МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «БАНК ВРЕМЕНИ»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рябова Светлана Юрьевна

Игровая деятельность, является наиболее эффективным способом расширения социальных, творческих  и интеллектуальных возможностей подростка. Через игровую деятельность подросток учится познавать себя и других, развивает свои способности к самоопределению, самореализации и самопрезентации.

Актуальность социально-ориентированной интерактивной игры «Банк времени» для подростков обусловлена необходимостью разрешения имеющихся социальных и экономических сложностей в современном обществе, таких как: социальная отчужденность, закрытость людей, повышенный уровень ситуативной тревожности; снижение чувства собственной значимости и нужности.

Целесообразность проведения игры «Банк времени» в летнем лагере заключается в активизации внутренних резервов подростков, способствующих успешному освоению нового опыта и повышению социальной, творческой и интеллектуальной активности.

Новизна социально-ориентированной интерактивной игры «Банк времени» заключается в ее универсальности. В летнем лагере ее можно проводить на различных этапах смены:

1.    В адаптационный период как способ снятия социально-психологических барьеров между подростками;

2.    В основной период как средство повышения у подростков чувства собственной значимости и нужности, возможность самореализации через обучение других и самообучение;

3.    В заключительный период  летнего отдыха в лагере игра может применяться как форма презентации полученных в течение смены новых знаний и умений.

 

Основная идея игры: Каждый подросток  обладает уникальными знаниями, талантами и опытом, которыми он может и готов поделиться. И если они востребованы – то подросток чувствует себя нужным и понимает, что своими действиями может повлиять на все происходящее вокруг. Через социальное взаимодействие подросток реализует себя и делает свой вклад в стабильное развитие всего общества.

Весь процесс игры строится так, чтобы подросток почувствовал, что  учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением.

 

Цель:

- Снятие социально-психологических барьеров, отчужденности и закрытости подростков; Повышение чувства собственной значимости и нужности.

Задачи:

- способствовать развитию социального интеллекта подростков;

- ориентировать подростков  на развитие коммуникативной компетентности, самореализации через взаимодействие с окружающими людьми;

- обучить методам и приемам самопрезентации, самореализации;

 

Игра «Банк времени» не требует особенной подготовки или определенного уровня знаний у подростков, имеет практико-ориентированную направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра "Банк времени"100 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

областной детский оздоровительно-образовательный центр

«Юность»

                                                     

 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                   Директор ГБОУ  ДОД

                                                              ОДООЦ «Юность»

Т.В. Кондикова

                                                                       «02» октября 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ  «БАНК ВРЕМЕНИ»

 

Педагог-психолог

ГБОУ ДОД ОДОО «Юность»

Рябова С.Ю.

 

                                                           

Димитровград

2016

         

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИГРЫ

6

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7

4

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Но это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение.

Стратегия современного образования  заключается в предоставлении возможности всем подросткам проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития образовательной среды, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности обучающихся, их непрерывное «наращивание».

Развитие социального интеллекта ребёнка дает ему мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым социальным интеллектом гораздо активнее использует имеющиеся у нее творческие потенциалы и способности. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и самопрезентации. Развитием способностей социального взаимодействия заниматься необходимо и в период летних каникул.    

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития социальных способностей, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью подростка. Наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Для подростка этой деятельностью является общение. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростка. Причём важно, чтобы осуществление его детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Удовлетворяя базовую потребность самореализации в общении, подросток преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений.

Социально-ориентированная интерактивная игра «Банк времени» создана  на основе социального проекта «Банк времени», авторами которого являются специалисты «Нижегородской Службы Добровольцев». Проект «Банк времени» - это социальная программа взаимопомощи, которая базируется на накоплении фактического рабочего времени, потраченного клиентом Банка, на его личном счете и в последующем использовании заработанных часов в свою пользу. «Валютой» и основной единицей в работе Банка является час времени, затраченный на выполнение той или иной услуги в пользу другого человека, причем время всех участников оценивается одинаково. Главная цель мероприятия – познакомить людей друг с другом, чтобы они совместно проводили время, чувствуя свою нужность и полезность. В Нижнем Новгороде проект реализуется с 2006 года.

Изначально идея создания альтернативной валюты «Время-Доллар» («Time-Dollar») и впоследствии Банка Времени принадлежала известному американскому общественному деятелю, ученому, юристу, адвокату по правам человека Эдгару Кану, который к 1980 году пришел к мысли, что внедрение альтернативной валюты – времени, затраченного на труд, – поможет решить многие экономические и социальные проблемы. Эти мысли он отразил в своей публикации «Нет больше одноразовых людей» («No more throwaway people»). Сейчас Банки Времени функционируют более чем в 30 странах: Канаде, США, Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Израиле и других странах.

