Нормализации двигательной активности у детей с СДВГ младшего школьного возраста средствами психогимнастики
проект по психологии на тему

Альсеитова Асель Баранбаевна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детей младшего школьного возраста. Такие особенности ребенка, как импульсивность, избыточная двигательная активность, наличие многочисленных посторонних движений оказывают негативное влияние на процесс обучения в целом и взаимодействия с окружающими в частности.

В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу по нормализации двигательной активности ребёнка, как ведущего провоцирующего фактора психического неблагополучия при СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sdvg.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Нормализации двигательной активности у детей с СДВГ младшего школьного возраста средствами психогимнастики

Пояснительная записка

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детей младшего школьного возраста. Такие особенности ребенка, как импульсивность, избыточная двигательная активность, наличие многочисленных посторонних движений оказывают негативное влияние на процесс обучения в целом и взаимодействия с окружающими в частности.

В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу по нормализации двигательной активности ребёнка, как ведущего провоцирующего фактора психического неблагополучия при СДВГ.

     

Цель: нормализация двигательной активности у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Обучение детей приёмам релаксации и некоторым релаксационным техникам;
  2. Развитие навыков снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;
  3. Обучение приёмам сглаживания импульсивности в действиях и поведении;
  4. Преодоление двигательного автоматизма и развитие механизмов двигательной компенсации;
  5. Коррекция навыков саморегуляции и эмоционально-волевой сферы.

Этапы реализации:

  1. Диагностический этап проводится на первых занятиях при знакомстве с ребенком. Реализуется в индивидуальной и групповой формах работы.

Основные методы:

  • наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями и педагогом.

2.Коррекционный этап. На данном этапе проводится основная работа по коррекции мышечного напряжения в индивидуальной и групповой формах. Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из пяти фаз.

I фаза:релаксационные упражнения (релаксация проводится в начале и в конце каждого занятия с целью расслабления, снятия мышечного и эмоционального напряжения);

II фаза: игры и упражнения для снятия мышечного напряжения;

III фаза:игры и упражнения для сглаживания импульсивности в действиях и поведении;

IV фаза: игры и упражнения на преодоление двигательного автоматизма и развития механизмов двигательной компенсации;

V фаза: игры и упражнения на саморегуляцию;

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Этот перерыв назовем «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между III и V фазами можно вставить какую — нибудь игру  на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

  1. Этап оценки эффективности коррекционной работы.

На данном этапе проводиться анализ коррекционной работы и даются рекомендации родителям и педагогам.

  1. Упражнения для релаксации:в приложение
  • «Загораем»
  • «Поза покоя»
  • «Штанга»
  • «Ковер-самолет»
  • «Внутри-снаружи»
  • «Пляж»
  • «Превращение»

  • Преодоление двигательного автоматизма. Данная задача решается в процессе занятия с помощью таких игр и упражнений, как:
  • «Запретный номер»
  • «Замри»
  • «Пустой угол»
  • «Стоп»
  • «Пожалуйста»
  • «Противоположные движения»

  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Для реализации данной задачи используются следующие игры и упражнения:
  • «Белые медведи»
  • «Тропинка»
  • «Давайте поздороваемся»
  • «Ловим комаров»
  • «Лови-лови»
  • «Игра с песком»
  • «Шалтай-болтай»

  • Нормализация двигательной активности. Для решения данной задачи психолог использует следующие упражнения:

- «Кулачки»

- «Колечки»

- «Кулак-ребро-ладонь»

- «Ухо-нос»

- «Руки-ноги»

  • Обучение приемам саморегуляции. Данная задача решается при выполнении всех игр и упражнений на протяжении всего занятия.

  1. Этап оценки эффективности коррекционной работы.

На данном этапе проводиться анализ коррекционной работы и даются рекомендации родителям и педагогам.

Ожидаемые результаты

По итогам коррекционной работы дети должны знать:

  1. релаксационные техники;
  2. приемы саморегуляции ;
  3. основные правила поведения в играх и упражнениях;
  4. основные приемы снятия мышечного и эмоционального напряжения;

Дети должны уметь:

  1. избегать посторонние движения;
  2. контролировать свои эмоции;
  3. взаимодействовать в группе;
  4. со подчинять свои действия с действиями других;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...