Тематическое занятие по профилактике стресса и тревоги Без муки нет науки""
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

Пояснительная записка

В современном мире под воздействием плохой экологии, в условиях политической, материальной и экономической нестабильности наблюдается постоянное накопление у людей негативных эмоций. Практически каждый человек в течение жизни неоднократно подвергается стрессу, который в дальнейшем может оказать отрицательное воздействие, как на психическое, так и на физическое состояние его организма.

 Понятие «стресс» было введено в обиход канадским учёным Гансом Селье. Ещё в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Иными словами стресс – это реакция, обеспечивающая приспособление организма к многообразным новым условиям. Он возникает под действием чрезмерных неблагоприятных раздражителей. Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Состояние готовности – «настрой» на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия в ситуации сдачи экзамена являются одной из самых важных составляющих успеха.

Мы знаем о том, что у всех разная степень волнения перед экзаменом или любой проверкой знаний: кто-то очень переживает; для кого-то экзамены не являются жизненно важным событием. Для успешной сдачи экзамена нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: ознакомление со способами борьбы со стрессом и тревогой перед проверкой знаний учащихся.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся со способами саморегуляции

психоэмоционального состояния

2.     Снятие эмоционального напряжения, активизация внутренних

ресурсов учащихся

Контингент участников: подростки.

Возраст: 15-17 лет.

Количество участников: 25-30 человек.

Продолжительность: 1учебный  час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, магнитофон.

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися опыта применения способов регуляции своего состояния.

 

 

 

 

 

 

План мероприятия

1.     Орг. момент.

2.     Введение в тему.

3.     Сообщение темы.

4.     Работа по теме: «Настрой»; упр. «Позитивные точки»;

дыхательная релаксация.

5.     Итог, выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_muki_net_nauki.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Для учеников 15 – 17 лет

Пояснительная записка

В современном мире под воздействием плохой экологии, в условиях политической, материальной и экономической нестабильности наблюдается постоянное накопление у людей негативных эмоций. Практически каждый человек в течение жизни неоднократно подвергается стрессу, который в дальнейшем может оказать отрицательное воздействие, как на психическое, так и на физическое состояние его организма.

 Понятие «стресс» было введено в обиход канадским учёным Гансом Селье. Ещё в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Иными словами стресс – это реакция, обеспечивающая приспособление организма к многообразным новым условиям. Он возникает под действием чрезмерных неблагоприятных раздражителей. Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Состояние готовности – «настрой» на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия в ситуации сдачи экзамена являются одной из самых важных составляющих успеха.

Мы знаем о том, что у всех разная степень волнения перед экзаменом или любой проверкой знаний: кто-то очень переживает; для кого-то экзамены не являются жизненно важным событием. Для успешной сдачи экзамена нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

Цель: ознакомление со способами борьбы со стрессом и тревогой перед проверкой знаний учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со способами саморегуляции

психоэмоционального состояния

  1. Снятие эмоционального напряжения, активизация внутренних

ресурсов учащихся

Контингент участников: подростки.

Возраст: 15-17 лет.

Количество участников: 25-30 человек.

Продолжительность: 1учебный  час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, магнитофон.

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися опыта применения способов регуляции своего состояния.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: «Настрой»; упр. «Позитивные точки»;

дыхательная релаксация.

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1.  Орг. момент.

- Ребёнок рождается, подрастает и в 3 года идёт в детский сад, в 7 лет идёт в школу, в 17 – 18 лет поступает в институт, в 22 года устраивается на работу. При всём при этом он испытывает колоссальный стресс, особенно при сдачи экзаменов.

- Как без последствий для здоровья и душевного состояния пережить стрессовую ситуацию, нам предстоит узнать сегодня на занятие «Без муки нет науки».

II. Введение в тему.

- Я не зря назвала наше занятие строками из пословицы. Существует множество пословиц и поговорок про учение. А, как вы понимаете их смысл:

  • Наука в лес не ведёт, а из леса выводит
  • Знание лучше богатства
  • Всякое полузнание хуже всякого незнания
  • Век живи – век учись
  • Азбука – к мудрости ступенька (ответы учащихся)

- Истории известны случаи, когда люди, даже будучи без семьи и жилья над головой, с помощью своих определённых знаний, в конце жизни становились богатыми. Так один американец, собирая на улицах бутылки и сдавая их, к концу своей жизни накопил 1 миллион долларов, так как все полученные деньги он вкладывал в акции.

- Как же он смог это сделать? Он покупал газеты, читал, анализировал биржевые котировки, где-то ошибался, но учился на своих ошибках и, наконец, найдя правильный путь, он добился поставленной цели.

III. Сообщение темы.

- Наши знания проверяются с помощью экзаменов. И их не нужно бояться – к ним надо готовиться, в том числе и психологически. Слово «экзамен» - латинское и означает испытание. В толковом словаре С. И. Ожегова слово «испытание» означает тягостное переживание, несчастье.

IV. Работа по теме.

-   Какие же существую способы борьбы со стрессом? Перед тем, как идти на экзамен, диктант или любую проверочную работу можно дома, перед зеркалом, «настроиться», то есть успокоиться, потому что при волнении мы можем совершенно забыть все правила, которые раньше знали.

- Каким образом это делается? Нужно глубоко дышать, чётко и спокойным голосом говорить себе: «Я спокоен, я совершенно спокоен», «Моё сердце бьётся ровно». И повторить это нужно минимум 5 раз.

- Давайте попробуем сейчас это проделать?

- Так же существуют физические упражнения, которые помогают справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации и ослабить волнению. Его можно выполнять стоя или сидя, называется оно «Позитивные точки».

- Давайте потренируемся выполнять его вместе?

1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине, между линией бровей и волос (песики).

2. Подержите пальцы на этих точках, до возникновения под ними пульсации или тепла. Вращайте пальцами по часовой стрелке и мысленно говорите себе: «Я всё знаю, я легко со всем справлюсь» и так несколько раз, пока не настроитесь.

- Ребята, а какие способы борьбы с тревогой и стрессом знаете вы? (ответы учащихся)

- Состояние тревоги может быть связано и с мышечным напряжением. Иногда, чтобы достичь спокойствия, достаточно просто расслабиться. Такой способ называется «релаксацией». Мы проведём релаксацию с помощью дыхания (музыкальное сопровождение).

- Примите удобную позу:

1. Закройте глаза. Держите спину прямо, чтобы было свободно дышать.

2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).

3. Медленно и полностью выдохните через рот.

4. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя «Я», а при выдохе «Расслабляюсь».

5. Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).

6. В течение нескольких последующих минут посидите спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.

- Ребята, стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Более того, есть люди, которые сами создают себе стресс, постоянно находя себе причины для расстройства. Другие же довольно легко справляются со стрессовыми ситуациями, не позволяя своему организму отдаваться во власть переживанию и это хорошо.

- Для того, чтобы справится с любым заданием, нужно быть уверенным в себе. Уверенность зависит от самооценки. Последнее наше задание будет направлено на повышение уровня самооценки.

- Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. 
У вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! 
Итак, продолжите фразу: « Я хвалю себя за то, что…» (Работа по цепочке) 
Обсуждение: трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытывали при этом.

V. Итог, выводы.

-  - Вот и подходит к концу наше занятие. Настало время подвести итоги.

- Ребята, как вы думаете, какие выводы мы можем с вами сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие по профилактике стресса с педколлективом санаторной школы-интерната

Тренинговое занятие, разработанное и проведённое мною,  опубликовано в газете "Школьный психолог" в №9 2009г.; издательство "Первое  сентября"....

Занятие с элементами тренинга "Волнение, тревога, стресс"

Психологическое занятие по коррекции экзаменационной тревожности у выпускников....

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь - прекрасная штука!"

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  наход...

тематическое занятие по профилактике бесконфликтного поведения "В споре рождается истина"

Пояснительная запискаШкола – это важный институт социализации. Именно здесь ребёнок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Каждый чело...

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"

Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...

Советы подростку - "Снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах"

Рекомендации Московского государственного психолого -педагогического университета подросткам  по снижению стресса, контролю тревоги, сохранения продуктивности в текущих делах...

Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.

В данной статье представленны способы сниятия стресса и тревоги непосредственно во время сдачи ЕГЭ. Также эти методы и приемы способствуют мобилизации ресурсов организма в ситуации цейтнота, стим...