Компьютер в жизни подростка - враг или друг?
статья по психологии (7, 8, 9 класс) по теме

Надежда Вячеславовна Куликова

В статье рассматриваются причины и симптомы компьютерной зависимости подростков, даются рекомендации родителям, как избежать формирования зависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_-_vrag_ili_drug.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер в жизни подростка – враг или друг?

 Материалы для выступления на родительском собрании.

Планшеты, айфоны, компьютеры входят в жизнь наших детей буквально с рождения. И вот уже бабушки умиляются, глядя как, трехлетняя кроха ловко разбирается с телефоном, пятилетний малыш «режется в танчики» наравне с папой. А  потом наступает прозрение- ребенок проводит все свое время у компьютера, в сети интернет, ему не интересна учеба, он забросил занятия в секции, у него нет реальных друзей.

Причины формирования компьтерной зависимости.

1. Это выгодно родителям. Поскольку покупка дорогостоящей игрушки — компьютера — связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

2. Отсутствие  навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

 3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

 4. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

 5. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

 6. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.

 7. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.

 8. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

 Симптомы «сетевой наркомании»

 1. Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.

 2. Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.

 3. Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости по показателям и мнению преподавателей).

 4. Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, связанные с взаимодействием с людьми, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.

 5. Занимаясь другими делами, часто думает о том, что сейчас происходит в Интернете.

 6. Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

 7. Отрыв от работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

 Этапы попадания в зависимость от компьютерных игр

 1. Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые нужны, например, при просмотре серьезного фильма). Потом, вместо того чтобы ходить в школу, подросток идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

 2. На втором этапе подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

 3. Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные меры администрация школы, родители и другие заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?

1. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

 2. Приобщайте к домашним обязанностям.

 3. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

 4. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.

 5. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

6. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.

 7. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

 8. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

 9. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 10. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.

 11. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

 12. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

 1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).

 2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

3. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

 4. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

 5. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

 6. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

 7. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

 8. Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребенка, частично изменив его сознание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?Задачи собрания:Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.Обсудить с родителя...

Компьютер в жизни подростка.

Можно воспользоваться во время тематического родительского собрания.по теме " Компьютер в жизни подростка"....

Родительское собрание: "Компьютер в жизни подростка: польза или вред?"

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Б...

Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?

Данная презентация поможет  провести родительское собрание на тему "Компьюетр в жизни подростка. Польза или вред".  Содержит некоторые рекомедации для родителей по определению есть ли зависи...

Разработка родительского собрания "Компьютер в жизни подростка"

Материал представляет подробную разработку родительского собрания на актуальную тему. Может быть использован для подготовки к родительскому собранию в 5-8 классах. Роль компьютера в жизни подростка ра...

родительское собрание "Компьютер в жизни подростка"

О влиянии компьютера на жизнь подростка...