Главные вкладки

    Роль педагога - психолога в формировании личности подростка
    статья по психологии на тему

    Анастасия АВ

    Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

    В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль педагога – психолога  в формировании личности подростка

    Любой психолог скажет Вам, что ребенок – это личность. Но что же такое личность? Можно ли как-то повлиять на развитие личности ребенка?

    Существует множество различных определений личности с точки зрения психологии или социальной науки. Например, общежитейский термин «личность» подразумевает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности.

    Каждый человек – индивид, но не каждый индивид – личность. Становление индивида личностью происходит не вдруг, на этот процесс влияет множество факторов.

    Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:

    ранний детский (0-3)

    дошкольное и школьное детство (4-11)

    отрочество (12-15)

    юность (16-18)

    Предпосылки к развитию личности заложены в организме ребенка еще до его рождения – это так называемые перинатальные (пренатальные) матрицы. Теорию базовых перинатальных матриц разработал Станислав Гроф. Согласно этой теории переживание будущим ребенком беременности и родов, а также события послеродового периода фиксируются у ребенка в виде четырех основных матриц, которые в дальнейшем влияют на развитие личности ребенка.

    У желанных детей, которые родились естественным путем и не испытывали родовых травм жизненный потенциал, способности к адаптации, активность выше, чем у детей, испытывавших трудности во время беременности и родов.

    Ребенок проходит три фазы развития личности:

    адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

    индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

    интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

    Если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершилась фаза интергации предыдущего, то формируются предпосылки для кризиса развития личности. И в этом случае нужна помощь взрослых, педагога.

    Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

    Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.

    Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между педагогом и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

    Современная модель воспитания предполагает умение педагога работать над развитием личности ребенка, помогать ему, «выводить на поверхность бесконечные источники внутренней мудрости».

    Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом Уильямом Джеймсом в конце 19 века. По мысли Джеймса, Я-как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.

    Я-концепция в психологическом словаре определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

    Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы "извне", сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда "извне" на собственный взгляд – "изнутри". Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда он становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности.

    Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального развития. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка умение справляться с повышенной тревогой.

    В этом случае можно применить психологические занятия. Преимущество психологических занятий в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми группы психолого – педагогического риска, но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания. Благодаря этому появляется возможность предложить детям информацию к размышлению по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

    Цель психологических занятий по формированию личности: способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. Педагог ставит перед собой такие Задачи, как: формирование стремление к самосознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; знакомство с чертами личности, первичными и вторичными способностями; форматирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей; обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;  приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия; обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей; создание условий, способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения; мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения.

    В коррекционно - развивающей работе с детьми должен руководствоваться следующим принципам:

    • принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка;
    • принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка;
    • принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
    • принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей.
    • Занятия могут проводиться по структуре:
    1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики;
      2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта;
      3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта;
      4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.

    Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки педагога.

    Вывод

    Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

    В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.

    Педагог-психолог МБОУ СОШ

    С. Взморье Долинского района

    Сахалинской области: Ионова Анастасия Владимировна

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

    Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

    Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

    Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

    Педчтения: Роль педагога-психолога в современной школе.

    Данная статья рассказывает о роли обязанностях и аспектах работы психолога в школе.Статья применялась в педчтениях для передачи опыта, была напечетана во всероссийском сборнике конференции воспитания ...

    Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

          В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

    Программа педагога - психолога по работе с подростками из группы риска

    Программа предназначена для работы с подростками из группы риска. Программа состоит из 9 занятий (1 занятие в месяц) по повышению уровня развития познавательных процессов, улучшение межличностных взаи...

    Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС

    Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения......