Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности тренинг эффективного общения «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»
рабочая программа по психологии на тему

Цыпылова Ирина Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

тренинг эффективного общения

«ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»

Возраст обучающихся: 9-11 лет

(72 часа)

Срок реализации: 1 год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsypylova_obshchenie.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебный план        6

Содержание учебного плана        7

Календарный учебный график        10

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы        11

Список литературы        12


Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Тренинг эффективного общения «Давай дружить!» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.

Актуальность программы обусловлена тем, что общение это ежедневный атрибут нашей жизни. Это не только один из  основных способов обмена информацией, но еще  и целое искусство. Быть успешным -  почти всегда значит иметь незаурядные коммуникабельные способности. Многие проблемы в жизни возникают именно из-за неумения правильно общаться.

Отметим, что желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей наблюдаются у детей уже с раннего возраста. Потребность общения в отрочестве приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, то есть в его переживаниях и мыслях.

Новизна данной программы: на тренинге предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в ролевых играх, деление участников на микрогруппы для практической отработки полученных навыков, выполнение упражнений, публичная презентация. Так же, занятия тренинга сопровождаются раздаточным  и стимульным материалом.

Педагогическая целесообразность внедрения, что тренинг общения можно использовать в качестве технологии воспитания, отмечая при этом, что разработка тренинга общения как воспитательной технологии во многом обусловлена часто возникающей в воспитательном процессе необходимостью коррекции отношений учащихся. Технология тренинга общения применяется не только для развития коммуникативных навыков, но и для регулирования отношений в подростковом коллективе на основе приобретения участниками в результате тренинга определённого социального опыта.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – социально-педагогическая. Программа ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

Цель программы: знакомство с приемами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Задачи:

  1. Овладеть техниками общения.
  2. Отработать навыки освобождения от негативных установок, вредных привычек, неконструктивных стереотипов поведения и улучшение взаимоотношений с окружающими.
  3. Освоить приемы аутогенной тренировки (средства самопомощи).
  4. Тренировка навыков вербальных и невербальных средств коммуникации.
  5. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах.

Отличительной особенностью: материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для мобильного и качественного изучения основных положений.

Целевая группа: обучающиеся в возрасте 9-11 лет (3-5 класс)

Сроки реализации программы: 72 часа.

Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия. Аудиторные занятия (лекции и тренинги), самостоятельная работа.

Режим занятий: занятия проводятся 4 часа в неделю.

Ожидаемые результаты: социально-коммуникативная адаптация учащихся, как результат успешной социализации личности.

Способы определения результативности:

Проведение психологических мониторингов с целью исследования коммуникативных навыков, оценки его динамики.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:  игры, различные упражнения, техники и т.д.

Программа тренинга рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста и может использована в группах, включающих 6-12  участников. Упражнения сгруппированы в 14 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно  60 минут.                                                                Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра  методических средств, таких как:                                         - интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, упражнения);                                                                                                - обучение через опыт и сотрудничество.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная часть

1.1.

Занятие№1.Знакомство

5

2.5

2.5

Диагностика

Устный опрос

1.2.

Занятие№2.Какие техники общения мы знаем?

5

2.5

2.5

Устный опрос

2

Основная часть

2.1.

Занятия№3Как укрепить свою коммуникабельность?

6

3

3

Устный опрос

2.2.

Занятия№4Моя коммуникабельность

6

3

3

Устный опрос

2.3

Занятия№5.Тренируем уверенное поведение? (часть1)

5

2.5

2.5

Устный опрос

2.4

Занятия №6. Тренируем уверенное поведение?(часть2)

5

2.5

2.5

2.5.

Занятия№7. Тактики эффективного общения

5

2.5

2.5

Устный опрос

2.6.

Занятия№8. Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях (часть1)

5

2.5

2.5

Устный опрос

2.7

Занятия№9 Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях (чать2)

5

2.5

2.5

Устный опрос

3

Заключительная часть

3.1.

Занятия№10Умеете ли вы слушать?

5

2.5

2.5

Устный опрос

3.2.

Занятия№11 Снятие мышечных зажимов

5

2.5

2.5

Наблюдение

3.3.

Занятия № 12 Как эффективно сотрудничать и работать в группе (часть1)

5

2.5

2.5

Устный опрос

3.4.

Занятия№13 Как эффективно сотрудничать и работать в группе(часть2)

5

2.5

2.5

Устный опрос

3.5

Занятия № 14Подведение итогов курса

5

2.5

2.5

Устный опрос

Итого

72

36

36

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводная часть

Занятие№1.Знакомство

Теория: введение в тему тренинга, беседа на тему «Общение» (структура, функции).Установление границ взаимодействия, обеспечивающих условий для сотрудничества и саморазвития.

 Практика: Диагностика уровня коммуникативных навыков. Сокращение эмоциональной дистанции между детьми, сплочение коллектива.

Занятие№2.Какие техники общения мы знаем?

Теория: беседа на тему «Средства общения», «Техники общения». Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание и цели общения. Знакомство с основными этапами общения. Техники общения рассматриваются как совокупность   конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

 Практика: снижение психоэмоционального напряжения, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного  представления результатов своей работы. Отработка основных техник общения.Осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.

Раздел 2. Основная часть

Занятия№3.Как укрепить свою коммуникабельность?

Теория: беседа о принципах успеха в общении. Введение понятия «Коммуникативная компетентность». Причины «плохой коммуникации».    

Практика: Развитие навыков самоконтроля, уверенного поведения

Занятия№4.Моя коммуникабельность

Теория: Основные типы коммуникабельности. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей  к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Практика: Развитие коммуникативных навыков с помощью ролевых игр и упражнений. Развитие сплоченности у учащихся через тактильный контакт, что способствует развитию хороших отношений между детьми.

Занятия№5. Тренируем уверенное поведение? (часть1)

Теория: Для развития поведенческих навыков, необходимо определить какое именно поведение будет наилучшим результатом. С этой целью определим основные критерии уверенного поведения для учащихся.

Практика: тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить другого человека. Некоторые учащиеся легко могут выражать свои мысли, для других это – проблема. В игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык по средствам нахождения и определения сходства между людьми.

Занятия №6. Тренируем уверенное поведение? (часть2)

Теория: Способность к ассертивному поведению – это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни  права одной стороны и ни права другой стороны не были нарушены. Компоненты ассертивности.

Практика: развитие навыков уверенного поведения, сформирование хорошего психологического климата с помощью сотрудничества, взаимопомощи в ролевых играх и упражнениях. Развитие положительной самооценки у учащихся.

Занятия№7. Тактики эффективного общения

Теория: Тактика общения – реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе  владения техниками и знания правил общения. Позиции в общении.

Практика:определение эффективной тактики общения. развитие коммуникативных навыков участников, умений договариваться.

Занятия№8. Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях

Теория: особенности уверенного поведения, различие между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением. Зачем человеку нужно уверенное поведение.  

Практика:развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться. Моделирование ситуаций, самоанализ. 

Занятия№9. Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях

Теория:особенности развития логического мышления, креативности.

Практика:развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться, закрепление умений самоанализа. 

Раздел 3. Заключительная часть

Занятия№10. Умеете ли вы слушать?

Теория: приемы правильного слушания. Знакомство с основными правилами ведения беседы и дискуссии.

Практика: Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии. А также необходимо подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Занятия№11 Снятие мышечных зажимов

Теория:Основные понятия танцевально-двигательной терапии. Особенности. Функции.Задачи. 

Практика: упражнения направленные на понимание языка своего тела и использовать танцевальные движения для полного выражения чувств и эмоций. Развитие самоуважения, принятия себя.

Занятия№12 Как эффективно сотрудничать и работать в группе

Теория:технология сотрудничества. Основные принципы обучения в команде. Основные типологий ролей, исполняемых членами группы в совместной работе.

Практика: упражнения, в ходе которых учащиеся пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием.

Занятия№13 Как эффективно сотрудничать и работать в группе

Теория: технология сотрудничества. Основные принципы обучения в команде. Развитие творческого потенциала.

Практика: сплочение коллектива. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми. Решение ситуаций.

Занятия № 14Подведение итогов курса

Теория: доброжелательные и доверительные отношения друг к другу. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику.

Практика: сплочение коллектива.  