 «Мы имеем то, что нам нужно, если мы используем то, что у нас есть». Эдгар Кан

ФИЛОСОФИЯ БАНКА ВРЕМЕНИ

Банк времени базируется на пяти основополагающих принципах:

  • Мы все обладаем ценными качествами
  • Помощь действует лучше, если она обоюдная
  • Мы нужны друг другу
  • Каждый человек имеет значение
  • Добровольность
  • Благотворительность
  • Взаимность
  • Практичность
  • Социальная направленность

Любая деятельность, основанная на доверии и взаимоуважении и способствующая восстановлению добрососедских отношений, приобретает особую ценность, которую невозможно выразить в денежном эквиваленте. Людям необходимо помнить, что в трудной ситуации они всегда смогут рассчитывать на чью-то помощь. Более того, именно через социальное взаимодействие человек реализует себя и делает свой вклад в стабильное развитие всего общества.

Игровая деятельность, является наиболее эффективным способом расширения социальных, творческих  и интеллектуальных возможностей подростка. Через игровую деятельность подросток учится познавать себя и других, развивает свои способности к самоопределению, самореализации и самопрезентации.

Актуальность социально-ориентированной интерактивной игры «Банк времени» для подростков обусловлена необходимостью разрешения имеющихся социальных и экономических сложностей в современном обществе, таких как: социальная отчужденность, закрытость людей, повышенный уровень ситуативной тревожности; снижение чувства собственной значимости и нужности.

Целесообразность проведения игры «Банк времени» в летнем лагере заключается в активизации внутренних резервов подростков, способствующих успешному освоению нового опыта и повышению социальной, творческой и интеллектуальной активности.

Новизна социально-ориентированной интерактивной игры «Банк времени» заключается в ее универсальности. В летнем лагере ее можно проводить на различных этапах смены:

  1. В адаптационный период как способ снятия социально-психологических барьеров между подростками;
  2. В основной период как средство повышения у подростков чувства собственной значимости и нужности, возможность самореализации через обучение других и самообучение;
  3. В заключительный период  летнего отдыха в лагере игра может применяться как форма презентации полученных в течение смены новых знаний и умений.

Основная идея игры: Каждый подросток  обладает уникальными знаниями, талантами и опытом, которыми он может и готов поделиться. И если они востребованы – то подросток чувствует себя нужным и понимает, что своими действиями может повлиять на все происходящее вокруг. Через социальное взаимодействие подросток реализует себя и делает свой вклад в стабильное развитие всего общества.

Весь процесс игры строится так, чтобы подросток почувствовал, что  учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением.

Цель:

- Снятие социально-психологических барьеров, отчужденности и закрытости подростков; Повышение чувства собственной значимости и нужности.

Задачи:

- способствовать развитию социального интеллекта подростков;

- ориентировать подростков  на развитие коммуникативной компетентности, самореализации через взаимодействие с окружающими людьми;

- обучить методам и приемам самопрезентации, самореализации;

Игра «Банк времени» не требует особенной подготовки или определенного уровня знаний у подростков, имеет практико-ориентированную направленность.

Форма игры: групповая.

Количество участников: не ограничено.

  1. СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИГРЫ «БАНК ВРЕМЕНИ»

Добро пожаловать в Банк Времени — возможно, единственное место, где вы можете делать только то, что вам нравится, а взамен — получать именно то, чего вам больше всего хочется.

Время является основой всего, что происходит в Банке Времени. После того, как вы помогли другому человеку освоить новый навык, оно учитывается на вашем счете — ровно столько времени, сколько вы потратили на обучение. Затем вы используете это время, чтобы другой участник помог вам, причем затраченное время всегда оценивается одинаково: минута равна минуте. В Банке Времени каждому участнику доступны различные предлагаемые другими участниками игры навыки, что делает количество вариантов возможного взаимодействия неограниченным.

Банк времени - это мероприятие, направленное на взаимодействие между участниками, передачу социально-творческого опыта.

У каждого участника есть «Паспорт времени», в котором указаны фамилия и имя, а также стартовое время игры. Оптимальная продолжительность игры  – от 60  до 120 минут, если количество участников более 30 человек. «Валютой» в игре является единица времени «Минута».

Участники, перемещаясь по аудитории, могут выбрать один из двух вариантов участия в игре:

  1. Презентация и «продажа»  своих услуг (способностей, умений и навыков);
  2. «Покупка» необходимых и вызывающих интерес услуг (например, участник  хочет научиться заплетать косы или танцевать хип-хоп и т.п.)

После начала игры если участник хочет чему-то научиться, он подходит к любому участнику и говорит: «научи меня, а я тебе дам 5 минут» (в «Паспорте времени» фиксируется фактически затраченное время).

На игровой площадке работают контролеры  - консультанты (вожатые или воспитатели). Только они имеют право фиксировать в паспорте,  время затраченное на получение-предоставление услуги и в графе «научил» умение которому участник обучил другого участника, а тому кто учился записать навык которому он обучился. Для оформления паспортов обучающий и обучаемый подходят к контролеру вместе,  при этом контролер имеет право попросить продемонстрировать  приобретенные новые  умения. Каждый участник может выступать в роли обучающего и зарабатывать «Время» которое потом сможет использовать на приобретение необходимого ему навыка.

По окончанию игры все паспорта сдаются «контролерам» для подведения итогов и выявления самых активных участников.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Грецов  А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание», Питер, 2011 г
  3. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками,  2008
  4. Психология. – уч.пособие под ред. И.В. Дубровиной, 2000.
  5. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – И.В. Вачков,2003.
  6. Как научить детей сотрудничать? – К.Фопель, 2003
  7. Сплоченность и толерантность в группе. – К.Фопель, 2002
  8. Качества ума (Психология для школьников). – Федоренко Л.Г. , 2002

Приложение 1

Паспорт участника игры «Банк времени» 

Фамилия, имя              ___________________________________________________________

Стартовое время                                   Окончание игры

Научил                   +

Время заработанное

Научился                         -

Время потраченное

Приложение 2

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Уважаемый участник!

Для того чтобы мы могли внести в игру изменения, нам необходимо ваше мнение по итогам проведённого мероприятия.

Заполните, пожалуйста, максимально подробно эту анкету.

Название игры_____________________________________________________

Фамилия, имя_______________________________________________________________

Отряд_______________________________________________________________________

Дата проведения_____________________________________________________________

1. Как вы считаете,  приобрели ли Вы новые практические умения после игры,

сможете ли Вы их применить в жизни?

􀂆 Да 􀂆 Нет

2. Комфортно ли вы себя чувствовали на игре?

􀂆 Да 􀂆 Нет

3. Расскажите ли вы об игре кому-то из ваших знакомых?

􀂆 Да 􀂆 Нет

4. Какие новые умения Вам помогут почувствовать себя увереннее и успешнее

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Интересно ли вам было участвовать в игре?

􀂆 Да 􀂆 Нет

6. Игра  для Вас прошла по времени незаметно?

􀂆 Да 􀂆 Нет

7. Ведущий доносил инструкцию по правилам игры понятно?

􀂆 Да 􀂆 Нет

8. Консультанты обращали достаточно внимание на каждого участника игры?

􀂆 Да 􀂆 Нет

9.Ваши пожелания организаторам: _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия " Реконструкция военного мундира времен войны 1812 года"

Романова А.Н.Опыт исторической реконструкции в музее « Живая память» ГОУ СОШ № 563 ЮЗОУО г. Москвы.  Проблема исторической реконструкции – воссоздания предметов старины на основе доступных ...

Сценарий деловой игры "Банк идей"

Сценарий деловой игры "Банк идей", направленной на выявление инициатив, развитие лидерской одарённости, деловых качеств. Автор - Ирина Фонарёва...

Методическая разработка урока. Страдательные причастия настоящего времени.

Технологическая карта урока. Страдательные причастия настоящего времени. 7 класс....

Методическая разработка "Prepositions of time"(Предлоги времени), интерактивные упражнения на сервере LearningApps и тест на сайте БанкТестов.

Методическая разработка "Prepositions of time"(Предлоги времени).Видеоуроки:  Предлоги времени In, On, Athttps://www.youtube.com/watch?v=kG72rhLeqlo AT ON IN - Prepositio...

Методический семинар-практикум "Интерактивно об интерактивном"

Методический семинар-практикум направлен на освоение педагогами основных приемов и методов интерактивного обучения учащихся и применения на практике...

АВТОРСКОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ "ЛЕНТА ВРЕМЕНИ", КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИНЕ.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Нельзя любить то, чего не знаешь. Познакомить детей с историей своей Родины, научить выражать свои мысл...

Авторское интерактивное пособие «Лента времени»

Детям трудно представить себе, что такое "это было давно", "недавно", "год назад". «Лента времени» помогает развивать связную речь, визуализируя такие абстрак...