Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»
план-конспект по психологии на тему

Гобаева Илона Робертовна

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу участников по разработке стратегий выхода из конфликтных ситуаций. Занятие также направлено на выявление актуальных для подростков «конфликтных зон» в их повседневной жизнедеятельности.

Преимущество данного игрового занятия заключается в том, что оно проводится по принципу «равный – равному».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sluzhba_primireniya_v_shkole.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МАУДО Центр «Доверие»

Гобаева Илона Робертовна

 

Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу участников по разработке стратегий выхода из конфликтных ситуаций. Занятие также направлено на выявление актуальных для подростков «конфликтных зон» в их повседневной жизнедеятельности.

Преимущество данного игрового занятия заключается в том, что оно проводится по принципу «равный – равному».

Занятие  «Служба примирения в школе»

  1. Приветствие

Игра «Привет!»

Цель: установление дружеских отношений, сближение участников.

Все игроки ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как дела?»

Главное правило: здороваясь с кем-либо, руку можно освободить только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо. Понятно!

  1. Что такое медиация?

Группа делиться на две подгруппы. Текст с заданием выдается участникам. Они знакомятся с теорией «Что такое медиация?». На выполнение 10 -15 минут. Далее идет представление материла. Каждая группа презентует свое выступление например, как открытый урок. (Приложение1)

Материал: ватман, мелки, карандаши, маркеры

Обсуждение

3. Разминка «Встреча взглядами»

Цель: развитие навыков межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача  - встретиться с кем–нибудь взглядом.

Обсуждение.

4. Упражнение «Я горжусь...»

ЦЕЛЬ:

Оценить положительно свои приобретенные черты характера или умения; поднять личную самооценку. ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ: 15 — 20 минут

Попросите по очереди каждого присутствующего сказать про себя: «Я горжусь…», называя своё положительное личное качество.

Необходимо говорить правду, предложение нужно сказать полностью и без сокращений (например, тренер говорит: «Ну, скажите «я горжусь» — а участник или  участница только дополняют: «...что я...»).

Обсудите, трудно ли было выполнять это упражнение. Если да, то в чём именно были сложности.

Спросите, в каких жизненных ситуациях полезно пользоваться этим упражнением.

Замечания тренеру:

При выполнении этого упражнения часто возникает множество «опросов. Некоторым участникам трудно говорить это о себе, другие вовсе не могут сделать этого. Некоторые дают объяснения, что это гордыня, это неприлично, не по-христиански и т.д. Некоторые просто отстраняются от выполнения этого упражнения. Если человек в начале круга не может сделать этого, вернитесь к нему по окончании первого круга. Если и тогда ему это тяжело сделать, не настаивайте. Если тяжело сказать именно слова «Я горжусь..», вы можете предложить изменить их словами «Мне нравится в себе...», «Я удовлетворена или удовлетворён тем, что...» и т.д.

Можно вернуться к выполнению этого упражнения позднее, когда уровень самооценки повысится.

5. Упражнение «Алфавит эмоций»

Группа делиться на пары. Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске/флипчарте).

6. Упражнение  «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение:        Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Ты слишком высокого мнения о себе.

Ты никогда никому не помогаешь

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

7. Разминка «Передай предмет»

        «Ваша задача – передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу. Причем способы передачи не повторяются. Если предмет упадет, начинаем сначала».

8. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как наверно, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 7 минут.

9. Анкета для участников игры «Различия, которые объединяют»

1.    1 балл за каждый отличающийся от других месяц рождения.

Тот, кто родился в воскресенье, получает дополнительные 5 баллов.

2.    1 балл за разные города (районы), в которых родились участники.

Тот, кто родился за границей, получает 5 баллов.

3.    1 балл за каждый размер ботинок от 38-го до 42-го.

Тот, кто носит обувь 45-го размера, получает еще 2 балла.

4. Любящие путешествовать участники игры получают по 1 баллу за посещение каждого из нижеперечисленных мест: озеро Байкал, Петербург, Уральские горы, Сочи.

Тот, кто посетил три указанных места, получает 5 баллов. Тот, кто побывал всюду, — 7 баллов.

5.    Если участники игры когда-либо путешествовали на легковых автомобилях, они получают по 1 баллу за каждое путешествие.

Тот, кто путешествовал на машине с друзьями, родственниками, получает еще 5 баллов.

6.    1 балл дается участнику игры, который хотя бы однажды появлялся на телевидении, выступал по радио и при этом упоминался по имени. Также 1 балл получают те, кто хоть раз опубликовывал свои статьи в газете/журнале.

Тот, кто имел дело со всеми тремя средствами массовой информации, получает 7 дополнительных баллов.

7.   За каждого племянника/племянницу, усыновленных детей, сводных братьев/сестер участники получают по 1 баллу.

Дополнительные 10 баллов получают близнецы.

8. 1 балл тому, кто посетил другие континенты, кроме европейского. (При этом он должен был пробыть там как минимум двадцать четыре часа.)

Если игрок побывал в трех других частях света, ему добавляют еще 10 баллов.

9.    Игроки, чья фамилия начинается на буквы Ц, Е, Ф или У, заслуживают 1 балл.

Если же фамилия участника начинается на букву Э, ему добавляют еще 7 баллов.

10.  За каждый иностранный язык, на котором игрок может свободно говорить, дают 1 балл.

Тот, кто владеет тремя или более языками, получает добавочные 12 баллов.

11.  За каждый год супружества (с одним и тем же партнером) — 1 балл.

За десять лет добавляется 3 балла. За двадцать лет — еще 12 баллов.

12.  За каждый город, в котором игроки прожили как минимум шесть месяцев, начисляется 1 балл.

Тот, кто прожил полгода за границей, включая страны СНГ, получает еще 5 баллов.

13.  Игроки, умеющие свистеть с помощью пальцев, получают 1 балл.

Тот, кто умеет стоять на голове, заслужил 7 дополнительных баллов.

14.  Вычтите возраст самого юного члена группы из возраста самого старшего. Группе дается по 1 баллу за каждый календарный год этой разницы.

Все, кто старше 65 лет, получают по 3 балла дополнительно.

15. Каждому, кто не носит часы, дают по 1 баллу.

Тот, кто не носит украшений, получает еще по 3 балла.

 16. За каждого живущего родителя — 1 балл.

За каждую живущую бабушку/дедушку — 3 дополнительных балла.

17. Имеющие  шрам от операции получают по 1 баллу.

Каждому участнику с голубыми глазами начисляют 2 балла.

ИТОГО:

10. Упражнение «Анализируем свое поведение»

Цель: формирование у участников  навыков самоанализа и самооценки.

Предлагается письменно ответить на вопросы (на каждый вопрос – три ответа)

  1. Какие слова могут вас разозлить до такой степени, что вы вступите в перепалку?
  2. Какие действия другого человека подтолкнут вас к конфликту?
  3. Как вы ведете себя, если очень сердиты?
  4. Какие ваши слова вызывают у ваших собеседников раздражение и приводят к ссоре?
  5. Какие ваши поступки приводили к ссорам и конфликтам?
  6. Что вы чувствуете, когда видите, что ваш собеседник болезненно отреагировал на ваши слова?
  7. Что вам нужно изменить в своих отношениях с людьми, чтобы не допустить ссор и конфликтов?

- Легко ли было справиться с заданием? Почему?

- О чем  вы задумались, отвечая на вопросы?

- Какие бы советы вы хотели дать себе и другим, чтобы ваши отношения с другими людьми складывались как можно лучше?

11. Игра «До свидания!»

Цель: установление дружеских отношений, сближение участников.

Все игроки ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «До свидания. Было приятно поработать!»

Главное правило: здороваясь с кем-либо, руку можно освободить только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо. Понятно!


Приложение 1

Что такое медиация?

Медиация (от латинского mediаге - посредничать) - это способ разрешения споров с помощью посредника. Он применяется столько же, сколько длится человеческая история. Исторические источники свидетельствуют о том, что издревле в разных культурах при улаживании спора часто присутствовала третья сторона. Ее роль и полномочия были весьма разнообразны, но задача оставалась неизменной, поскольку само наличие на переговорах по улаживанию конфликта посредника всегда повышало вероятность справедливого решения. Роль гаранта справедливости сохранилась в деятельности медиатора и в наши дни.

И это вполне понятно. Ведь решение, принятое по справедливости, важно не только для участников спора. Справедливое решение чужого спора гарантирует каждому члену общества его собственную безопасность в случае конфликта. Более того, каждое подобное решение, принятое в соответствии с ясными правилами и соответствующее определенным критериям, - неотьемлемая часть организации общения людей, и является важной составляющей человеческой культуры.

Но раз вся жизнь человека проходит в непосредственном взаимодействии с другими людьми, то становится очевидным тот факт, что не всегда это взаимодействие можно назвать адекватным. Действуя на основании разных мотивов и обстоятельств, под впечатлением различных событий, человек зачастую не способен успешно и бесконфликтно выстраивать отношения с другими людьми.

Однако, находясь в конфликте, самостоятельно установить состояние мира практически невозможно. Это может сделать только нейтральный человек, допущенный всеми сторонами в зону конфликта (и соответствующий по уровню своей компетенции выполняемой задаче). Такой нейтральной фигурой и является медиатор (посредник). Он обеспечивает конфликтующие стороны организованным переговорным процессом, следит за его развитием и создает атмосферу, в которой всем спорщикам даются равные возможности, позволяющие прийти к достойному и взаимовыгодному мирному решению. Можно сказать, что медиатор является проводником мировоззрения, в основе которого лежит позитивный взгляд на природу человека. В его основе - признание ценности человеческой жизни и признание уникальности человеческих возможностей.


Что такое школьная медиация?

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Школьная медиация - это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей. Негативный опьгг поведения самого малыша в конфликте, несправедливое отношение других людей и всего мира вокруг оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.

В школьные годы спектр необходимых навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции становится гораздо шире. Появляется возможность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда начинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя деятельностью, не связанной с учебой. Мотивация к подобным занятиям очень высока, так как она связана с признанием школьника человеком, который наделяется ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осуществляется е тесном контакте со взрослыми, и в ее основе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних критериев способна совершать свободный и ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного времяпрепровождения, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно определяет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора. Создание «групп равных» на базе школ- прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» способны курировать ребенка и подростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

Медиация - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного внимания заслуживают психологи, педагоги и администрация воспитательных и учебных заведений. Ведь работа с детьми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может наступить слишком быстро. Неграмотно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В результате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспекторов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут развиваться серьезные болезни.

Но не следует забывать, что, получая заботу и внимание в воспитательных и образовательных учебных заведениях, подрастающее поколение проводит большую часть дня вне их стен. И, разумеется, каждый ребенок по-прежнему нуждается в поддержке семьи. Семья является ближним социальным окружением человека, даже если в силу разных обстоятельств он проводит в ней лишь небольшую часть времени. По данным социологических исследований, именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно из семьи он берет модели поведения и построения отношений с другими людьми.

Практически в каждой семье со временем возникают большие или меньшие проблемы, так как семья является развивающейся системой. Ребенок взрослеет, и с изменением его потребностей и возможностей меняются и роли в семье. Это процесс очень динамичный и требует быстрой перестройки и адаптации всех членов семьи - что на практике происходит далеко не всегда. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения ролей и отношений внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осознанным процессом - он легко поддается коррекции. Но если проблемы ребенка и остальных членов семьи замалчиваются, тогда они приобретают хронический характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост преступлений на почве межнациональной розни, формирование преступных группировок и т.д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подросткового возраста. Именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых видов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Таким образом, школьная медиация обеспечивает помощь в разрешении жизненно важных вопросов.

Школьная медиация как система нужна российскому образованию, потому что до настоящего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и молодежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель, - начинает чувствовать себя более защищено.

Как работает медиация? Базовые принципы медиации

Причины возникновения конфликта могут быть самыми разными. Однако есть предпосылки, которые делают конфликт обыденным явлением, с легкостью возникающим «на пустом месте». Одна из них - наличие у каждого человека своей собственной картины мира, своей реальности, в которой он живет. Какова эта реальность - зависит от многих факторов, влияющих на процесс формирования личности: от воспитания, образования, окружения, характера, ценностей и т.д.

Человеку сложно (а порой даже невозможно) представить, что у кого-то есть другая реальность, то есть другой взгляд на мир. К тому же оценка мира в его сознании достаточно устойчива, так как в ее основе лежат те важные для человека критерии, которыми он руководствуется в своем общении с миром.

Именно вследствие несогласованности субъективного восприятия окружающей действительности разными людьми и происходят между ними конфликты. Медиатор (посредник) является тем связующим звеном, которое обеспечивает согласование этих субъективных реальностей. В силу того, что он не привносит своего видения и чувствования мира в процесс медиации, посредник имеет возможность, как зеркало, отражать картины мира людей, которые вовлечены в конфликт и потому не могут адекватно взаимодействовать. Таким образом, при участии медиатора (посредника) все вовлеченные в медиацию стороны знакомятся с картиной мира других людей, принимая ее как данность и признавая право на существование отличной от своей картины мира. Вместе с тем, чтобы найти выход из конфликта, свои представления о действительности также необходимо обозначить более четко. В медиативном процессе каждому представляется и эта возможность.

Роль медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам сгладить контакт. К этому необходимо отнестись с должным вниманием, так как стороны в конфликте имеют разные ценности и защищают разные интересы. Ощущение окружающей их реальности, представляющееся в важных для них деталях, является основой, на которой строятся переговоры. Медиатор является фактически переводчиком, обеспечивающим понимание между людьми, говорящими на разных языках. И как любой переводчик, медиатор обеспечивает процесс общения, но не вносит в него коррективы, в противном случае он может исказить содержание.

Нейтральность посредника по отношению к участникам конфликта - это важнейшая составляющая медиации. Человек, называющий себя медиатором, абсолютно одинаково относится к проблемам и целям каждой стороны. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Это для него не важно. В медиации важен сам человек с комплексом своих проблем и противоречий.

Медиация отделяет проблемы и поведение человека от самого человека. Такой подход позволяет рассчитывать на изменение поведения.

В ситуациях конфликта обычно видны лишь внешние атрибуты, а истинные причины не лежат на поверхности, и поэтому основой работы медиатора является поиск истинных причин конфликта и скрытых интересов, которые стороны надеялись реализовать в ходе противостояния. Настоящие движущие силы конфликта - это подводная часть айсберга, которая составляет его большую часть и скрыта от глаз. Но именно она хранит в себе секреты противостояния и разрешения конфликта, узнавать которые сторонам помогает медиатор. Это настолько глубинные процессы, что стороны часто даже не догадываются о своих собственных истинных интересах, лежащих иногда глубже осознаваемых (не говоря уже об интересах противоположной стороны). Потому они и не в силах увидеть точку соприкосновения этих интересов. Именно в подводной части айсберга чаще всего находятся решения, одинаково устраивающие обе стороны. Помощь медиатора в этом аспекте осуществляется благодаря его эмоциональной нейтральности, беспристрастности, и благодаря его полному принятию каждого участника конфликта. Тем не менее, равенство сторон в процессе медиации не лишает медиатора возможности относиться к каждой стороне с эмпатией, пониманием, сочувствием. Именно безоценочное общение, в ходе которого не происходит сравнивание людей друг с другом, - один из движущих механизмов медиации и источник получения сторонами положительных эмоций.

Разумеется, медиатору приходится сталкиваться в процессе медиации с различными трудностями. Например, иногда идея выигрыша в конфликте  «перевешивает» реальные интересы сторон и становится самоцелью. Задача медиатора - создать обстановку сотрудничества сторон, чтобы они могли на основе взаимного доверия найти решение, которое бы устроило всех участников конфликта. Создать взаимное доверие при различии картин мира - непростая задача, и решить ее можно лишь на основе полного принятия спорящими личностей друг друга. Они должны увидеть в своих оппонентах людей, способных продемонстрировать свободный и ответственный выбор. Медиатор сопровождает стороны на пути к этому выбору, поддерживая при этом процесс формирования ответственности каждой стороны за свои решения и за их последствия. Но именно взаимодействие сторон является здесь первостепенным. И от того, насколько безопасна и доверительна атмосфера общения всех участников медиации, зависит ее результат.

В итоге такой работы стороны не только решают единичный спор, но и приобретают опыт выхода из трудных конфликтных ситуаций.

Итак, медиация - это путь, который показывает, что конфликт можно урегулировать цивилизованным путем, опираясь на возможность удовлетворения интересов его участников, нарушение которых и привело их к противостоянию. То есть интересы, всплывающие «со дна» конфликта, являются жизненно важными для их обладателей, и показательными для противоположной стороны. Скрывать эти интересы не целесообразно и опасно, так как рано или поздно они напомнят о себе и, скорее всего, в самой острой форме. Таким образом, конструктивное и своевременное разрешение конфликта на основе выяснения и соблюдения реальных интересов сторон является не только мерой разрешения спора, но и мерой предотвращения эскалации конфликта.

Вот почему медиация, занимаясь примирением сторон, никогда не допускает возможности «искусственного» перемирия. Примирить людей  можно лишь тогда,  когда они сами  этого хотят. Этот момент наступает тогда, когда они готовы, прикоснувшись к собственным эмоциям, открыть в себе свои истинные интересы и мотивы, которые привели их к конфликту, осознать их важность и с уважением отнестись к аналогичным открытиям противоположной стороны. Добровольность участия всех сторон (включая самого медиатора) в процессе медиации создает обстановку сотрудничества и доверия, которая является хорошим уроком для спорщиков. Это касается будущих конфликтов, которые они, возможно, теперь смогут разрешать с помощью цивилизованного общения.

Ведь любые переговоры возможны только тогда, когда люди понимают друг друга, а понимание возникает, если они перестают закрывать глаза на своего оппонента. Конфликт - это не та область, где можно преуспеть в одиночку. Хотят этого стороны или нет, конфликт - это взаимодействие. Человек в конфликте очень раним. Злость, ненависть, отчаяние часто застят глаза, и объективно взглянуть на ситуацию бывает крайне сложно. Поэтому необходима помощь доброжелательного человека, которому можно довериться. Медиатор, благодаря своей нейтральности, имеет возможность поддержать каждого участника спора, протянуть руку и помочь сторонам разрешить спор. Но помочь сторонам понять истинную причину спора медиатор может лишь тогда, когда слагаемые конфликта ясны каждой стороне. Выяснить их и предстоит в ходе медиации.

Вот почему медиация - уникальный способ защищать и отстаивать свои права, не ущемляй при этом интересов другой стороны, участвующей в споре. Обязательным условием медиации является обоюдная победа сторон в любом конфликте. При удачном завершении процесса медиации в споре не остается проигравших. Наоборот - из конфликта каждая сторона извлекает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выработки соглашения, в котором учтены интересы обеих сторон, и, следовательно, нет ни победителей, ни побежденных.

Процедура медиации. Медиативный подход в школьной медиации

Возможность выйти на прямой и открытый диалог при обсуждении перспектив урегулирования конфликта в присутствии медиатора (посредника) стороны получают во время процедуры медиации. Медиатор - фигура независимая и нейтральная, - и всеми своими действиями создает условия для независимости сторон не только от себя, но и друг от друга. Автономность всех участников процесса - первоочередное условие процедуры медиации.

В рамках школьной медиации участниками процедуры медиации могут оказаться стороны, не равные по своему статусу или полномочиям (например, учитель и ученик). В таком случае медиатор обеспечивает более слабую сторону поддержкой либо самостоятельно, либо приглашая представителя более слабой стороны на процедуру. Например, ученика может сопровождать родитель или представитель класса, группы и т.п. Равноправие сторон необходимо здесь для того, чтобы каждый участник был уверен в том, что его интересы будут полностью учтены - и не проигнорированы при поиске решения.

Медиация - процедура добровольная, и участие в ней любая из сторон (включая медиатора) вправе прервать в любой момент. Такие полномочия накладывают на стороны дополнительную ответственность в отношении своих действий. Стороны вправе самостоятельно решать вести переговоры или прервать их, но они отвечают за это решение, а также и за исход переговоров в целом. Этот исход зависит от того, удастся пи сторонам с помощью медиатора найти взаимоприемлемые решения. И здесь решающую роль играет стремление всех участников процедуры медиации к сотрудничеству, искренность в поиске истинных мотивов конфликта и признание существования своих собственных интересов, а также интересов остальных взаимодействующих в конфликте сторон.

Медиатор управляет процессом переговоров, являясь его организатором и гарантом соблюдения принципов медиации (и разработанных в ходе медиации правил и договоренностей). Вместе с тем, медиатор (посредник) не имеет права принимать решение. Решение стороны принимают самостоятельно и самостоятельно несут ответственность за его последующую реализацию.

Таким образом, медиатор не отвечает за результат переговоров, являясь в то же время ответственным за сам процесс переговоров.

Открытое и искреннее общение позволяет видеть мир не только своими глазами, но и глазами другого человека, ощущать и судить о мире с позиций другого человека, даже если эта позиция не близка. Все это формирует объемный взгляд на мир, благодаря которому становится возможным настоящее взаимопонимание людей разных возрастов, выросших в разных условиях, под влиянием различных культур.

Что мы понимаем под методом школьной медиации?

Метод школьной медиации - это комплекс коммуникативных технологий, которые связаны с воспитанием и образованием молодого поколения.

Работа по методу школьной медиации позволяет каждому участнику конфликта разрешить его самостоятельно (при участии посредника, организовывающего процесс переговоров) на основе собственных представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение). При директивном разрешении конфликта почти всегда один участник остается в выигрыше, а другой в проигрыше, - лишь потому, что угадать интересы и потребности другого человека сложно. Человек может понять их только сам, после серьезной и честной работы с самим собой. И в этом ему помогает медиатор.

Исследуя обстоятельства конфликта, школьная медиация, тем не менее, отвергает решение спора, основанное на вердикте «этот прав, а этот виноват», так как подобная постановка вопроса ведет к решению по принципу «победитель-проигравший». Такое решение приводит к неудовлетворенности одной, а возможно и обеих сторон, вовлеченных в спор, что может привести и к новому витку эскалации конфликта. По окончании спора побежденный практически всегда остается не удовлетворенным результатом, ведь он не защитил свои интересы, и его потребности не были приняты во внимание. Победитель тоже не всегда удовлетворен, ибо его запросы тоже не всегда оказываются реализованными, даже когда цель, казалось бы, достигнута. Мало того, итоговые договоренности в таких ситуациях не всегда исполняются. Ко всему прочему проигравшая сторона, осознанно или нет, желает отомстить, чувствуя себя обманутой и обиженной. Весь этот комплекс эмоций в дальнейшем приводит к накоплению негативной энергии, которая проявляется в демонстрации агрессии и нежеланию общаться. У проигравшего возникает подавленное настроение, а иногда (из-за стресса) он оказывается подвержен соматическим заболеваниям.

Обучение методу школьной медиации позволяет создать другой путь разрешения споров. С позиции медиативного подхода, конфликт - обычное явление, с которым сталкивается любой человек. Конфликты всегда были и будут. Тем не менее, никто не преуменьшает их разрушительного воздействия на человека. При неправильном отношении к конфликту и неумелых попытках его урегулирования влияние его чаще всего деструктивно. Поэтому школьная медиация направлена на то, чтобы освободить нас от страха перед конфликтом и его неконтролируемыми последствиями. В медиации следует внимательно рассмотреть конфликт во всем многообразии его аспектов (особенно важно эмоциональное наполнение конфликта), чтобы понять его и суметь взаимодействовать с ним конструктивно.

Конфликт проявляется на всех уровнях системы образования. Однако, наиболее «взрывоопасным местом» остается школа. Но, как уже указывалось выше, подростковый возраст, вследствие физиологической перестройки организма, наиболее подвержен опасности возникновения неконтролируемых конфликтов.

Часто на конфликт ребенка толкает насилие и агрессивность со стороны сверстников, давление педагогов и родителей, необходимость «удержаться на плаву», желание доказать свою состоятельность и значимость. В наши дни подобные конфликты становятся привычными и обыденными. Причин у этого явления множество - большая скученность людей в замкнутом пространстве, постоянное «вынужденное» общение, а главное - отсутствие навыков позитивной коммуникации. В общеобразовательной школе все это выражено особенно ярко, так как здесь в ограниченном пространстве классных комнат и коридоров дети оказываются именно в тот период жизни, когда их организм особенно нуждается в движении.

Но одновременно школа является тем местом, где ребенок хочет и может выразить себя. В процессе такого самовыражения он неминуемо привносит сюда все проблемы домашнего общения, проблемы своего взросления. И именно вследствие сложности этих проблем тема насилия становится здесь все более актуальной.

Насилие в школе проявляется по-разному. Это может быть словесный выпад, оскорбления из-за особенностей поведения, внешнего вида или происхождения, сексуальные домогательства или приставания. Часто дело доходит до нанесения ущерба друг другу, краж предметов одежды, книг, мобильных телефонов. Иногда доходит до физических нападений, которые часто начинаются весьма безобидно, а заканчиваются драками с серьезными последствиями.

В школьной медиации конфликт - это свидетельство неблагополучия. Но проблемой является не сам конфликт, а то, как мы умеем с ним обращаться. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Такое творческое отношение к конфликту обычно помогает выработать конструктивное решение.

Но конструктивно разрешить конфликт реально лишь тогда, когда проработан каждый возможный вариант. Ни один нюанс не должен быть упущен, ведь в каждом варианте может крыться удивительный способ разрешения спора, который удовлетворил бы обе стороны конфликта.

С другой стороны необходимо знать, что школьная медиация не может стать «средством от всех болезней». Эффект ее внедрения в систему образования проявится во всей полноте лишь тогда, когда все социальные институты объединят свои усилия в вопросе создания безопасной «среды обитания» для подрастающего поколения. И метод школьной медиации - хороший инструмент для достижения этой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»

Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...

Программа создания безопасной среды в школе

В программе прописаны цели, задачи, направления и формы работы...

«Программа внедрения службы примирения (медиации)»

       Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни...

Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога

В презентации рассматривается понятие "одаренность", ее виды, признаки,  Особое внимание уделенно интллектуальной одаренности, интеллектуальному и исследовательскому поведению. В презен...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений

Из многих противоречивых, спорных и конфликтных ситуаций обучающиеся, их родители и педагоги находят адекватный выход. Множество конфликтов урегулируется самими конфликтующими без ...

«Программа внедрения службы примирения (медиации)»

       Медиация учит нас активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека. Наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта ок...

1.1.1.- 1.1.3. Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.

В критерий 1. "Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторин...