Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоились. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста - до 35% суицидальных попыток совершают дети и подростки. Ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По статистике каждый день 17 российских подростков заканчивают жизнь самоубийством. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

Самоубийство, противореча, казалось бы, прирождённому всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки.

В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это – одна из вечных проблем человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_dorozhe_vseh_sokrovishch.docx132.99 КБ
Office presentation icon zhizn_dorozhe_vseh_sokrovishch.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

E:\радость.jpg

Пояснительная записка

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоились. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста - до 35% суицидальных попыток совершают дети и подростки. Ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По статистике каждый день 17 российских подростков заканчивают жизнь самоубийством. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

Самоубийство, противореча, казалось бы, прирождённому всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки.

В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это – одна из вечных проблем человечества.

Цель: профилактика суицидального поведения среди учащихся? формирование представления о ценности человеческой жизни. Учить детей говорить о свои трудности и искать пути их решения.

Задачи:

  1. Развитие позитивного мышления.
  2. Применить наиболее эффективные формы работы по пропаганде ЗОЖ.
  3. Воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.

Контингент участников: подростки

Возраст: 12-13 лет

Количество участников: 25 - 30 человек

Продолжительность: 1 час

Вид мероприятия: тематическое занятие

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, ватман, 2 упаковки фломастеров, по 2 тетрадных листа на каждого, ручка на каждого, лист А4 на каждого.

Ожидаемые результаты:

Осознание жизни как главной ценности.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: упр. «Паутина проблем», упр. «Неприятности», упр. «Банка», упр. «Ладонь», упр. «Лестница мечты», О вере, надежде, любви.
  5. Итог.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. 

II. Введение в тему.

- Проблемы очень часто присутствуют в нашей жизни, а некоторые неприятные моменты случаются по несколько раз в один день. Жизнь зачастую несет в себе и трагические случаи. И все по - разному справляются с проблемами. Для одних — это «удары судьбы», для других - просто очередное испытание. Но бывает, когда создается невыносимая ситуация, когда человек не знает, как решить проблему, как выйти из сложившейся трудной ситуации.

III. Сообщение темы.

- Сегодня мы рассмотрим некоторые трудные ситуации нашей жизни и постараемся научиться их разрешать. Тема нашего урока звучит: «Жизнь дороже всех сокровищ». (слайд 1)

IV. Работа по теме.

- На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с проблемами, нерешаемых проблем нет, и в этом нам поможет убедиться упражнение «Паутина проблем». (слайд 2)

Вам нужно разделить на две команды, каждая команда получает ватман и фломастеры. I команде достаётся проблема «Невыученный урок», а II команде – «Остаться на второй год обучения»

Каждая команда пишет свою проблему в центре листа ватмана. Затем ведущий спрашивает, почему данная проблема существует. Команды отвечают по очереди, исходя из сути своей проблемы. Все найденные причины записываются на ватмане вокруг проблемы и соединяются стрелочками. В отношении каждой записанной на листе причины ребят следует спросить, почему эта причина возникла. Продолжать построение цепочки причин следует до тех пор, пока не будут сформулированы такие из них, которые зависят от самих учащихся и с которыми ребята могут справиться сами.

Задание выполняется в течение 5–7 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину» проблемы, показывая, что следует предпринять человеку, чтобы избежать неприятностей.

- Давайте теперь вместе подумаем, что чувствует человек, который испытывает неприятности, переживает неудачу, а иногда и большое горе?» (ответы учащиеся: «обида», «одиночество», «отчаяние», «беспомощность», «злость» и т.д.).

- Когда  человек испытывает неприятности, он хочет, чтобы кто-то оказался рядом и поддержал его. Но мы не всегда можем понять, что другому человеку плохо, ведь есть среди нас те, кто не высказывается открыто о своих неприятностях или считает, что жалобы на жизнь – это признак слабости.

- Давайте вместе подумаем, что нам может указывать на то, что человек, находящийся рядом, испытывает проблемы?» (варианты записываются на доске: проговаривание, внешний вид и т.д.)

- Кроме открытых высказываний, свидетельством эмоционального дискомфорта могут быть внешние признаки, а также изменения в поведении, когда человек не хочет ни с кем общаться, становится раздражительным, унылым и грустным. Что же можно сделать для такого человека?» (ответы учащихся – утешить, посочувствовать, предложить помощь и т.д.).

- Помогает нам пережить неприятности – внимание окружающих, их неравнодушие и забота. Но есть еще один важный момент в переживании неудач, и он зависит только от нас – это личное отношение к случившейся ситуации: кто-то из нас, сильно расстраивается и считает, что ничего нельзя сделать, а кто-то начинает искать выход, решение жизненной проблемы.

- Упражнение «Неприятности» (слайд 3)

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, вы заболели накануне важного мероприятия или получили плохую оценку. Обычно в такой ситуации мы сильно расстраиваемся, теряем контроль над собой. Но, можно реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя словесные позитивные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…», или «Подумаешь, важность какая…», или … (ответы учащихся). А что ещё можно сказать?

- Всё решаемо, главное – научиться переживать это время, а помочь нам в этом могут окружающие – одноклассники, друзья, наши близкие.

- А сейчас я хотела бы предложить вам другое упражнение, называется оно «Банка». (слайд 4)

- Вам нужно, не подписывая свой листок, записать на нём свои «трудности» и сдать листочки мне, я положу их в банку. Далее, вынимать по одной записке из банки, мы обсудим эти ситуации. После того, как я достану из «банки» одну из ситуаций, вам нужно будет на чистых листочках записать как можно больше выходов из данной трудной ситуации. Победит тот, кто предложит больше вариантов. Например: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с родителями, ссоры с учителями, позор, «разборки», одиночество и др.

- При обсуждении ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть. 

- Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее прочитать не можем, но давайте нарисуем ладонь и напишем на ней, что такое жизнь. (слайд 5)

Ученики на листочках рисуют ладонь и на каждом пальце пишут, что для них означает жизнь.

- Ребята каждый из вас о чём–нибудь мечтает. Давайте выстроим лестницу мечты? (слайд 6) Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель. На каждую ступеньку вам необходимо назвать своё желание или мечту. На обдумывание отводится 2 минуты. Затем 3 - 5 желающих могут перечислить свои желания и мечты.

- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.

- Жизнь людей наполняют вера, надежда, любовь.

О вере. Многие люди верят в Бога. Для них Бог является основной опорой в жизни, особенно в трудные минуты. Они считаю, что их страдания на Земле и их терпеливое отношение к этим страданиям приведёт к блаженству. Но верующие люди знают: их вера – это спасение от зла в своей душе.

О надежде. Все люди надеются на лучшее. Многие живут надеждой долгие годы. Бывает, что не все ожидания оправдываются. Но люди знают, что надежда не раз помогала им переносить трудности и даже удары судьбы. Надежда – мощная опора в жизни человека.

О любви. Сколько людям помогла в жизни любовь! Это чувство посещает каждого, кто сам не создаёт для неё препятствия. И для многих она является опорой в жизни.

V. Итог, выводы.

- Любые трудности и кризисы в нашей жизни ни случайны, и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание! (слайд 7)


Предварительный просмотр: