Тренинговое занятие для подростков по развитию жизнестойкости
классный час по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Голикова Наталья Евгеньевна

Эмоциональное и психологическое неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния, которые также могут явиться причиной аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76 города Краснодара

Тренинговое занятие для подростков

по развитию жизнестойкости

Педагог-психолог

 МБОУ СОШ № 76

Голикова Н.Е.

Краснодар, 2017

Пояснительная записка

 В подростковом возрасте в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Эмоциональное и психологическое неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния, которые также могут явиться причиной аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте.

Обучение социальным навыкам, умениям преодоления стресса, овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, является основой развития личности подростка.  В связи с актуальностью решения данной проблемы и в целях профилактики аутодеструктивного поведения учащихся, стало необходимым создание   тренинговых занятий для подростков направленной на развитие навыков самообладания и саморегуляции, а также  развитию адекватного отношения к собственной личности.

Цель тренинговых занятий  - профилактика аутодеструктивного поведения у подростков.

Задачи программы:

  1. Сформировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
  2. Развитие уверенности в себе.
  3. Повышение компетентности учащихся в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.
  4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного  достижения.

Контингент детей

Программа рассчитана на детей 12-16лет, испытывающие эмоциональное и психологическое  неблагополучие.

Форма проведения занятий.

Форма проведения занятий групповая (4-12 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребёнку в рамках цикла тренинговых занятий.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе часа. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью одного занятия 30-40 минут.

Проводит занятия педагог-психолог.

Ожидаемый результаты:

При условии успешной реализации тренинговых занятий  будет развиваться положительная динамика эмоционально-волевой сферы подростка, а так же развитие  познавательной, мотивационной и коммуникативной сфер деятельности.

Эффективность тренинговых занятий оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводится в начале и в конце тренинговых занятий.

        

Занятие  «Ищите в минусах плюсы».

Цель занятия:  способствовать осознанию учащихся ценности человеческой жизни; формировать умение находить решение жизненных проблем; способствовать желанию учащихся находить позитивный момент (плюс) в негативной ситуации (минусе).

Инструментарий: листы А4, гуашь, кисти, фломастеры, карточки по теме «Робинзон Крузо», карточки по теме «Мать Тереза».

1. Знакомство.

2. Принятие правил работы.

3. Актуальность проблемы. 

Психолог: сегодня мы будем с вами «охотиться» за очень сложным феноменом – авитальной активностью.

Авитальная активность – это активность, направленная против себя:  суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т. е. это действия, при которых можно получить травмы, увечья, болезнь, в худшем случае летальный исход.

Суицид – это преднамеренный акт, способность человека самостоятельно прекратить собственное существование. И главная цель нашего сегодняшнего занятия понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить эту грань между жизнью и смертью.

4. Причины суицида. 

Так какие же причины двигают человеком, что он решается на столь необдуманный шаг – покинуть этот мир? (варианты уч-ся). Подытожим:

1)Депрессивное состояние возникает у человека не редко. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестают волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, он перестаёт общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда всё может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т. д.

2) Одиночество, равнодушие со стороны близких.

3)Неразделённая любовь (безответная) – спутница подросткового возраста, когда гормоны играют, максимализм достигает своего пика, первое чувство и кажется, что это твоя вторая половинка на всю твою жизнь. Однако в этом возрасте ещё нет чёткого понимания себя, представления о партнёре, о соответствии друг другу. Часто возникает ощущение ненужности, снижается самооценка, мир приобретает мрачные тона.

4)Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т. д.).

Вывод: Не столь драматична ситуация, как её последствия (будь то безответная любовь, ссора, конфликт). Человек в таких моментах видит картинку как бы в перевёрнутом виде. Он полностью сосредоточен на своей обиде, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.

5. Упражнение «КАПЛЯ» 

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения.

Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши.

Условие: каждый может делать с этой каплей всё, что захочет: может подуть на неё, чтобы получилось какое-то изображение, может из неё что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: 1)если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Проблема преувеличена! По этому поводу есть хорошая древняя пословица: Не делай из мухи слона!

2) если из капли нарисовать цветочек или что-то позитивное, можно трактовать это так: даже в неприятных случаях жизни, если постараться, можно всегда найти хотя бы один позитивный момент. Делаем вывод: всегда нужно искать в любом минусе – плюс.

3) можно ничего не делать с каплей, а принять проблему как она есть. Не преувеличивать её, а пытаться найти пути выхода и какие-то решения.

Основной вывод:   Как вы думаете, ребята, какой основной вывод, чему нас научило это упражнение? (уч-ся отвечают). Да, несомненно, мы чётко увидели, что всё в наших руках! Когда появляется проблема, только от  нас зависит, как мы поступим: будем ли мы её преувеличивать до грандиозных масштабов, либо оставим её реальные размеры и будем пытаться найти пути решения; или попробуем найти что-то положительное для себя (хотя бы опыт).

6. Снятие нервно- психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами). Как вы думаете что может помочь человеку, находящемуся в депрессии? Что вам известно? Какие занятия вы знаете? 

• спортивные занятия

• контрастный душ (баня)

• стирка белья

• скомкать газету и выбросить

• мытье посуды

• погулять на свежем воздухе

• послушать музыку

• посчитать зубы языком с внутренней стороны

• вдохнуть глубоко до 10 раз

  • общение с близкими и друзьями

• постараться переключиться на другую деятельность.

Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

7. Использование техники «Жизненная прямая» 

Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это – символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными?

Жизнь состоит из чёрных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуации, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности: это ветераны ВОВ; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на соревнованиях, а также пример тому герои романов Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой»  и  «Робинзон Крузо».

Резюме: в жизни не всё гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но проходит время, человек анализирует, может даже переосмысливает некоторые моменты своей жизни и находит в себе силы преодолеть все невзгоды и потери, берёт себя в руки и идёт дальше.

8. «Таблица Робинзона Крузо»    

Предлагаю Вашему вниманию таблицу, составленную Робинзоном Крузо, которая не дала ему впасть в уныние и депрессию, даже живя на необитаемом острове!

Разделимся на две команды: одна команда будет зачитывать утверждения, которые отражали  негативные мысли, приходившие в голову Робинзона Крузо. А вторая команда будет зачитывать позитивные мысли, которые были им самим придуманы в ответ на них. (двум командам раздаются карточки двух цветов: позитив, негатив).

Негатив

Позитив

1

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

1

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

2

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе.

2

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти может спасти меня и от моего безотрадного положения.

3

Я отдалён от всего человечества; я - отшельник, изгнанный из общества людей.  

3

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

4

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

4

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

5

Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня.

5

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

6

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело.

6

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

Таким образом, мы увидели, что даже в самом отчаянном положении человек может найти то ради чего ему продолжать жить дальше. Даже если в данный момент времени нет никакой надежды на улучшение. Главное иметь терпение, силу воли, оптимизм и не забывать, что одним из человеческих грехов является – уныние.

9. Завершение работы. 

Завещание матери Терезы. (выдаются  листки подросткам).

Психолог: и закончить сегодняшнее занятие я хотела бы философским завещанием всем нам от матери Терезы:

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи её.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай её.

Жизнь – это долина слёз. Преодолей их все.

Жизнь – это песня. Допой её до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать её.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ  ЕЁ.

Заключительное слово.

Любые трудности и кризисы в нашей жизни неслучайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.     Что жизнь – это высшая ценность, что пока мы живы, всё можно исправить и преодолеть.

             

Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.-292 с.

2. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.:Т Ц Сфера, 2005.-224с

3. Журнал «Основы безопасности жизни», №11 2000

4. Классные часы. 10-11 классы / авт. - сост. А. М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2006.-135с.

5. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры». Авторы-составители: Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.

6. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях :  профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт. -сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 207с.

Ссылки на интернет-ресурсы:

  • https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/meropriyatia/aktsiiapoprofilaktikiesuitsidavshkoliegolosuiemzazhiznvmiestie
  • https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/05/09/meropriyatie-po-profilaktike-narkomanii-zhizn
  • http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-akcija-zhizn-prekrasna-po-profilaktike-suicidalnogo-povedenija.html
  • www.psilib.ru
  • www.psy.piter.com
  • www.psychology.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)

Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом....

Тренинговое занятие по развитию навыков общения

Тренинговое занятие разработано для детей подросткового возраста. Данные упражнения помогают детям открыть новые способы самовыражения и общения со сверстниками....

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»

Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Цели данного занятия:-формирование групповой сплоченности;-формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективно...

«Творческие способности и пути их развития» Тренинговое занятие для подростков

Профильная суточная смена школьных активов. Смена прошла в форме семинара-тренинга «Модель ученического самоуправления». Смена проходила в помещении школы с организацией ночёвки в походных услови...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея...