситуации. Как вы думаете, что они могут чувствовать. Обсудите и запишите чувства каждого персонажа.

- Действительно, просить — не значит заставлять! Просить — не значит унижаться! Просить — значит обратиться за помощью к другому человеку, сказав ему о своих затруднениях или интересах!».

3. Информационный блок

- Существует 2 вида общения (слайд 5): вербальное общение (с помощью слов) и невербальное (с помощью телодвижений, жестов, мимики, интонации, эмоций).

- Один остроумный служащий английского суда говорил: чтобы скрыть ложь, достаточно закрыть глаза и спрятать руки. Дело в том, что словами передается всего около 20% информации. Невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

- В настоящее время известно более тысячи невербальных знаков и сигналов. Альберт Марабян установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.

4. Игра «Резиновая маска» (слайд 6)

- Шекспир говорил: “Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль…” Я предлагаю вам примерить на себя роль актёра и поиграть в игру «Резиновая маска».

Желающие выходят по одному и достают из коробочки карточку с разными ситуациями, после они должны будут жестами показать эти ситуации:

* завтра не будет математики;  * дай списать;  * хочу кушать;  * давай прогуляем урок;  * у меня скоро день рождения;  * мне поставили занятие с логопедом.

- Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

5. Упражнение «Письмо другу».

Одной из разновидностей невербального общения я бы выделила интер-общение (общение через интернет). Многие люди уже зависимы от Интернета и просто не понимают этого. Раньше такого не было, и люди общались между собой вживую. Например,  на улице, при встречи, через письма и телеграммы. Сейчас же можно увидеть людей, которые, находясь радом, не разговаривают, но переписываются в сети.

И сейчас я хотела бы предложить вам одно интересное упражнение, которое называется «Письмо другу». (слайд 7) Вам нужно будет вспомнить 3 класс т.к. именно в этом классе давали знания о правильном написании письма и написать письмо своему другу, подруге, родителям, соседу, кому угодно. Вы можете написать в своём письме всё, что желаете, но письмо должно быть корректным.

Учащиеся с психологом вспоминают правильное оформление (написание) письма и только после этого приступают к выполнению задания. После написания, учащиеся по желанию читают свои письма, после происходит обсуждение.

- Скажите, ребята, а письма быстро доходили до адресата? (нет)

- Можно через письмо понять, какие чувства испытывает пишущий? (нет)

- Когда мы можем видеть чувства собеседника? (при диалоге т.е. при непосредственном общении лицом к лицу)

- Что сегодня заменяет письма? (электронные письма)

- Это быстрее, чем обычное письмо? (да)

- В этом «+» или «-» Интернета? (плюс)

- При этом мы можем видеть чувства собеседника? (нет)

- Человек, при общении через интернет не проявляет ни каких эмоций по отношению к собеседнику, постепенно он становится безэмоциональным. Ему тяжелее  выражать свои эмоции при встрече лицом к лицу с человеком.

V. Итог, выводы.

- Ребята, какие выводы вы вынесли из нашего сегодняшнего занятия?

- Мне приятно было с вами общаться, на этом наше занятие окончено, спасибо за внимание. (слайд 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"

Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Тренинг "Учимся общаться"

для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ "Давайте учиться общаться"

очень важно научить детей общению в коллективе, умению слушать и слышать своего собеседника, находить оптимальные решения выхода из конфликтной ситуации....

Учись общаться (настольная памятка при обучении общению)

Научить общаться учащихся на иностранном языке вне языковой среды проблематично, но возможно. В данной работе большую роль играют вспомогательные материалы, как например, такие памятки....

Групповое занятие "Учимся общаться"

Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...