Различия ролевого и межличностного общения
презентация к уроку по психологии на тему

Субботина Елена Викторовна

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Различия ролевого и межличностного общения

Слайд 2

Общение Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Слайд 3

Межличностное общение Сфера общения, которая характеризуется следующими признаками: неофициальность, спонтанность, неорганизованность, нерегулируемость, нерегламентируемость . Различается М.о. между знакомыми (внутригрупповое общение) и не знакомыми между собой лицами. В первом случае речевое общение будет характеризоваться такими чертами, как свертывание, элиминация объекта речи и, наоборот, увеличение оценочных средств. Во втором случае речь более близка к стандартной (правильной).

Слайд 4

Межличностное общение Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения . Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни . Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.

Слайд 5

Межличностное общение Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках: физиологических – потоотделении, дыхании, кровообращении; функциональных – позе, осанке, невербальных особенностях; паралингвистических . Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик: экстралингвистических, таких как тембр, высота голоса, его своеобразие; проксемических , касающихся взаиморасположения общающихся ; социального оформления личности, выражающегося в одежде, обуви, аксессуарах;

Слайд 6

Ролевое общение Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные, партнёры, врач и пациент). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения.

Слайд 7

Ролевое общение В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования. Но каждый человек вносит индивидуальность и неповторимость в свои социальные роли (одинаковых врачей, лекторов, учителей нет и не может быть), образы, действия, представления задаются личности извне, социальной позицией.

Слайд 8

Ролевое общение Ролевое общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли. Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях , отношения симпатий - антипатий сведены к минимуму , по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.

Слайд 9

Ролевое общение Ролевое общегие или “Контакт масок” как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, по подсчетам психологов, человек ежедневно видит до 10 тысяч лиц (транспорт, сфера услуг, улицы). Каждый из этих 10 тысяч – потенциальный коммуникант и может претендовать на общение с целью получения разнообразной информации (“который час”, “как пройти, проехать”, “где находится” и т.д .). В этой ситуации человек вполне может не учитывать особенности личности собеседника, использовать стандартные фразы, маски вежливости и неприступности .

Слайд 10

Ролевое общение Смысл ролевого общения в том, что нас не игнорируют, а одобряют, признают членами какой-то социальной группы. В этом отношении интересна теория “социальных поглаживаний”. Она основана на том, что каждый человек в процессе общения нуждается в положительных стимулах. Даже элементарная вежливость может быть рассмотрена как обмен “поглаживаниями” – приветствие в обмен на приветствие и т.д. Формально-ролевой уровень общения почти полностью регулируется речевым этикетом.

Слайд 11

Различия Межличностное общение Неофициально Нерегламентируемо Нерегулируемо Эмоционально Свободно Акцент на личность Ролевое общение Общение официально Регулируется этикетом, правилами, регламентами и тд. Может решулироваться другими людьми Эмоции не используются Испульзуются определённые стратегии, фразы, действия Акцент на социальную роль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Межличностное общение

Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Презентация к классному часу «Толерантность - основа межличностного общения»

Изменения, происходящие в мире и, в Российской Федерации с особой остротой ставят проблему взаимоотношений между людьми. Не случайно государства – члены ООН, наряду с заверениями о распространении иде...

Повышение эффективности межличностного общения в семье. Тренинг родителько-детского взаимодействия.

В статье поднимается вопрос о влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка и о возможных путях преодоления дисгармонии в родительско-детских отношениях....

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения...

Гендерные различия. Особенности воспитания и общения.

Родительское собрание.Обсуждение осебенностей развития и  воспитания  учащихся младшего школьного возраста  по гендерному признаку....