Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Тренинг с учащимися 10-11-х классов СОШ№55 «Познай себя»
рабочая программа по психологии (9, 10, 11 класс) по теме

Манхоева Анна Дашиевна

        Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа, учеба  и общение людей с разными взглядами, привычками часто создает сложные ситуации, которые субъективно воспринимаются человеком как неприятие, и могут вызвать у него состояния тревоги, обиды, опасности, угрозы.  Причем в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реальная, но и воображаемая ситуация, а также неопределенность, неизвестность и отсутствие готовых программ поведения в возникшей ситуации. В этих условиях особо важно формировать у обучающихся навыки и умения саморегуляции собственных состояний,  управления стрессом.   В зависимости от индивидуальных особенностей  люди по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверхвозбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы « выключаются» из жизни и общения. Для профилактики стресса  хорошо помогает  активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.  Новизна данной программы обуславливается тем, что использование таких активных методов социально-психологического обучения как тренинги в работе с учащимися, способствует  развитию полноценной, гармонично развитой личности.   Педагогическая целесообразность  программы определяется тем, что специалистам, работающим с детскими коллективами необходимо знать и  учитывать в своей работе уровень стрессоустойчивости учащихся.  Классному руководителю необходимо знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, беря во внимание его сильные и слабые стороны, а так же влиять на  формирование и развитие сплоченного коллектива. Для содействия работе  классного руководителя с учащимися могут проводиться психолого-педагогические мероприятия, нацеленные на повышение уровня стрессоустойчивости, эмоционального благополучия учащихся,  формирования ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы, к числу которых относится и данная программа.   Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на социальную адаптацию, повышение уровня коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки.   Основная цель программы:  Формирование у учащихся старших классов  стрессопреодолевающего поведения через освоение эффективной коммуникации и создания положительного образа « Я», саморегуляции и восстановления себя.    Отличительной особенностью программы  является  ее практическая направленность на повышение стрессоустойчивости, с этой целью учащимся предлагается ознакомиться с основными  понятиями об общих механизмах стресса,  динамике протекания стрессового состояния, основных стадиях синдрома, физиологических и психологических факторов стресса; со способами борьбы с негативными последствиями стрессов, методах саморегуляции, понятии позитивного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ

Принята на заседании педагогического совета

от «__»

_________2017г. Протокол №____

Утверждаю:

Директор  МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ

_________ Жебрун Я.О.

«____» _________ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Тренинг с учащимися  10-11-х классов СОШ№55

«Познай себя»

(Развитие навыков  стрессоустойчивости)

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации: 72 часа

Автор-составитель: Манхоева А.Д., педагог – психолог

г. Улан-Удэ, 2017

Содержание

Пояснительная записка …....................................................................3

Учебный план........................................................................................5.

Содержание учебного плана.................................................................6

Календарный учебный  график …........................................................7

Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы..8

Список литературы..............................................................................10


Пояснительная записка

 Настоящая дополнительная общеразвивающая программа группового тренинга для старшеклассников по развитию навыков стрессоустойчивости «Познай себя» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.

         Актуальность программы.  Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа и общение людей с разными взглядами, привычками часто создает сложные ситуации, которые субъективно воспринимаются человеком как неприятие, и могут вызвать у него состояния тревоги, обиды, опасности, угрозы. Причем в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реальная, но и воображаемая ситуация, а также неопределенность, неизвестность и отсутствие готовых программ поведения в возникшей ситуации

В зависимости от индивидуальных особенностей люди  по-разному реагирует на стресс. Одни становятся очень возбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы « выключаются» из жизни и общения. Некоторые ребята меняют сферу деятельности( спорт, музыка, хобби). Для снижения возникшего эмоционального  напряжения очень хорошо помогает  активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.

         Новизна данной программы обуславливается тем, что использование таких активных методов социально-психологического обучения как тренинги в работе с учащимися, способствует  развитию полноценной, гармонично развитой личности.

         Педагогическая целесообразность  программы определяется тем, что специалистам, работающим с детскими коллективами необходимо знать и  учитывать в своей работе уровень стрессоустойчивости учащихся.        Классному руководителю необходимо знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, беря во внимание его сильные и слабые стороны, а так же влиять на  формирование и развитие сплоченного коллектива. Для содействия работе  классного руководителя с учащимися могут проводиться психолого-педагогические мероприятия, нацеленные на повышение уровня стрессоустойчивости, эмоционального благополучия учащихся.

Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на социальную адаптацию, повышение уровня коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки.

         Цель программы:  Формирование у учащихся старших классов  стрессопреодолевающего поведения через освоение эффективной коммуникации и создания положительного образа « Я», саморегуляции и восстановления себя.

Задачи:

  •  обучить способом саморегуляции и восстановления себя;
  • развить навыки позитивного мышления;
  • повышение коммуникативной компетентности учащихся.
  • развить уверенность в себе через осознание свои индивидуальности;
  • повысить адаптационные и мобилизационные возможности в условиях дискомфорта;
  • формировать навыки стрессоустойчивости  и способов эффективного управления стрессом;

          Отличительной особенностью программы  является  ее практическая направленность на повышение стрессоустойчивости, с этой целью учащимся предлагается ознакомиться с основными  понятиями об общих механизмах стресса,  динамике протекания стрессового состояния, основных стадиях синдрома, физиологических и психологических факторов стресса; со способами борьбы с негативными последствиями стрессов, методах саморегуляции, понятии позитивного мышления.

Целевой группой являются: подростки в возрасте 15-17лет

Сроки реализации программы: 72часа.

Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты:

        При  правильной и последовательной организации и проведении данного  занятия наблюдается видимое снижение уровня стресса;

        - снижение уровня агрессивности, тревожности  среди подростков;

        - повышение уровня сплоченности в классе, толерантности в отношениях с другими;

       - повышение уровня коммуникативной компетентности,

Способы определения результативности:

Проведение  психологических мониторингов с целью исследования актуального психоэмоционального состояния школьников, оценки его динамики, проведение родительских собраний, педагогических советов, встреч с классными руководителями с целью анализа психологического климата, его динамики, эмоционального самочувствия учащихся.

        Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:  Тестирование, анкета  обратной связи, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.

Учебный план

№ п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

 Вводное занятие.  

 Принятие правил работы в группе.

8

2

6

Тест,

анкета,

2

 Позитивное мышление.

8

2

6

Тест,

Рефлексия

3

 Я и другие.  

8

2

6

Тест,

Рефлексия

4

 Память и приемы запоминания (часть 1)

8

2

6

Тест,

Рефлексия

5

  Память и приемы запоминания (часть 2)

8

2

6

Тест,

Рефлексия

6

  Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации.  

8

2

6

Тест,

Рефлексия

7

  Эмоции и поведение

8

2

6

Тест,

Рефлексия

8

 Как бороться со стрессом

8

2

6

Тест,

Рефлексия

9

 Как лучше подготовиться к занятиям.  

Подведение итогов.

Обратная связь.

8

2

6

Тест, анкета, Рефлексия

10

Итого:                          

72

18

54


Содержание учебного плана

Занятие № 1.

Тема: «Знакомство. Принятие правил работы в группе».

Теория: Правила поведения на занятиях в процессе

проведения тренинга для участников. Понятие правила группы. Мини лекция о стрессе.

Практика: Выполнение  упражнений: «Снежный ком», Имена», «Чего я жду от тренинга», «Правила группы», « Социометрия», «А томы и молекулы», «Аплодисменты по кругу».

Занятие № 2.

Тема: « Позитивное мышление»

 Теория: Понятие позитивного мышления.Рекомендации по формированию позитивного мышления

Практика: Выполнение упражнений: «Приветствие»;.

Притча «Как сказать», « Минус перевести в плюс», «Круг состояния участников», «Чего я жду от тренинга», «Интервью», «Рисуем негатив и позитив». Техника рефрейминга « Горная вершина».

Занятие №3.

Тема: «Я и другие».

Теория:  Понятие сотрудничества, соперничества.

Практика:  Упражнения :«Круг состояния участников», « Комплимент». «Путанка», «Два берега», , «Обратная связь» , «Аплодисменты по кругу».

«Скалолаз», циферблат, « Угадай рифму»,  «Живое зеркало», «Мыльные пузыри».

Занятие №4.

Тема:  Память и приемы запоминания (часть 1)

 Теория: Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала.

Практика:  Дискуссия по теме лекции. Упражнения: «Что это такое?»,  «Составь слово», «Три перемены в одежде», "На льдине" «Обратная связь», «Рыба для размышления», «А что дальше?»,  Коллаж «Мой герб», ритуал прощания, рефлексия занятия.

Занятие № 5.

Тема: Память и приемы запоминания (часть2 )

  1.              Теория: Мини-лекция: Методы активного запоминания. Метод ключевых слов. Память. Приемы организации запоминаемого материала. Мини-лекцияМетод повторения  И. А. Корсакова (основные принципы)

Практика: Выполнение упражнений: "Живые скульптуры",. Комплексный учебный метод «Зубрежка», Дискуссия по теме лекции. "Память и чувственный опыт","Я хвалю себя за то, что..." "Покажи пальцем".

 Занятие № 6 

Тема: Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации.  
Теория: Мини-лекция "Способы снятия нервно-психического напряжения".Формирование представления о релаксационных техниках. Обучение методам нервно-мышечной релаксации.

Практика: Обучение приемам релаксации; упражнения : "Приветственное письмо"," Живая картина. ""Ресурсные образы", "Аутогенная релаксация". Шаги к успеху. Способы снятия нервно-психического напряжения, Радуга,

«Вредные советы»,  « Снежки»,  «Мне удается»,  «Скалолазы».

Занятие № 7.

Тема: «Эмоции и поведение».
Теория: Мини-лекция "Как разрядить негативные эмоции?"

Практика: Дискуссия в малых группах, "Передай улыбку другу","Прощай, проблема», Тест эмоций"Мои лица",«Обратная связь», «Земля, вода, огонь, воздух».

Занятие № 8

Тема: «Как бороться со стрессом»

Теория. Мини-лекция "Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом"; "Как справиться со стрессом".

Практика: Упражнение "Комплимент", "Откровенно говоря", «Стресс-тест», «Противострессовое дыхание», дискуссия в малых группах, "Дождь в джунглях".

Занятие № 9.

Тема: «Как лучше подготовиться к занятиям».

Теория: Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"; Мини-лекция "Как вести себя во время».

Практика: . Тест "Моральная устойчивость"; "По радио сказали". Кинезиологические упражнения; "Считалка", «Разминка»; Дискуссия в малых группах; Медитативно-релаксационное упражнение – "Храм тишины." Подведение итогов.

Календарный учебный график

Место проведения МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ

№ п/п

Месяц Число

Время прове-дения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

1-2неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

1. Вводное занятие.  

 Принятие правил работы в группе.

Тест,

анкета

2

Сентябрь

3-4неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Принятие правил работы в группе.

2.Понятие о стрессе

Тест,

анкета

3

Октябрь 1-2 неделя

13.00-13.4514.00-14.45

Теория

Практика

4

Позитивное мышление.

Тест,

Рефлексия

4

Октябрь 3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

Позитивное мышление.

Тест,

Рефлексия

5

Ноябрь

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Я и другие.  

Тест,

Рефлексия

6.

Ноябрь

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Я и другие.  

Тест,

Рефлексия

7.

Декабрь

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Память и приемы запоминания (часть 1)

Тест,

Рефлексия

8.

Декабрь

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Память и приемы запоминания (часть 1)

Тест,

Рефлексия

9.

Январь

2-3 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Память и приемы запоминания (часть 2)

Тест,

Рефлексия

10.

Январь

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Память и приемы запоминания (часть 2)

Тест,

Рефлексия

11.

Февраль

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации.  

Тест,

Рефлексия

12.

Февраль

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации.  

Тест,

Рефлексия

13.

Март

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 

Эмоции и поведение

Тест,

Рефлексия

14.

Март

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 

Эмоции и поведение

Тест,

Рефлексия

15.

Апрель

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Как бороться со стрессом

Тест,

Рефлексия

16.

Апрель

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

 Как бороться со стрессом

Тест,

Рефлексия

17.

Май

1-2 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

Как лучше подготовиться к занятиям .

Подведение итогов.

Обратная связь.

Тест,

Рефлексия

18.

Май

3-4 неделя

13.00-13.45

14.00-14.45

Теория

Практика

4

Как лучше подготовиться к занятиям .

Подведение итогов.

Обратная связь.

Тест, анкета,

 Рефлексия

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1.  Методики экспресс-диагностики.

2.  Анкетирование.

3.  Психотехнические игры, упражнения.

Приложение

Тест эмоций

Инструкция : "Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. На бланке для ответов обведите номера тех вопросов, на которые вы отвечаете "да". Отметьте количество обведенных номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций и построй график".
Вопросы теста:
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Шкалы

   Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя.
Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. "физическая и косвенная агрессия".

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
Чувство вины — поздравляем, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не накричал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать — чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции? Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ


Шкалы

Номера вопросов

Физическая агрессия (Ф)

1

9

17

25

33

Косвенная агрессия (К)

2

10

18

26

34

Раздражительность (Р)

3

11

19

27

35

Негативизм (Н)

4

12

20

28

36

Обидчивость (О)

5

13

21

29

37

Подозрительность (П)

6

14

22

30

38

Вербальная агрессия (В)

7

15

23

31

39

Чувство вины (Ч)

8

16

24

32

40

Список литературы

Основная литература

 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] /  Г.С. Абрамова. - Москва, 1998. - 704 с.

 2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников

[Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. -  М.:

Академия, 2002. - 208 с.

 3.  Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

 4.  Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе  [Текст] /

М.Р. Битянова. -  М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

 5. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога  [Текст] / И.В.Вачков. -  М.: «Ось – 89», 2002.- 223 с.

 6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-        89. 2003. – 224 с.

 7. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать       собой.

 Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

 8. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

 9. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

10.  Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания

[Текст] / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. -

Екатеринбург, «Деловая книга», 1998. - 144 с.  

11.   Кипнис, М.Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления

коммуникациями: Тренируем общение, способность влиять и убеждать

[Текст] / М.Ш. Кипнис. - Москва: Прайм-Еврознак, 2009.-  224 с.

12. Курбатов, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Курбатов. - Ростов-на-

Дону: Феникс, 2005. - 445 с.  

13. Прихожан, А.М.  Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе

[Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000. - 192 с.

14.  Психогимнастика в тренинге [Текст] // Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.,

«Ювента», 1999.256 с.

15.  Сакович, Н.А. Игры в тигры.  Сборник игр для работы с агрессивными

детьми и подростками [Текст] / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2007. - 208 с.

16. Солдатова  Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. - 112 с.

17.  Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

18.  Шурухт С.М.  Подростковый возраст: развитие креативности,

самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Анцупов  А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

2. Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота. Тонкости социально-

психологической помощи взрослых детям [Текст] / Г.Л. Брандиер. - СПб: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 96 с.

3. Байард Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Байард. - Москва, 1991. -224 с.

4. Витакер Д. Группы как инструмент психологической помощи [Текст] /

Д.Витакер. - М: Независимая фирма «Класс», 2000. - 430 с.

5. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] /  Н.И.     Козлов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 144 с.

6.Фопель, К. Энергия паузы [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Познай себя»

Пояснительная запискак общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Познай себя».Направленность. Социально-педагогическая.Новизна. Основная идея програм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...