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь 3 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Вводная часть

Занятие№1.Знакомство

Устный опрос

Диагностика

2

Сентябрь

4 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятие№2.Какие техники общения мы знаем?

Устный опрос

3

Октябрь 1 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

6

Основная часть

Занятия№3Как укрепить свою коммуникабельность?

Устный опрос

4

Октябрь 2 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

6

Занятия№4Моя коммуникабельность

Устный опрос

5

Октябрь 3 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия№5.Тренируем уверенное поведение? (часть1)

-

6

Октябрь 4 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия №6. Тренируем уверенное поведение?(часть2)

-

7

Ноябрь 1 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия№7. Тактики эффективного общения

Анкетирование

8

Ноябрь 2 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия№8. Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях (часть1)

Анкетирование

9

Ноябрь 3 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия№9 Тренируем умение найти аргументы в любых ситуациях (чать2)

-

10

Ноябрь 4 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

Заключительная часть

Занятия№10Умеете ли вы слушать?

Устный опрос

11

Декабрь 1 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия№11 Снятие мышечных зажимов

-

12

Декабрь 2 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия № 12 Как эффективно сотрудничать и работать в группе (часть1)

-

13

Декабрь 3 неделя

15.00-15.45

15.55-16.40

Теория Практика

5

Занятия№13 Как эффективно сотрудничать и работать в группе(часть2)

Устный опрос

14

Январь 2 неделя

13.00-13.45

13.55-13.40

Теория Практика

5

Занятия № 14Подведение итогов курса

Устный опрос

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения тренингов. При проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, фломастеры, маркеры, видеоролики, методический инвентарь для проведения тренингов (мяч, бумажный скотч, стикеры и т.д.). 

Список литературы

Основная литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.: ил.- (Серия «Эффективный тренинг»)
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  3. Грецова А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов.- СПб.: Питер, 2008.-192 с.: ил. – (Серия «Книги А. Грецова»)
  4. И.В. Сусанина Введение в арттерапию учебное пособие М.: «Коги-то-Центр», 2007. - 95 с.
  5. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.- 2001.-248с.
  6. Одаренные дети: Пер. с англ. Общ.ред. г. В. Бурменской и В. М. Слуцкоrо; Предисл. В. М. Слуцкоrо.М.: Прогресс, 1991.376 с.
  7. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с
  8. Степанов С. С.  Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во  Эксмо, 2005. - 672 с.
  9. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]         Режимдоступа:nsportal.ruhttp://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/primenenie-art-terapii-v-rabote-s-detmi (дата обращения: 07.06.2013)

Дополнительная литература

  1. Андреева Г. М. «Социальная психология» – М., Аспект Пресс, 1996
  2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. «Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов» под ред. Проф. О. Я. Гойхмана. – М.: Инфра, 1997 – 272 стр.
  3. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  4. Захаров В. П., Хрягцева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  5. Квасков В.Д. «Роль общения в деятельности человека»// Социально – политический журнал, 1996, № 3, стр. 224 – 234
  6. Ковалев Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. № 1. Т. 10. С. 127—136.
  7. Колпачников В. В. «Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование» // «Вопросы психологии», 1998, №6, стр. 35 –43
  8. Кришанская Ю. С. Третьяков В. П. «Грамматика общения», М.: смысл, 1999
  9. Ломов Б. Ф. «Общение и социальная регуляция поведения индивида»// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976
  10. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997.
  11. Немов Р. С. «Психология» том 1, «Общие основы психологии», М.: Просвещение, 1994
  12. Общение и оптимизация совместной деятельности под ред. Андреевой Г. М. И Яноушек Я. М. , МГУ, 1982
  13. Паламарь А. «Мудрость общения», М.: 1990
  14. Петровская А. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 9,208.
  15. Петровская Л.А. «Компетентность в общении» МГУ, 1989 –216 стр.
  16. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб., 1997.
  17. Психогимнастика в тренинге. Под ред Хрящевой Н.Ю., -»Речь», 2001
  18. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.,1972.
  19. Рюкле Х. «Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение», пер. с нем., Интерэксперт; 1996 – 277 стр
  20. Сидоренко ЕВ. Мотивационный тренинг, «Речь», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...