Материалы для психолога - мониторинг детско-родительских отношений
учебно-методический материал по психологии на тему

Гущина Вера Владимировна

Мониторинг Особенностей   детско-родительских отношений, степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_detsko-roditelskih_otnosheniy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Мониторинг Особенностей   детско-родительских отношений, степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Гущина Вера Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе,

классный руководитель

МКОУ Шилыковская СШ

Лежневского района Ивановской области

         


п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  

Целевой 
ориентир
2020-2021

Базовый
уровень
2015-2016

Доля семей, активно участвующих в работе гимназии, к общей численности семей                          

Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы классных руководителей, к общему числу семей

Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы системы    психолого-педагогического    сопровождения школьников, к общему числу семей      

Доля семей, активно участвующих в реализации Подпрограммы здорового образа жизни, к общей численности семей ГОУ 

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров,  круглых  столов и пр.)  по  формированию экологической культуры школьников, к общему количеству

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении Спартакиады  семейных команд "Семейные игры"      

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного   творчества,   культурно-досуговых акциях,   посвященных   пропаганде  семейных  ценностей                                   

Оценка детско-родительских отношений

Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.)

Методика «Моя семья»

(для учащихся 4-11 классов)

 Методика является модификацией методики М. Егоровой

 Цель: изучение уровня семейного воспитания.

Инструкция.

Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, с кем Вы живете: отец, мать,

братья,  сестры, бабушка, дедушка, другие  члены  семьи. Затем отвечайте на

вопросы одним из следующих возможных ответов:

  КОНЕЧНО, ДА

СКОРЕЕ, ДА

ТРУДНО ОТВЕТИТЬ

СКОРЕЕ, НЕТ

КОНЕЧНО, НЕТ

5

4

3

2

1

Для  некоторых  вопросов  (№№  3,  10,  17)  следует  выбирать  ответы  с

указанием матери или отца  (или других членов семьи): «Конечно, мать  – 1,

«Видимо, мать  – 2, «Конечно, отец – 3, «Видимо, отец / 1 4, «Оба родителя –5.

На листе бумаги напишите дату, по желанию – фамилию и имя, класс, школу и номера вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать  ответ  в  виде  цифры,  соответствующей Вашему  ответу  –  или  «1»,  или «2»,  или  «3»,  или  «4»,  или  «5». Если, например,  на  вопрос  1  выбран  ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее…..

Спасибо за сотрудничество.

Текст.

1.  Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?

2.  Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?

3.  С кем Вы чаще всего советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?

4.  Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был несправедлив по отношению к Вам?

5.  Часто ли родители Вас наказывали?

6.  Часто ли родители ссорятся друг с другом?

7.  Верно ли, что у Вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?

8.  Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить Вам что-либо родители отвечают: «Нельзя»?

9.  Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?

10.   Кто является главой Вашей семьи: мать или отец?

11.   Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?

12.   Часто ли родители разговаривают с Вами резким, грубым голосом?

13.   Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?

14.   Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

15.   Считают ли родители Вас капризным ребенком?

16.   Часто ли родители хотят, чтобы Вы все делали по их желанию, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас?

17.   С кем в семье Вы больше общаетесь?

18.   Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа?

19.   Наказывали ли Вас в детстве более сурово, чем других детей?

20.   Бывает ли, что один из родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?

21.   Верно ли, что у Вас нет постоянных домашних обязанностей?

Обработка результатов.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании семи показателей  (факторов). Ответы «5» – «Конечно, нет» – указывают на максимальное  положительное  проявление  фактора.  Максимальная  сумма  по  одному

фактору – 15, минимальная сумма – 3. По все факторам соответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровней  семейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного. Изменив не которые  формулировки  вопросов,  методику  можно  предложить  родителям учащихся.

Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ответы не учитываются.

Показатели:  

I – Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.

II – Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).

III – Доминантность матери (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей в воспитании, уверенность матери в методах воспитания).

IV – Подрыв авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка).

V – Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания, мало наказаний).

VI – Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения).

VII – Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (их наличие).  

Ключ:

I – 1, 8, 15; II – 2, 9, 16; III – 3, 10, 17;  IV – 4, 11, 18; V – 5, 12, 19; VI – 6, 13,

20; VII – 7, 14, 21.

Уровень семейного воспитания  оценивается по всем семи показателям суммированием  баллов по каждому вопросу. Чем выше общая сумма баллов,

тем  выше  уровень  семейного  воспитания.  По  факторам  можно  построить профиль  семейного    воспитания  отдельного  ученика,  всей  группы  (см.  график Профиль семейного воспитания). По нему определить характерные особенности  семейного  воспитания  учащихся  данного  возраста  с  точки  зрения самих учащихся. Картина будет более полной при обследовании по опроснику родителей. Однако такое изучение встречает значительные трудности из-за нежелания некоторых родителей участвовать в исследовании.  

Педагогу  ответы  родителей  позволяют  определить,  насколько  теплая или  холодная  обстановка  царит  в  семье,  возможные  семейные факторы  повышенной  тревожности  учащегося  и  др.  В  случае  неблагоприятной  обстановки в семье может потребоваться беседа с родителями, чтобы нормализовалась ситуация.

Анкета «Знаешь ли ты?»

(для учащихся)

   Как твои родители учились в школе?

  Чем они увлекались в школьные годы?

  Какое образование у твоих родителей?

  Известна ли тебе романтическая история знакомства твоих родителей?

Сколько им было тогда лет?

  Как папа ухаживал за твоей мамой? Как долго они встречались?

  Сколько лет было твоим родителям, когда они поженились?

  Поженившись,  они  работали  или  учились? Кто  им  помогал  тебя  растить?

  Помнишь ли ты себя маленьким (кой)?

  Чем  занимаются  на  работе  твои  родители?  Нравится  ли  им  работа?

Сильно ли они устают?

  Чем  занимаются  твои  родители  в  свободное  от  работы  время?  Чем увлекаются? Много ли у них друзей?

 Чем занимаются твои бабушки и дедушки? Часто ли ты с ними общаешься?

 Доверяешь ли ты свои секреты родителям, бабушке, дедушке?

 Понимают ли тебя в семье?

 Твое самое яркое воспоминание детства.

 Что попросили бы твои родители у золотой рыбки?

 В чем бы ты хотел быть похожим на папу (маму), бабушку (дедушку)?

Методика «Хорошие ли вы родители»

На вопросы этого теста можно отвечать "да", "нет", "не знаю".

Итак:

1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчеты результатов За каждый ответ "да" на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также "нет" на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые "не знаю" получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

 0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что- то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.)

Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой  образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2- трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

ВОПРОСЫ:

1. Класс, в котором учится ваш ребёнок , можно назвать дружным?                    43210

2. В среде своих одноклассников ваш ребёнок чувствует себя комфортно?        43210

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребёнку?          43210

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка?                                                                                                          43210

5. В классе, в котором учится наш ребёнок хороший классный руководитель?   43210

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка?          43210

7. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.  43210

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.                 43210

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и

интересны нашему ребёнку.                                                                                        43210

10. В школе работают различные кружки и секции, где может

заниматься наш ребёнок.                                                                                              43210

11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.                           43210

12. В школе  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.         43210

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.                                                                                                                           43210

14. В школе создаются условия для проявления и развития способностей

нашего ребёнка.                                                                                                              43210

15. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни     43210

Обработка результатов теста.

Удовлетворённость родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

- Если коэффициент (У) равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости;

- Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворённости;

- Если же коэффициент (У) меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН

Материал описывает методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН....

Применение пескотерапии в работе педагога-психолога с подростками при коррекции детско-родительских отношений

Данная статья содержит информацию о применении пескотерапии в работе с подростками при коррекции детско-родительских отношений. В статье приведён пример из практической работы педагога-психолога. Данн...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...