Роль классного руководителя в становлении личности подростка
статья

Классный руководитель играет огромную роль в формировании личности подростка. Именно на данном этапе зарождается личность, которая будет определять будущее человека. Поэтому классный руководитель должен уметь правильно направлять своих учеников, помогать им справляться с трудностями, наставлять, давать ценные советы и подбадривать. Так же классный руководитель должен уметь найти правильный подход к ученикам, помогать им понять себя, принимать свои ошибки и вырбаотать умение самостоятельно решать проблемы в последующем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании личности подростка

Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения, являясь организатором воспитательного процесса. На классного руководителя возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой происходит самоактуализация личности растущего человека.

Дадим определение классному руководству и рассмотрим его цели и задачи.

Под классным руководством мы будем понимать профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание ребёнка в классном ученическом коллективе.

Педагог (далее — классный руководитель) организовывает систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и осуществляет свою деятельность в образовательном процессе. Таким образом, цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами деятельности классного руководителя являются:

  • организация и координация воспитательного процесса в классе;
  • формирование классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
  • организация системы отношений и системной работы через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции;
  • предупреждение девиантного поведения обучающихся;
  • гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация всех видов коллективной и индивидуальной, творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации.

Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать её со всеми другими звеньями школьной работы. Классному руководителю необходимо осуществлять свою деятельность в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся, педагогом-психологом и социальным педагогом.

Одна из важнейших функций классного руководителя — организация активной, насыщенной интересными делами жизни ученического коллектива и дружеских отношений внутри класса. Педагоги и родители формируют образ жизни подростка. Но если учитель не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность, то его вклад в развитие личности ребёнка будет минимальным. Поэтому успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости, систематичности,  строящихся на основе программы воспитания образовательной организации, анализа предыдущей деятельности, позитивных тенденций общественной жизни и на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом. При планировании воспитательной деятельности обязательно необходимо обращать внимание на уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. 

Работа классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и обучающихся, в ходе которого поднимаются важные моральные, нравственные и этические проблемы, а также ставятся актуальные и организационные проблемы классного коллектива. Таким образом, классный час — это своеобразная форма собрания, на котором в течении часа проводится свободная дискуссия и формируются основные выводы и решения.

Обобщая всё выше сказанное, можно подвести итог, что классный руководитель — ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организовывает и направляет воспитательный процесс в классе, а также объединяет воспитательные усилия учителей-предметиков и родителей. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о сплочённости класса и трудолюбии, о повышении качества знаний и укрепляет дисциплину и порядок в своём классе.

Роль классного руководителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение классного руководителя как воспитателя является индивидуальное развитие каждого ребёнка и раскрытие его потенциальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно...