Разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку по психологии по теме

Кузьменок Юлия Валерьевна

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_razrabotki_aop_-1015.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм разработки Адаптированной общеобразовательной программы (АООП)

Слайд 2

Основные понятия, используемые в Законе РФ «Об образовании…» 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам . В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья АООП АОП

Слайд 3

Основные понятия, используемые в Законе РФ «Об образовании…» Статья 55 п.3. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность ……….. дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Комментарии к ФЗ-273 Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и мн. др.).

Слайд 4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Основная образовательная программа (ООП) Адаптированная основная образовательная программа (АООП) Адаптированная образовательная программа (АОП) Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Заключение ЦПМПК, ИПРа Необходимо учитывать рекомендации ЦПМПК и ИПРа Разрабатывается в рамках ППк ОО Разрабатывается на группу детей определенной категории ОВЗ Ограничены возможности учета индивидуальных отличий конкретного ребенка, необходимых индивидуальных образовательных условий • Разрабатывается на конкретного ребенка • Прописываются условия обучения, определенные ИПРа

Слайд 5

Основные понятия, используемые в Законе РФ «Об образовании…» Адаптированная основная общеобразовательная программа – локальный нормативный акт , описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Образовательная организация с опорой на Закон об образования РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной общеобразовательной программы

Слайд 6

Условия и порядок разработки АООП Отдельный локальный нормативный акт ОО , в котором указывается: порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность. порядок обсуждения проекта АООП; порядок утверждения АООП и ввода в действие.

Слайд 7

Варианты АООП НОО 1 2 3 4 1 Для глухих обучающихся 1.1 1.2 1.3 1.4 2 Слабослышащих и позднооглохших обучающихся 2.1 2.2 2.3 3 Для слепых обучающихся 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Для слабовидящих обучающихся 4.1 4.2 4.3 5 Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 5.1 5.2 6 Обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1 6.2 6.3 6.4 7 Обучающихся с задержкой психического развития 7.1 7.2 8 Обучающихся с расстройствами аутистического спектра 8.1 8.2 8.3 8.4

Слайд 8

Варианты АООП НОО Вариант 1 –предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников без особенностей развития, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы). Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием сверстников без особенностей развития в пролонгированные сроки.

Слайд 9

Варианты АООП НОО Вариант 3 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки Вариант 4 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

Слайд 10

Особенности разработки АООП: ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяют: АООП разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно; АООП определяет содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивает решение задач образования обучающихся с ОВЗ; АООП дополняется индивидуальной программой реабилитации в случае, если обучающийся с ОВЗ имеет инвалидность; образовательная организация может разработать один или несколько вариантов АООП; АООП может быть реализована в разных формах, в том числе с использованием сетевых форм реализации; АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений; АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность; в структуре АООП должно быть три раздела: целевой, содержательный и организационный; структура и содержание каждого раздела АООП должны соответствовать требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ; формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности определяет организация; АООП должна обеспечивать достижение обучающими результатов освоения программы в соответствии с требованиями, установленными ФГОС для обучающихся с ОВЗ; Определение варианта АООП осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, с учетом ИПР (при наличии) и мнения родителей (законных представителей); В процессе освоения ФООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой

Слайд 11

Структурные компоненты АООП

Слайд 12

Структурные компоненты АООП НОО ОВЗ

Слайд 13

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Подготовительный этап

Слайд 14

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Аналитический этап

Слайд 15

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Разработка

Слайд 16

АООП: алгоритм проектирования и реализации. Реализация

Слайд 17

АООП: обязательные специальные образовательные условия

Слайд 18

АООП: обязательные специальные образовательные условия

Слайд 19

Создание специальных образовательных условий. Специалисты ППС

Слайд 20

Коррекционно-развивающая область АООП Программа коррекционной работы должна обеспечивать : выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; корректировку коррекционных мероприятий.

Слайд 21

Коррекционно-развивающая область АООП. Варианты …1 Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с ОВЗ. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях .

Слайд 22

Коррекционно-развивающая область АООП. Варианты …2,3 Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: 1) коррекционные курсы , что позволяет обучающимся с нарушением слуха освоить специальные умения и навыки повышения слуховых и коммуникативных возможностей, развить компенсаторные механизмы; 2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности; 3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий; 4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Слайд 23

Содержание и формы реализации коррекционно-развивающей области АООП НОО для глухих обучающихся В. 1.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на обеспечение слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП В.1.2 - Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуально) - Музыкально-ритмические занятия (фронтально) - Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтально) - Социально – бытовая ориентировка (фронтально) В. 1.3 - Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуально) - Музыкально-ритмические занятия (фронтально) - Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтально) - Социально–бытовая ориентировка (фронтально) - Развитие познавательной сферы (индивидуально) В. 1.4 - Развитие слухового восприятия и обучение произношению (индивидуально) - Музыкально – ритмические занятия (фронтально) - Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально)

Слайд 24

Содержание и формы реализации коррекционно-развивающей области АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся В. 2.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО В.2.2 - Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтально) - Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуально) - Музыкально – ритмические занятия (фронтально) В. 2.3 - Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтально) - Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуально) - Музыкально–ритмические занятия (фронтально) - Развитие познавательной сферы (индивидуально) - Социально-бытовая ориентировка.

Слайд 25

Содержание коррекционно-развивающей области АООП НОО для слепых обучающихся В. 3.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. Программа коррекционной работы направлена на овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений. В. 3.2 - Ритмика - Адаптивная физическая культура - Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия - Социально–бытовая ориентировка -Пространственная ориентировка - Развитие осязания и мелкой моторики - Развитие коммуникативной деятельности В. 3.3 - Ритмика - Адаптивная физическая культура - Сенсорное развитие - Социально-бытовая ориентировка - Пространственная ориентировка В. 3.4 - Ритмика - Сенсорное развитие - Двигательное развитие - Предметно-практические действия - Социально-коммуникативное развитие - Основы пространственной ориентировки - Социально-бытовая ориентировка

Слайд 26

Содержание коррекционно-развивающей области АООП НОО для слабовидящих обучающихся В. 4.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В.4.2 - Ритмика - Адаптивная физическая культура - Развитие зрительного восприятия - Социально-бытовая ориентировка - Пространственная ориентировка - Развитие коммуникативной деятельности В. 4.3 - Ритмика - Адаптивная физическая культура - Социально-бытовая и пространственная ориентировка

Слайд 27

Содержание коррекционно-развивающей области АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи В. 5.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы . Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. В.5.2 - Произношение - Логопедическая ритмика - Развитие речи

Слайд 28

Содержание и формы реализации коррекционно-развивающей области АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В. 5.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на: предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии; коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития; формирование у обучающихся с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций; формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы. В. 5.2 - Речевая практика - Основы коммуникации Психомоторика и развитие деятельности Двигательная коррекция В. 5.3 - Речевая практика - Основы коммуникации - Психомоторика и развитие деятельности Двигательная коррекция Коррекционно-компенсаторная область (индивидуально) В. 5.4 - Речевая практика. - Основы коммуникации. - Психомоторика и развитие деятельности. Двигательная коррекция Коррекционно-компенсаторная область (индивидуально)

Слайд 29

Содержание и формы реализации коррекционно-развивающей области АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития В. 7.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО В.7.2 - Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные ) - Ритмика

Слайд 30

Содержание и формы реализации коррекционно-развивающей области АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра В. 8.1 Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его ООП, на основе рекомендаций ПМПК и ИПР Программа коррекционной работы направлена на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП В.8.2 - Формирование коммуникативного поведения (индивидуально/фронтально) - Музыкально-ритмические занятия (фронтально) - Социально-бытовая ориентировка (фронт) В. 8.3 - Формир . коммуникативного поведения (индивидуально/фронтально) - Музыкально-ритмические занятия (фронтально) - Социально-бытовая ориентировка (фронтально) - Развитие познавательной деятельности (индивидуально) В. 8.4 - Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (фронтально/индивидуально) - Сенсорное развитие (индивидуально) - Двигательное развитие (фронтально) - Предметно-практические действия (индивидуально) - Коррекционно-развивающие занятия

Слайд 31

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы:

Слайд 32

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП

Слайд 33

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП

Слайд 34

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП

Слайд 35

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с интеллектуальным нарушением по истории

Рабочая  программа составлена  с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья  ученика 7 « В»  класса Князева Вадима Программа  по истории  в 7 классе опр...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов (по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова) на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.Все содержание рабоч...

Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской ...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по французскому  языку, примерной программы основно...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 4.3)

Адаптированная образовательная программ  для обучающихся с ограничееными возможностями здоровья  разработана в соответствии ФГОС ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа для обучающихся 7 класса с ОВЗ по английскому языку на 2022-2023 учебный год

Программа разработана для учеников, которые обучаются в 7 классе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа предполагает коррекционный метод работы и направлена на удовлетворение о...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 1 класс

Программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 1 класс...