Методическая разработка урока. Страдательные причастия настоящего времени.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Соловьева Надежда Александровна

Технологическая карта урока. Страдательные причастия настоящего времени. 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов

 «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2 )

на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Урок:  русский язык

Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени.

Дата проведения урока: 15.10.2014 г.

Класс: 7

Автор-разработчик: Соловьёва Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга

     УМК: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Учебник для 5-го класса в 2-частях

Цели для ученика

Обучающие:

1. Знакомство с главными членами предложения и разными способами выражения подлежащего.

2. Формирование интереса к письму, к созданию собственных текстов.

Развивающие:

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствование развитию УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения  и  результата с предложенным эталоном).

Воспитывающие:

- способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

- формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

 - способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

 -осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

 -осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели для учителя

Обучающие:

1. Создать условия для систематизации  знаний о главных членах предложения, для ознакомления с разными способами выражения подлежащего.

2. Создать условия для выработки  навыков необходимых для определения подлежащего.

Развивающие:

1. Создать условия для формирования умения:

-  проговаривать последовательность действий на уроке; 

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя;

- высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

2. Создать условия для формирования умения:

- совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД).

3. Создать условия для формирования умения:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; 

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

Воспитывающие:

Создать условия для воспитания умения слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения.

Тип урока

Урок изучения нового материала с элементами беседы

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Страдательное причастие настоящего времени.

Новые понятия

смысловое использование страдательных причастий.

Формы контроля:

Учебный диалог

Работа в парах

Самоконтроль

Домашнее задание

Упражнение 162

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

  1. Оргмомент урока

1 минута

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Метод стимулирования отношений долга и ответственности.

Коммуникативные:

оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

Готовность сторон работать по теме урока.

II. Мотивация

3 минуты

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД.

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы.

Словесная форма.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: 

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

  1. Целеполагание

5 минут

Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, о чем будет сегодняшний урок.

Дает задание ответить на вопросы и сформулировать тему урока и задачи, которые будут стоять.

( Приложение 1)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, рассуждают предстоящей теме урока и его целях.

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

самоопределение в целях учебной деятельности.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Получение установки на реализацию целей урока.

IV. Изучение нового

а) выполнение упражнения 159

б) устное выполнение упражнения 160

в) выполнение задания, спроецированного на доску.

25 минут

Беседует по вопросам. Обобщает ранее изученное.

(Приложение 2)

Ставит задачу на данном этапе урока. Организовывает работу у доски.

Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся. Знакомит с разными способами выражения сказуемого.

Ставит задачу на данном этапе урока. Распределяет детей на пары для выполнения задания.

( Приложение 3)

Следит за работой в парах, помогает, направляет.

Слушает ответы пар. Корректирует их.

Отвечают на вопросы.

Записывают предложения из упр.159, выделяют грамматические основы, обозначают способ выражения подлежащего.

Устно работают над упражнением, используя полученные знания. Знакомятся с разными способами выражения сказуемого.

Выписывают грамматические основы предложений.

Работают в парах, проверяют друг друга.

Фронтальная работа.


Коллективная работа.

Фронтальная беседа.

Работа в парах

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при фронтальной работе и работе в парах.

V. Актуализация новых знаний.
Закрепление
 (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Выполнение упражнения 161 в соответствии с заданием

7 минут

Организует деятельность по применению новых знаний.

Следит за самостоятельной работой.

Выполняют упражнение 161 в тетрадях самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Регулятивные:

- самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив;

- исследование условий учебной задачи, обсуждение способов решения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания; рефлексия способов и условий  действия.

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Осознанно строят свои высказывания.

Умение работать самостоятельно.

VI.

Рефлексивно-oценочный этап.

3 минуты

Предлагает дополнить предложения.

( Приложение 4)

Организует рефлексию.

Дополняют предложения.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Способность к оценочным действиям.

Учебный диалог.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:

рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).
Личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VII. Домашнее задание.

1 минута

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Самостоятельная работа.

Задачи урока: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени, учить находить изучаемую орфограмму в тексте, продолжить работу по развитию речи с использованием страдательных причастий настоящего времени.

Приложение 1

Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.

Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем,

беседовать о строящемся в городе стадионе,

добираться сквозь неистовствующую в поле пургу,

думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане,

разговаривать с возвратившимся  из похода туристом,

наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами,

обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.

Приложение 2

Составить словосочетания с образованными от глаголов причастиями.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, везти, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...