Психолого-методический комплекс по формированию самоопределения детей с ОВЗ
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Зайцева Ирина Юрьевна

В условиях свободного рынка труда решение организационных и методических вопросов профориентации инвалидов и, в частности, такого важного раздела как профотбор, который позволяет определить возможность профессиональной деятельности по конкретной профессии, приобретает исключительную значимость. 
Правильный профессиональный отбор призван гарантировать возможность и успешность обучения, безвредность и безопасность труда инвалидов, их профессиональную пригодность и конкурентоспособность па рынке труда, успешность социально-трудовой адаптации и стойкое закрепление на рабочем месте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ВВЕДЕНИЕ 

В условиях свободного рынка труда решение организационных и методических вопросов профориентации инвалидов и, в частности, такого важного раздела как профотбор, который позволяет определить возможность профессиональной деятельности по конкретной профессии, приобретает исключительную значимость. 
Правильный профессиональный отбор призван гарантировать возможность и успешность обучения, безвредность и безопасность труда инвалидов, их профессиональную пригодность и конкурентоспособность па рынке труда, успешность социально-трудовой адаптации и стойкое закрепление на рабочем месте. 

Под профессиональным отбором понимается специально организованный процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов соответствие психофизиологических и социально-психологических особенностей человека требованиям, предъявляемым спецификой конкретной профессиональной деятельности, а также возможность обучения тем или иным профессиям. 
Принципиальное отличие профотбора от профконсультации и профподбора заключается в том, что отбор осуществляется исходя из требований конкретной профессии к возможностям человека, профконсультация и профотбор - от способностей человека к овладению разными профессиями. 

Принцип комплексности предполагает психофизиологическое, психологическое, медико-функциональное обследование, а также учет социальных факторов при профотборе. 
Принцип системности требует рассмотрения профотбора инвалидов как составной части общей системы профориентационных мероприятий в рамках комплексной реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной). 

Специфика анализа данных, полученных при обследовании инвалидов и разработка практических рекомендаций должна основываться на следующих положениях: 

1. Критерии профессиональной пригодности должны быть несколько смягчены с учетом возможного восстановления или компенсации нарушенных качеств, высокого уровня мотивации, формирования индивидуального стиля деятельности. 

2. Профотбор целесообразно совмещать с элементами профконсультации, с помощью которой не удовлетворяющему критериям профессиональной пригодности инвалиду даются рекомендации по овладению другими профессиями. 

3. Процедура профотбора должна предполагать разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), включающую индивидуализацию обучения, социально-психологическую адаптацию в учебном заведении и на производстве, раскрытие психофизиологических и личностных возможностей в целях переобучения, успешной реализации потенциальных возможностей и профессионального становления. 

Определение профессиональной пригодности инвалида реализуется в направлениях комплексной профдиагностики с учетом медицинского, психофизиологического, психологического, педагогического и социального аспектов. 

Медицинский аспект, осуществляемый в медицинских учреждениях, включает изучение болезни и клиническую характеристику инвалида: 
- определение типа течения патологического процесса, его индивидуальных особенностей, клинического и трудового прогноза; 
- определение компенсаторных возможностей организма; 
- прогнозирование последствий возможного неблагоприятного влияния производственных факторов. 

Психологический и психофизиологический аспекты, которые могут быть реализованы в учреждениях профессионального образования при профотборе на профессиональное обучение и на специализированных предприятиях при профотборе для трудоустройства, включают определение таких ПВК, как: 

- уровень развития базовых психических функций; 

- индивидуальных свойств личности; 

- профессиональных интересов, склонностей, трудовой мотивации. 

Педагогический аспект учитывает возможность обучения по конкретной профессии. 

       Социальный аспект включает:  учет пола, возраста, семейного положения, жилищно-бытовых условий, профессионального пути, профессиографических характеристик доступных видов труда. 
Инструментом профотбора в учебных заведениях профессионального образования являются в основном методы профессиональной психодиагностики, поэтому рассмотрим в данных рекомендациях более подробно именно этот аспект. 

       Принципами организации профессионального психодиагностического исследования являются следующие: 
1. Практическая индивидуальная направленность. Основная процедура психодиагностики - индивидуальное обследование. 
2. Системное описание объекта обследования. Недостаточно описания одного признака или свойства, даже наиболее профессионально важного, необходимо описание объекта в целом. 
3. Комплексное применение методов обследования.

Психологические показатели профессионально важных качеств инвалидов 

Возможность прогнозирования поведения и деятельности человека основана на представлении о его устойчивых свойствах, качествах, чертах личности. Профессиональная пригодность не является врожденным свойством, она формируется на основе задатков. Изменяясь в ходе индивидуального развития, задатки образуют комплекс профессионально важных качеств (ПВК), на которые приходится основная нагрузка в процессе деятельности. Из этого следует, что оценка уровня развития ПВК должна осуществляться с учетом динамики индивидуального психического развития и его актуального состояния. 

Психологический аспект в обосновании прогноза к труду является одним из центральных в силу того, что, во-первых, профессиональный труд предъявляет высокие требования к состоянию психических функций, психологической сфере в целом, так как именно на них ложится основная нагрузка в процессе деятельности; во-вторых, именно психологические механизмы обеспечивают ориентацию человека на деятельность, определяют ее успешность или неуспешность; в-третьих, профессиональная деятельность повышает риск психологических срывов, которые, в свою очередь, могут усиливать патологические процессы на соматическом уровне. 

Разработка психологических показателей ПВК инвалидов учитывает, что трудовой прогноз определяется такими индивидуальными особенностями психологического статуса инвалида, психическими функциями и свойствами его личности, которые в наибольшей степени отвечают требованиям той или иной профессии и обеспечивают приспособление к ней. Исходя из этого комплекс психологических показателей ПВК инвалидов можно представить тремя блоками: 

1 блок - патопсихологические показатели; 

2 блок - психологические особенности личности; 

3 блок-социально-психологические показатели, актуальные в целях профотбора. 

Качественный и количественный анализ этих показателей позволяет получить систему психологических параметров, которые наиболее полно характеризуют профессиональные психологические возможности инвалидов. 

Патопсихологические показатели

Оценка патопсихологических показателей осуществляется в соответствующих степенях: незначительные, умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения. 
1. Нарушения интеллектуально-мнестическнх функций: 
- объем кратковременной памяти; 
- функции активного внимания (распределение, переключаемость, устойчивость); 
- эффективность мыслительных операций (обобщение, абстрагирование, анализ и т.д.); 
- динамика психической деятельности (темп, истощаемость - в плане их соответствия требованиям профессиональной деятельности). 

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы: 
- наличие и выраженность уровня тревоги, свидетельствующего о степени фрустрации значимых потребностей (аффилактивных, самореализации и др.); 
- эмоциональная неустойчивость, которая может иметь как психогенную, так и органическую причину. 
3. Неврозоподобные нарушения: 
- ипохондрическая симптоматика; 

- истерическая симптоматика; 

- астеническая симптоматика; 

- депрессивная симптоматика; 

- обсессивная симптоматика. 
4. Психопатоподобные нарушения на уровне личности (заострение черт, акцентуации, психопатии). 

Наличие патопсихологических признаков значительно снижает профессиональные возможности инвалидов. При этом нарастание выраженности соответствующей симптоматики прямо связано с увеличением частоты неблагоприятного прогноза относительно профессионального самоопределения и трудоустройства. 

Наиболее явно это прослеживается в случаях неврозоподобных (особенно при доминировании депрессивных и ипохондрических тенденций) и психопатоподобных расстройств, а также в случаях, относительно выраженных нарушений психических процессов.

Психологические особенности личности. 


1. Адекватность самооценки (уровень притязаний): 

- значительно завышена, умеренно завышена, адекватная, умеренно занижена, значительно занижена. 
2. Уровень самоконтроля (сфера реализации самоконтроля и степепь его выраженности): 
- самоконтроль за эмоциональным состоянием (завышен, занижен, адекватен); 
- самоконтроль за поведением (завышен-отсутствие спонтанности, зажатость; занижен - излишняя раскрепощенность; адекватен ситуации). 

3. Интересы и направленность личности: 
- сформированносгь интересов (сформированы, частично сформированы, не сформированы); 
- устойчивость направленности (устойчивая, недостаточно устойчивая, неустойчивая); 
- адекватность интересов сфере профессиональной деятельности (полное соответствие, частичное соответствие, несоответствие). 

4. Ценностные ориентации: 
- утилитарно-прагматические ценности; 

- доминирование ценностей престижа (социальный статус); 
- доминирование духовных (познавательных, созидательных, творческих) ценностей; 
- гармоническое соотношение ценностей. 
5. Профессиональная информированность (объем знаний о характере различных видов профессиональной деятельности - условия труда, содержание труда, профессионально важные качества): 
- крайне ограничена; 

- умеренно ограничена; 

- поверхностна; 

- чрезмерно широка; 

- адекватна
6. Мотивация профвыбора (степень выраженности и направленность): 
- общая мотивация к трудовой деятельности; 
- мотивация к обучению или переобучению по новой специальности; 
- мотивация к овладению навыками в какой-либо конкретной деятельности. 
Прогностическое значение этих показателей обусловлено возможностью оценки степени активности жизненной позиции инвалида, его отношения к профессиональной реабилитации и к дальнейшему трудоустройству. 

Социально-психологические показатели. 


1. Согласованность профвыбора с ближайшим окружением (показатель особенно важен для инвалидов, так как их жизнедеятельность во многом зависит от ближайшего окружения): 
- согласованность полная; 

- согласованность частичная; 

- несогласованность
2. Ориентация при профвыборе на конкретные региональные социально-экономические условия и конъюнктуру рынка труда: 
- есть; частичная; нет. 
3. Опыт межличностного взаимодействия в различных системах профессиональных отношений: 
- позитивный, обширный; 
- позитивный, локальный; 
- негативный, локальный, 
- негативный обширный; 
- отсутствует. 
4. Профпланы:
- адекватные, осознанные, устойчивые; 
- адекватные, неустойчивые; 
- прожектерские, нереалистические; 
- не сформированы

Необходимо отметить, что социально-психологические показатели позволяют обозначить и оценить те социально-психологические механизмы, которые способствуют успешному осуществлению профессиональною отбора. 

Таким образом, наибольшее прогностическое значение имеют показатели патопсихологического блока, которые определяют благоприятный трудовой прогноз.


Оценка личностных характерологических особенностей. 
Выявление акцептуаций характера чаше всего проводится с использованием теста Леонгарда - Шмишека. 

При необходимости более углубленной диагностики исследования можно использовать разработанную в НИИ им. В.М. Бехтерева компьютерную версию методики А.Е. Личко (ПДО).


Профориентационные тесты: оценка выраженности локальных качеств личности. 

Из профориентационных тестов лучше всего зарекомендовал себя тест Голланда, что не исключает, естественно, применения ряда других профориентационных методик («карта интересов», ДДО, тест А.Ф. Потемкиной на выявление социально-психологических ориентаций личности в мотивационно-потребностной сфере) и отдельных тестов на выявление тех из локальных качеств личности, которые могут интересовать психолога при решении вопроса о профотборе на конкретную профессию. 

В частности, могут быть использованы компьютерные версии методик Томаса (тип поведения в конфликтных ситуациях), Рейдаса (степень уверенности в себе), Айзенка (определение темперамента и соответствующих личностных характеристик), Басса-Дарки (определение степени выраженности враждебности и агрессивности), разработанная Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом адаптация шкалы локус контроля Дж. Роттера (УСК). 

Весь комплекс мероприятий по профотбору направлен на выявление имеющихся у оптанта ПВК, потенциальных возможностей, компенсаторных механизмов, знаний, умений и навыков. 

Приложение № 1

Медико-социальная и психолого-педагогическая карта развития школьника

Разделы:

 1. Ф.И.О. школьника. Дата рождения школьника. Адрес проживания.

 2. Сведения о семье.

 3. Социальные показатели семьи:

- Категория семьи: полная, неполная, в том числе в разводе, вдовцы, одинокая мать или одинокий отец, многодетная (количество детей и их возраст), опекаемая, приемная, с ребенком- инвалидом.

- Жилищно-бытовые условия проживания ребенка: отдельная квартира, частный дом, коммунальная квартира, общежитие, съемное жилье, с удобствам, без удобств, отсутствие жилья, количество комнат, и т.д.

- Состояние жилья: хорошее, требует текущего ремонта, требует капитального ремонта

- Санитарное состояние жилья: поддерживается элементарный порядок, антисанитарное состояние

- Условия жизни ученика: имеется отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, ничего нет и др.

4. Обследования состояния здоровья школьника:

- Заключение по физическому развитию: а) нормальное, б) низкий, в ) дефицит массы, г) избыток массы

- Динамометрия: а) правая рука, б) левая рука

-  Физическая подготовленность: а) норма, б) снижена, в) повышена

- Осанка: а) нормальная, б) незначительные отклонения, в) значительные нарушения

- Состояние стопы (плантограмма): а) нормальная, б) уплощенная, в) плоская

- Острота зрения: а) нормальная, б) снижена

- Бинокулярное зрение: а) норма, б) нарушение

- Острота слуха: а) норма, б) снижена

Нервно-психическое развитие:

- Эмоционально-вегетативная сфера: а) норма, б) отклонение

- Психомоторная сфера и поведение: а) норма, б) отклонение

- Интеллектуальное развитие: а) норма, б) отклонение

- Выявление невротических расстройств (анкета): а) нет риска, б) риск развития

- Число заболеваний в год

5. Психофизиологические и психосоциальные показатели:

- Желание учиться в школе: высокий уровень- ребенок хочет идти в школу; средний уровень-особого желания идти в школу нет; низкий уровень- идти в школу не хочет.

- Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их): Высокий уровень- стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойств окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях Средний уровень- стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства Низкий уровень- стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств

- Учебная мотивация: Высокий уровень- осознает возможность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; Средний уровень- собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить со сверстниками в школу, носить школьную форму и.т.д.; Низкий уровень- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

- Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию: Высокий уровень- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; Средний уровень- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны; Низкий уровень- трудно контактирует со всеми окружающими его людьми, неадекватен в понимание и реагирование ситуации.

- Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей). высокий уровень- правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие развития при сравнении, обнаруживает закономерные связи; средний- уровень- задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого; низкий уровень- выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания, при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обобщающая помощь, воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

- Планирование (возможность организовать сувою деятельность в соответствии с её целью): высокий уровень - действия ребёнка полностью соответствуют содержанию цели; средний уровень – действия ребёнка частично соответствуют содержанию цели; низкий уровень – действия ребёнка не соответствуют цели и др.

6. Рекомендации медицинских работников.

7. Рекомендации психолога.

8. Рекомендации педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учрежден...

Практическая деятельность по профессиональному самоопределению детей как система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и к...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...

Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга

Проблема формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга...

Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей

Виды самоопределения, их актуальность для подростков в период перехода на новую учебную ступень. Роль родителей в самоопределении детей...