«В мире профессий»
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему

Коротких Елена Владимировна

Конспект тренингового занятия по профориентации 

«В мире профессий» с использованием метода проблемной ситуации и метода ролевой игры.

Для учащихся 9-11 классов.

Цель: Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей. активизация знаний о профессиях; повышение уровня психологической грамотности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx87.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренингового занятия по профориентации

«В мире профессий» с использованием метода проблемной ситуации и метода ролевой игры.

 Цель: Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей. активизация знаний о профессиях; повышение уровня психологической грамотности  

 Задачи:

 Знакомство с новыми современными профессиями;

 Формирование интереса к профессиям;

 Развитие коммуникативных навыков и креативности мышления учащихся;

 Активизация учащихся к познавательной, творческой деятельности.

Используемые методы:

Проблемная ситуация

Ролевая игра

Релаксация

Ход занятия

Сегодня мы с вами окажемся не совсем в обычной ситуации, но которая может случиться в нашей жизни, и попробуем решить возможные сложившиеся проблемы. Предлагаю для начала поприветствовать всех участников нашего занятия, для этого просто улыбнемся друг другу.

Упражнение «Выбор»

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, без родителей, без родственников, у вас нет жилья, нет работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку: вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….

(Для активизации погружения в проблемную ситуацию, на интерактивный экран помещается картинка-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей.)

Теперь вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

- в каком городе или даже в стране вы находитесь?

-какое у вас время года?

-что вы будете делать? Каковы ваши действия?

-что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

-что будет потом?

После выполнения письменного задания, ученики зачитывают свои ответы. Затем проводится совместное обсуждение.

        Комментарий: Во время обсуждения, акцентируется внимание на то, что временные работы – это и временный заработок, а в целом необходимо учиться, для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Проблема выбора профессии, профессиональное самоопределение - это дело очень серьёзное. Время очень быстро идёт вперед, и от человека в настоящее время требуется готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни.

Выбор профессии - это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

   Давайте попробуем ответить на вопросы, что такое профессия, специальность, должность. (Представленные вопросы выводятся на экран. После ответов учеников, ответы также выводятся на экран).

Теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и выполнив небольшое упражнение выберем знатока профессий.

Упражнение «Знатоки профессий»

По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель- знаток профессий.

 Ребята, вы молодцы! Сколько много профессий вы знаете! А теперь, давайте поиграем и попробуем связать, названные вами профессии. (Ученикам можно предложить сесть в круг на стулья или на пол, в удобной позе)

Упражнение - игра "Цепочка профессий"

Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чём сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

  Комментарий: Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.  По ходу игры необходимо иногда задавать ученикам уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа совместно.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

 Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Если ученики указывают на веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

Да, ребята, мы с вами отлично поиграли, теперь давайте обратим внимание на экран и выполним следующее упражнение.

Упражнение «Типы профессий»

(На экране представлены различные профессии). Вы уже знаете, что существуют типы профессий и мы с вами пытались соотнести себя к какому-либо из них, поэтому я думаю, что вам будет легко справиться со следующим заданием. Ваша задача, распределить профессии по типам.

Ребята выполняют задание.

Множество профессий находятся в постоянной динамике, какие-то профессии исчезают вовсе, а им на смену приходят новые с красивыми и не всегда понятными названиями. Давайте попробуем показать наши знания в ролевой игре.

Упражнение-ролевая игра «Ориентир в новых профессиях»

Сейчас каждый из вас возьмет карточку, на которой будет название профессии и соответствующая картинка. Вам нужно будет представить себя в роли специалиста этой профессии и сказать нам, чем же вы занимаетесь, как представитель этой профессии.

Комментарий: Ученики берут карточки, на которых написано название профессии и представлено изображение, в виде картинки, этой профессии. На карточках представлены такие профессии, как Логист, Веб-мастер, Маркетолог, Фандрайзер, PR – агент, Бренд-менеджер, Копирайтер, Хед-хантер, Аудитор, Мерчендайзер, Промоутер, Супервайзер.

Ученики представляют себя в роли и рассказывают о новых профессиях.  

Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую занимательную диагностику, которая поможет вам определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Упражнение «Психогеометрия».

 Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы - Стюзен Деллингер. Предлагаемый вам тест адаптирован А. Алексеевой и Л. Громовой. Они предприняли попытку построить отечественную психогеометрию (точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%).

http://ped-kopilka.ru/images/7(6).jpg

   Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг (все изображено на листе бумаги). Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!» Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности. (Эти характеристики выведены на экран и зачитываются вслух)

Квадрат - неутомимый труженик. Характерны трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Чаще - левополушарный мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям.

Любят раз и навсегда заведенный порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя.

Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанных с возможностью риска.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Для многих это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей.

Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию.

Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Чувствуют выгодное дело, могут столкнуть лбами своих противников.

Отрицательное качество - направленность на себя. Нещепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы.

Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.

Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.

Прямоугольник - это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет.

Круг - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги высокопопулярны среди коллег. Как руководители слабы.

Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать твердую позицию. В конфликте уступают первыми.

Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости.

Относятся скорее к правополушарным мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.).

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий.

Свойственна образность, интуитивность и мозаичность с отчаянными прыжками от «а» до «я». Строит целостные гармоничные концепции и образы, имеет развитое эстетическое чувство.

Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей.

Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.

После проведения психогеометрии вниманию ребят представляется небольшой информационный блок.

Существуют определенные правила выбора профессии. Зная главные, доминирующие черты своего характера и особенности поведения, знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться, – ключ к успеху.
1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
4. Подробно изучите выбранную профессию.
5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Рефлексия "Прогноз погоды"

Ребята, я вам предлагаю рассказать о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорите о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать ваше душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 ◦С).
Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) фиксирует маркером на заранее приготовленном ватмане, закрепленном на доске.

 После того как высказались все участники, необходимо соединить все отметки температуры в график. Когда график будет построен, ученикам дается возможность проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

Пример графикаГрафик

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в выборе профессии.  И если вы окажетесь в большом незнакомом городе, то вы не растеряетесь и все у вас получится! (Снова на экран помещается изначальная картинка-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей). А теперь пришло время поблагодарить друг друга. Для этого мы проведем заключительное упражнение.

Упражнение "Корзина пожеланий".

Всем ученикам раздаются маленькие разноцветные бумажки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, все ученики встают как можно ближе друг к другу и на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя. (обычно это упражнение приводит ребят в восторг).  Спасибо, ребята! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...