Программа Занимательная психология 6 класс
материал по психологии (6 класс) на тему

Полищук Светлана Юрьевна

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanimatelnaya_psihologiya_6_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 6 классе» под редакцией Дубровиной.

Общая характеристика курса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Занимательная психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

-формирование общих представлений о психологии как науке;

-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;

- развитие интеллектуальной сферы;

- развитие самосознания, эмоциональной сферы.

Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Обучение пятиклассников в средней школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Программа предмета «Занимательная психология» учитывает, что у школьников 6 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.

В ходе изучения курса психологии в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- Что такое способности и как их развивать;

- Что такое характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.

- Что такое темперамент и его влияние на способности.

Уровень понимания, а, следовательно, и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены в школе, и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.

Ожидаемые, планируемые результаты.

Предметные результаты.

1. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.

2. Понимание психологических механизмов развития способностей.

3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.

4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.

5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.

Личностные результаты

1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.

4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.

6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Основное содержание курса

тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Способности

17

3.

Темперамент

8

4.

Характер

8

5.

Итоговое обобщение

1

Итого

35

Поурочный план

1. Введение (1 урок).

Повторение пройденного в младших классах. Психические свойства личности.

2. Способности (17 уроков).

Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности.

3. Темперамент (8 уроков).

Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

4. Характер (8 уроков).

Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера.

5. Заключение (1 урок).


Календарно - тематическое планирование

«Занимательная психология» 6 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

6-й класс «Психология общения»

1

Введение

1

1. Способности

17

2

Возникновение способностей в истории человечества.

1

3

Что такое способности

1

4

Откуда берутся способности

1

5

Как развиваются способности

1

6

Общие способности.

1

7

Мышление как общая способность.

1

8

Память как общая способность. Восприятие окружающего мира

1

9

Творческое отношение к действительности как общая способность. Воображение как общая способность

1

10

Специальные способности

1

11

Единство общих и специальных способностей

1

12

Обобщение по теме «общие и Специальные способности»

1

13

Познавательная активность. Интересы и склонности

1

14

Способности, талант, гениальность.

1

15

Многогранность одаренности

1

16

Когда проявляются способности и таланты

1

17

Способности и школа

1

18

Обобщение по теме «Способности»

1

2. Темперамент.

8

19

Что такое темперамент

1

20

Психологические характеристики темпераментов.

1

21

Определение темперамента

1

22

Положительные и отрицательные стороны темпераментов

1

23

Темперамент и общение.

1

24

Темперамент и характер.

1

25

Темперамент и способности

1

26

Обобщение по теме «Темперамент»

1


3. Характер

8

 27

Что такое характер.

1

28

Черты характера. Нравственные черты характера

1

29

Волевые черты характера

1

30

Как проявляются черты характера

1

31

Черты характера и способности.

1

32

Определение черт характера

1

33

Характер и успехи в школе.

1

34

Обобщение по теме «Характер»

1

35

Итоговое обобщение.

1

Итого

35 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час занимательной психологии "Пиктограмма"

Что такое пиктограмма? Виды пиктограмм....

Час занимательной психологии "Мир эмоций"

Что такое эмоции? Виды эмоций...

Час занимательной психологии "Хочу дружить"

Занятие, направленное на сплочение детского коллектива...

«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...

Занимательная психология (неделя психологии)

Данный материал может быть полезен при проведении недели психологии в школе, при составлении развивающих занятий и работе с детьми в период каникул....

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...

Положение и план проведения недели психологии и логопедии "Планета занимательной психологии и логопедии"

План проведения и положение недели психологии и логопедии для обучающихся 1-5 классов....