Главные вкладки

    Диагностика эмоционального состояния. Цветовой тест Люшера
    тест по психологии на тему

    Майорова Ольга Ивановна

    Цветовой тест Люшера с расшифровкой результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsvetovoy_test_lyushera.docx65.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика эмоционального состояния школьников

    Цветовой тест М. Люшера

    Области применения.  Данная методика может быть использована:

    1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в школе;
    2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
    3. при диагностике ситуации в семье;
    4. для выявления отношений ребенка к школе  в период адаптации;
    5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

    Общее описание 

    Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

    Время проведения – 5-8 минут.

    Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

    Методические рекомендации.  Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

    Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

    Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

    Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

    1. синий
    2. зеленый                                        явно предпочитаемые цвета
    3. красный                                        предпочитаемые цвета
    4. желтый
    5. фиолетовый                                 нейтральные цвета  
    6. коричневый
    7. черный                                         негативные цвета

    Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

    Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

    Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.

    Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.

    Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

    1. Оценка результатов эмоционального состояния.

    4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

    3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

    2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

    1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

    Цветовые карточки

    http://psycabi.net/images/test-lushera.jpg

    Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

    Порядок предъявления карточек

    Порядковый номер цвета по Вальнеффору

    (индикатор психологического благополучия)

    Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

    Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

    (ИПБ)

    В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда

    4 балла

    Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

    3 балла

    Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях

    2 балла

    Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

            1 балл

    Порядковый номер выбранного  цвета (выбранные позиции ряда)

    3

    4

    2

    5

    1

    6

    0

    7

    1[1]

    2[2]

    Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления.

    Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» — переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» — неактуальность потребности на данный момент, «-» — невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.

    Ф-я

    Цвета

     

    Синий

    Зеленый

    Красный

    Желтый

    «+»

    Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

    Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

    Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

    Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

    ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

    «+»

    Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

    Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

    Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

    Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

    ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

    «х»

    Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении

    Самоопределение, самообладание.

    Застой, досада, раздражаемость, конфликтность.

    Готовность к контактам.

    «=»

    Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону

    Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному  порядку, режиму.

    Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности.

    Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

    «-»

    Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью.

    Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

    Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

    Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя.

    Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.

    Цвета

    Серый

    Фиолетовый

    Коричневый

    Черный


    Функция

    Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция

    Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление.

    Физические потребности организма.

    Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть).


    «+»

    Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

    Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

    Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

    Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

    «х»

    Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

    Чувственность.

    Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

    Протест и уход от партнера или ситуации

    «=»

    Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях.

    Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

    Разрядка физических потребностей.

    Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

    «-»

    Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

    Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

    Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

    Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

    Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению

    1. Хочешь ли ты идти в школу?
    2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
    3.  Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
    4. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
    5. Почему ты хочешь идти в школу?
    6.  Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
    7.  Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
    8.  Кем тебе хотелось бы быть    во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

    Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка  в школе:

    1. Ты любишь ходить в школу?
    2. Ты хотел бы работать в  школе, когда станешь взрослым?
    3. Вы дружите в классе? А с кем дружишь ты?
    4. Вы часто ссоритесь?
    5. Тебе хорошо сегодня в классе?
    6. Завтра ты пойдешь в школу?

    Приложение 7. Вопросы для  диагностики ситуации в семье:

    1. Какой цвет выбрала бы мама?
    2. Какой цвет выбрал бы папа?
    3. Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
    4. С кем  бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
    5. Где тебе больше нравится играть: дома? в школе? в гостях?
    6. Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
    7. Ты хотел бы, чтобы кто-то из школы пришел к тебе в гости?

    Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к школе  в период адаптации:

    1. Нравится ли тебе ходить в школу, почему?
    2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоем классе?
    3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
    4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
    5. Если  учительницахвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
    6. Тебя каждое утро ждут в классе, тебе  рады?
    7. Ты сам выбираешь себе друзей?
    8. Завтра тоже придешь в школу?


    [1] Желаемое состояние

    [2] Действительное состояние


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цветовой тест Люшера

    Данный учебный материал представляет собой программу цветового теста Люшера, одного из самых известных психологов и психотерапевтов мира. Эта программа-тест помогает выявлять текущее  эмоциональн...

    Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.

    В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....

    Диагностика эмоционального и физического состояния школьников совместно с родителями

    Для создания здоровьесозидающей среды в школе, в образовательном процессе, необходимо знать положительные стороны и учесть отрицательные составляющие. Для этого необходимо проводить педагогические диа...

    Тест Люшера

    Цвет и психика...

    Изучение психо-эмоционального состояния ребёнка в семье по средствам диагностики.

    Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его жизни. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физическо...

    Тест для определения эмоционального состояния учащихся на уроках.

    С помощью этого теста классный руководитель может выяснить, как чувствуют себя учащиеся его класса на различных уроках, и далее корректировать эмоциональное состояние учеников, особенно это касается о...