Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 7 rkfcc
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Страдательные причастия настоящего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект к уроку.43.57 КБ
Файл Презентация к уроку.111.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Страдательные причастия настоящего времени.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению страдательных причастий прошедшего времени.
Задачи:
- образовательные:

  • формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
  • отрабатывать навык написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени;  

- развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

- воспитательные: 

  •  воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.


Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.   ( П.Чесноков).                                            

 О чем идет речь в данных строчках? (О причастиях)

2.СТАДИЯ ВЫЗОВА.

Актуализация изученного. 
А) Прием «Верные – неверные утверждения». (Работа с сигнальными картами. Самооценка.)

  • Верно ли то, что причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного? (верно)
  • Верно ли то, что думающий – это действительное причастие настоящего времени? (верно)
  • Верно ли, что причастия могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени? (неверно)
  • Верно ли, что причастие, как и прилагательное, изменяется по падежам, числам и родам? (верно)
  • Верно ли, что причастный оборот – это причастие с зависимыми словами? (верно)

Б)  Беседа. Самооценка.

  • Скажите, о каких причастиях говорили мы с вами на предыдущих уроках? (о действительных причастиях).
  • Какой признак обозначают действительные причастия? (признак, который возник в результате действия самого предмета).
  • Вспомните, от чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени? (действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных с помощью суффиксов –ущ-(-ющ-) в 1 спр., -ащ-(-ящ-) во 2 спр.).
  • С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола, основы прошедшего иди настоящего времени глагола при помощи суффиксов -ВШ- для глаголов с основой на гласный, -Ш- для глаголов с основой на согласный).
  • Молодцы!

А сейчас давайте дадим характеристику причастиям, которые мы видим на слайде. (Слайд 1).

Работающий – действительное причастие настоящего времени, которое образовано от глагола работать 1 спр. с помощью суффикса –ющ-.

Строивший – действительное причастие прошедшего времени, которое образовано от глагола строить, основа которого заканчивается на гласную с помощью суффикса -вш-.

Читаемый – ?

Ведомый – ?

Гонимый – ?

А что это за причастия перед нами? (страдательные)

Давайте определим, в каком они времени? (в настоящем времени)

Так о чём мы сегодня будем говорить? Определите тему урока.

(Страдательные причастия настоящего времени) (Слайд 2).

Запишем сегодняшнее число и тему урока.

3.СТАДИЯ  ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Работа в группах .

А сейчас давайте поделимся на группы и определим, от чего и с помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? Ваша задача заполнить пропуски в таблице. (Слайд 3)

От какого глагола образовано?

Грамматические признаки.

Спряжение

Суффикс

Страдательные причастия настоящего времени

Читать

Вести

1 спр.

-ЕМ-

-ОМ-

Читаемый роман

Ведомый человек

Гнать

2 спр.

-ИМ-

Гонимый лист

Теперь мы с вами знаем, как образуются страдательные причастия настоящего времени (закрепить правилом из учебника).

(Слайд № 4) У вас на столах лежат карточки (карточка № 1). Что же нам предстоит сделать? (Задание вслух читает один ученик).

Карточка № 1. Спишите. Образуйте от глагола, стоящего в скобках, СПНВ. Если необходимо, поставьте знаки препинания.

  • Роса (оберегать) могучими кронами сосен блестит на ромашке.
  • Чуть  колышется гладь озера (озарять) последними лучами заходящего солнца.
  • Едва (видеть) тропинка сбегает к воде.

(Задание проговаривается и проверяется устно, на слайде верные ответы) (Слайд № 5)

6.ФИЗМИНУТКА.

Устали? Давайте немного отдохнем. Если услышите действительное причастие, поднимайте руки вверх. Если страдательное причастие – хлопайте в ладоши.

Сверкающий снег, рисуемый портрет, задаваемые вопросы, звенящий смех, заржавевший замок, видимый рассвет.

Спасибо, молодцы!

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА.

(Слайд 6) Следующая работа, которую мы с вами выполним, лежит у вас на столах на карточках № 2. Работа индивидуальная, у каждого ряда будет свое задание.

Карточка № 2. Выпишите словосочетания с: 1 ряд – Действительными причастиями настоящего времени; 2 ряд – Действительными причастиями прошедшего времени; 3 ряд – Страдательными причастиями настоящего времени;

Пламенеющие вершины, видимые звезды, воркующий тетерев, растаявший лед, рисуемый портрет, затянувшееся небо, красящее вещество, потекшая краска, излучаемое сияние.

(Задание проговаривается и проверяется устно, на слайде верные ответы) (Слайд № 7, 8, 9)

6.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работающий, строивший, дышащий, несший, читаемый, ведомый, гонимый.

Слайд 2

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах СП. Тема урока

Слайд 4

Спишите. Образуйте от глагола, стоящего в скобках, СПНВ. Если необходимо, поставьте знаки препинания. Роса (оберегать) могучими кронами сосен блестит на ромашке. Чуть колышется гладь озера (озарять) последними лучами заходящего солнца. Едва (видеть) тропинка сбегает к воде.

Слайд 5

Роса, оберегаемая могучими кронами сосен, блестит на ромашке. Чуть колышется гладь озера, озаряемая последними лучами заходящего солнца. Едва видимая тропинка сбегает к воде. от гл. 1 спр . от гл. 1 спр . от гл. 2 спр .

Слайд 6

Выпишите словосочетания с: 1 ряд – Действительными причастиями настоящего времени; 2 ряд – Действительными причастиями прошедшего времени; 3 ряд – Страдательными причастиями настоящего времени;

Слайд 7

1 ряд. Пламенеющие вершины, красящее вещество, воркующий тетерев.

Слайд 8

2 ряд. Затянувшееся небо, потекшая краска, растаявший лед.

Слайд 9

3 ряд. Излучаемое сияние, видимые звезды, рисуемый портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Поурочная разработка по  русскому языку:  7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....