Методическая разработка практического занятия по психологии общения "Акцентуации характера и особенности межличностного общения"
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Психология общения" на тему "Акцентуации характера и особенности межличностного общения" для студентов медицинского колледжа. Разработка включает характеристику занятия, этапы планирования занятия, полное описание хода занятия, список литературы и приложения. Для того чтобы активизировать познавательную деятельность студентов на занятии используются самодиагностика, решение ситуативных задач, а также в течение всего занятия используется мультимедийная презентация. Для повышения активности студентов на занятии теоретический материал излагают студенты, которые перед занятием получают темы и требования к содержанию докладов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
по дисциплине «Психология общения»
Тема: «Акцентуации характера
и особенности межличностного общения»
(практическое занятие)
Для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело,
31.02.06 Стоматология профилактическая,
33.02.01 Фармация
Миасс-2024
Рассмотрено на заседании ЦМК СГ Лечебное дело, Фармация, Стоматология профилактическая Протокол № _____ от «_____» ______________20___ г. Председатель ЦМК СГ Лечебное дело, Фармация, Стоматология профилактическая _______________Т.В. Марлагина | Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Утверждено зам.директора по учебно-воспитательной работе _________________ Ю.Б. Плюснина |
Автор: | Н.В. Ложкина – преподаватель психологии ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» |
Пояснительная записка
Личностные особенности человека влияют на межличностное общение. Понимание своих индивидуальных особенностей и характера партнера по общению позволяет повысить эффективность коммуникации.
Тема «Акцентуации характера и особенности межличностного общения» представлена в учебниках по психологии общения в сокращенном, не затрагивающем частности, виде. Поэтому важно не только изучить теоретический материал, но и применить его к решению ситуативных задач.
Данная тема рассматривается на всех специальностях, изучающих психологию общения в медицинском колледже: «Лечебное дело», «Стоматология профилактическая», «Фармация».
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность студентов на занятии используются самодиагностика, решение ситуативных задач, а также в течение всего занятия используется мультимедийная презентация.
Для повышения активности студентов на занятии теоретический материал излагают студенты, которые перед занятием получают темы и требования к содержанию докладов (приложение 1).
Для более полного восприятия информации в течение занятия используется мультимедийная презентация.
Во вступлении к занятию объявляются цели иплан занятия.
Семинар предполагает различные виды активности студентов. Часть студентов делает доклады в сопровождении презентации. Остальные при этом внимательно слушают и конспектируют основные положения докладов в таблицу.
Самостоятельная работа на занятии включает в себя самодиагностику акцентуаций характера и решение ситуативных задач.
Самодиагностика акцентуации характера с помощью теста-опросника позволяет соотнести выявленные акцентуации и тенденции к ним с описаниями, данными в докладах на семинаре, увидеть, как акцентуации проявляются у конкретной личности.
Решение ситуативных задач предполагает определение акцентуации характера по описанию, выявление возможных сложностей в общении, конфликтов и их предупреждение и разрешение. Часть задач связана с профессиональным общением медицинского работника.
При подведении итогов занятия учитывается активность студентов на занятии, уровень овладения материалом и использование имеющихся знаний при решении ситуативных задач.
Характеристика занятия
Тема занятия:Акцентуации характера и особенности межличностного общения.
Цели:
Образовательная: формировать понятия о влиянии характера на особенности межличностного общения.
Развивающая:развиватьумения социальной перцепции.
Воспитательная: воспитывать уважение собственной и чужой уникальности в ситуации общения.
Форма занятия:практическое занятие.
Место проведения: кабинет психологии общения.
Время проведения: 1 пара по расписанию занятий (90 минут).
Методы:активный, частично-поисковый, исследовательский.
Методические приемы:психодиагностика, решение ситуативных задач.
Межпредметные связи: «Обществознание»: тема «Биосоциальная природа человека и его деятельность», «Анатомия и физиология человека»: тема «Высшая нервная деятельность», «Здоровый человек и его окружение»: тема «Период школьного возраста».
Внутрипредметные связи:Актуализируются понятия из предыдущей лекции:«Общение: понятие, структура, уровни».
Требования к подготовке студентов:
знать:
-понятие об общении;
- особенности общения в зависимости от личностных особенностей;
уметь:
- использовать социально-психологические характеристики при описании личности;
- учитывать индивидуальные особенности в общении;
Формируемые компетенции:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
Осваиваемые личностные результаты:
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.
Оснащение: компьютер с мультимедийной установкой или телевизор с подключением USB, презентация, бланки методики «Акцентуации характера и темперамента личности».
Этапы планирования занятия
(ориентировочная основа действия)
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия студентов | Методическое обеспечение | Время |
1. Организационный момент | Приветствует студентов, проверяет посещаемость и готовность к занятию. | Приветствуют преподавателя | 2 мин. | |
2. Изложение цели и плана занятия | Формулирует тему, ставит цели, знакомит с планом занятия. | Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели. | Презентация | 3 мин |
3. Семинар | Задает вопросы, руководит выступлениями докладчиков | Отвечают на вопросы, слушают доклады, фиксируют основные положения докладов в таблицу, задают вопросы докладчикам. | Презентация, тетради | 40 мин |
4. Самостоятельная работа: 4.1. Самодиагностика акцентуации характера | Объясняет порядок выполнения методики диагностики | Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты, делают вывод по результатам методики. | Презентация, бланки методики | 23 мин |
4.2. Решение ситуативных задач | Предлагает ситуативные задачи | Решают ситуативные задачи | Презентация, тетради | 15 мин |
5. Подведение итогов | Задает вопросы. Предлагает задать вопросы. Отвечает на вопросы. Оценивает работу на семинаре. | Отвечают на вопросы. Задают вопросы. Воспринимают информацию. | 5 мин | |
6. Домашнее задание | Дает домашнее задание | Записывают задание на дом | 2 мин |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности, посещаемости, организация внимания.
2. Изложение цели и плана занятия.
Тема занятия «Акцентуации характера и особенности межличностного общения». Сегодня мы рассмотрим понятие акцентуации характера и их влияние на общение. В ходе занятия вы структурируете полученные знания об акцентуациях характера в форме таблицы, определите с помощью психодиагностической методики собственные особенности характера, решите ряд ситуативных задач по определению акцентуаций характера по описанию особенностей поведения человека, в том числе и в ситуации общения медработника с пациентом.
3. Семинар
Дайте определение общения. (Эталон ответа: Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя восприятие партнера, обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия).
Какие факторы влияют на эффективность общения? (Эталон ответа: На эффективность общения влияет: ситуация общения, цели общения, характер информации, особенности личности участников общения).
К индивидуальным особенностям личности, влияющим на общение можно отнести акцентуации характера.
Прежде чем мы приступим к исследованию акцентуаций характера и их влияния на особенности общения, нужно понять, что такое акцентуации характера и как проявляются в поведении различные типы акцентуаций. Вашими коллегами были подготовлены доклады (приложение 1). Во время слушания докладов запишите в тетради определение акцентуации и заполните таблицу:
Таблица 1
Акцентуации характера и особенности межличностного общения
Акцентуация характера | Положительные черты | Отрицательные черты | Особенности общения |
Гипертимный | |||
Застревающий | |||
Эмотивный | |||
Педантичный | |||
Тревожный | |||
Циклотимный | |||
Демонстративный | |||
Возбудимый | |||
Дистимный | |||
Экзальтированный |
1. Акцентуации характера - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
В зависимости от уровня выраженности акцентуации характера могут быть явными и скрытыми. Явная акцентуация сильно выражена, проявляется в большинстве ситуаций, характеризуется постоянством проявления. Скрытая акцентуация характера выражена слабо в большинстве жизненных контекстов, однако под влиянием специфической эмоционально-значимой ситуации может проявиться сильно.
Акцентуации не являются психической патологией и не тождественны расстройствам личности. При акцентуации либо отсутствуют все признаки расстройств личности, либо присутствуют лишь некоторые из них. Обычно выраженность черт характера обостряется и ухудшает взаимодействие в подростковом возрасте, а с достижением человеком зрелости она сглаживается. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой среде, а только в особых, часто травмирующих обстоятельствах. Также при акцентуациях характера нередко может возникать социальная дезадаптация.
2. Гипертимный тип. У гипертимиков приподнятое настроение сочетается с жаждой жизнедеятельности, повышенной словоохотливостью и тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора. Всегда смотрят на жизнь оптимистично, без особого труда преодолевают грусть. В обществе - блестящие собеседники, которые способны говорить и рассказывать без конца.
В межличностных отношениях гипертимика характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. У такого человека часто возникают эпизодические конфликты с окружающими из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным обязанностям. Все это может сопровождаться частой сменой работы, а иногда и профессии. В семейном кругу, где нет ни отвлекающего оживленного общества, ни сдерживающего влияния администрации, иногда бывают раздражительны.
Если данный темперамент выражен слишком ярко, то такие люди, шутя, могут пройти мимо событий, к которым следует отнестись серьезно. Могут наблюдаться нарушения этических норм. Ярко выраженный гипертимик легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять свое имущество, занимаясь сомнительными делами. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется, но ничего не доводит до конца. Резкая степень его проявления носит название гипоманиакального состояния.
Положительные качества: оптимизм, жажда деятельности, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Трудно переносит условия жесточайшей дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Гипертимик легко входит в контакт с любым человеком; у него очень развиты вербальный и невербальный каналы передачи информации. Поскольку гипертимик трудно переносит дисциплину и монотонную деятельность, самой оптимальной для него, на наш взгляд, была бы работа участковой медицинской сестры.
Для гипертимной личности опасны ситуации, в которых она лишена возможности широких контактов с окружающими и проявления инициативы, ей не по нраву одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль и недоверие со стороны окружающих, чрезмерная опека.
У студентов-гипертимиков бывают конфликты с преподавателями, которые стремятся регламентировать поведение учащихся. Для разрешения конфликта преподавателю достаточно либо устранить причину гнева, либо просто переключить внимание студента.
3. Застревающий тип. Основой застревающего, параноического типа акцентуации является патологическая стойкость аффекта. Застревание аффекта наиболее ярко проявляется, когда затронуты личные интересы. Поэтому людей, находящихся в таком состоянии, часто характеризуют как злопамятных, мстительных. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми.
Черты застревания наблюдаются и в случае успеха акцентуированной личности. Здесь мы часто наблюдаем проявление заносчивости, самонадеянности. Честолюбие - особенно характерная черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта.
У личности такого типа наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Подозрительность застревающей личностиносит всеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается не внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности.
Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно поглощают мысли человека, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.
У людей такого типа честолюбие может стать движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим достижениям. Но должному признанию мешает конфликтный характер, из-за которого они не только не продвигаются по служебной лестнице, а зачастую, наоборот, их понижают в должности. Они своенравны и не терпят возражений. Могут своим поведением вызывать искреннее возмущение коллег. Могут подавлять своего коллегу, в котором видят конкурента. Если акцентуация не переходит известных границ, то достижения застревающих личностей обычно бывают выше среднего уровня.
В межличностных отношениях застревающих личностей характеризует умеренная общительность, склонность к нравоучениям, занудливость. Особенно они чувствительны к социальной несправедливости, обидчивы, уязвимы, подозрительны, мстительны. Иногда они чрезмерно самонадеянны, предъявляют непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. При ярко выраженной акцентуации людям этого склада не рекомендуется работать с больными в силу склонности к длительным аффективным состояниям.
Для застревающих личностей опасны ситуации, в которых на их авторитет и власть покушается более сильный лидер, когда кто-то пытается обидеть их. При общении с людьми застревающего типа необходимо устранить нервное напряжение, не поддерживать их мнительность и подозрительность, постараться дать разумное направление их честолюбивым поискам.
4. Эмотивные личности характеризуются чувственностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этих людей волнуют не грубые чувства, а то, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Эмотивные личности не впадают в аффективно-экзальтированные крайности, их эмоции развиваются с меньшей быстротой. Эмотивные личности - это чувствительные, впечатлительные люди. Обычно таких людей называют мягкосердечными. Они жалостливы к людям и животным, испытывают особую радость от общения с природой. Даже по мимике этих людейвидно, как глубоко их охватывает то, о чем они говорят. Они с трудом отказывают другим в просьбе.
Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные напряжения оказывают на таких людей глубокое воздействие и вызывают глубокую депрессию. Испытывая угнетенность, они теряют силу сопротивляться. Протест против нападок других людей или какие-нибудь действия наперекор судьбе для них невозможны. Могут стать «мишенью» для окружающих. Если душевный разлад достигает патологической степени, возможны попытки самоубийства.
У эмотивной личности в отличие от гипертимических и дистимических личностей тяжесть депрессии всегда соответствует тяжести события или переживания.
Межличностные отношения: предпочитают общение в узком кругу, редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, искренняя радость успехам другого, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. Эмотивные личности очень чувствительны, гуманны, отзывчивы, мягкосердечны. Пожалуй, это идеальные медработники.
Для гармоничного развития личностей эмотивного типа им необходимо закреплять устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.
5. Педантичный тип. На уровне явной патологии личности педантичного типа соответствует ананкастическая психопатия (ананкастические черты личности - черты сомнений, постоянных колебаний). Нерешительны. Постоянно сомневаются в правильности выполненной работы. Отсюда бесконечные проверки своей деятельности. Пунктуальны, аккуратны. Сверхаккуратность (особенно у женщины-хозяйки) может проявляться в постоянном желании тщательно убирать в квартире, следить за чистотой. Педантичная личность постоянно чувствует беспокойство за свои поступки, анализирует, что было проделано, детально планирует день. Люди такого типа могут работать сверхурочно, не требуя никакой оплаты.
Педантичная скрупулезность чревата тем, что акцентуированная личность начинает чрезмерно беспокоиться о своем здоровье. Обострено такое качество, как осторожность. Не увлекаются курением, алкоголем. От излишней педантичности иногда может быть завышена самооценка.
Для педантичных личностей трудности начинаются там, где особая точность оказывается помехой в работе, т.к. бывают ситуации, когда в интересах дела в целом можно не стремиться к совершенству в отдельных деталях. В таких случаях эти люди из-за своего характера могут дойти до конфликтов. Вообще они очень страдают от вынужденной ответственности: невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, делает их несчастными. Вследствие этого они не только не стремятся к повышению по службе, но даже отказываются, когда им предлагают более высокую должность. Нередко бывает, что педантичность распространяется не на все области жизни. Мужчины, озабоченные, чтобы на работе было все идеально, часто в быту оказываются не слишком аккуратными.
При ярко выраженной акцентуации постоянная неуверенность и контроль могут достичь такой степени, при которой всякая работа продвигается вперед черепашьим шагом. Бесконечные взвешивания и оценки ситуации превращаются в бесплодные раздумья.
Привлекательные черты личностей педантичного типа - добросовестность, надежность в делах, аккуратность, а к отрицательным и способствующим возникновению конфликтов относятся формализм, занудство, брюзжание.
В работе эти люди очень добросовестны, аккуратны, надежны. Не увлекаются курением и алкоголем, могут работать в зонах повышенной стерильности: в процедурной, перевязочной, операционной, родильном зале.
Для педантичной личности опасны ситуации, требующие принятия решений, оперативных действий, выбора, повышения нагрузки и ответственности.
Особенности педантических личностей в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям общения. Чтобы избегать подобных состояний, нужно приучаться к дисциплине, воспитывать силу воли, позволяющую не погружаться в свои сомнения, а своевременно переходить к следующим действиям или мыслям.
6. Тревожные личности. Дети с этим темпераментом боятся засыпать в темноте или одни в помещении, боятся собак, грозы. Боятся других детей, поэтому те часто преследуют их и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений, что провоцирует других, более сильных и смелых, поиздеваться над своими боязливыми товарищами. Это «козлы отпущения», «мишени» для насмешек, издевательств, ибо они постоянно вызывают огонь на себя. Сверстники сразу распознают их слабые места и начинают преследовать. Такие дети часто испытывают страх перед учителями.
У взрослых картина иная. Страх не так полно поглощает их, но неспособность отстоять свою позицию в споре остается. Такие люди отличаются робостью, в которой чувствуются элементыпокорности. Эта черта чаще присуща женщинам. Ярко выраженная акцентуация может стать причиной развития фобий.
В межличностных отношениях людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, беззащитность, неуверенность в себе, минорное настроение. Привлекательные черты - дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Это робкие, неуверенные в себе люди, характеризуются низкой контактностью. Общаться с ними трудно. Поэтому им не рекомендуется работать в стационаре, где большое количество пациентов. Неплохой вариант - клиническая лаборатория или диагностический кабинет.
Для гармоничного развития у тревожных людей надо воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя. Окружающим надо обращаться с такими людьми не слишком категорично и требовательно, подбадривать и сообщать уверенность в себе.
7. Циклотимический тип. Для него характерна смена гипер- и дис-тимических состояний (описание см. ниже) иногда без видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными обстоятельствами. Этот тип личности имеет сходство с людьми, страдающими маниакально-депрессивным психозом. Людям циклотимического типа свойственны частые смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими. В период повышенного настроения люди этого типа общительны, ведут себя как гипертимики. В период спада они замкнуты и ведут себя дистимно. У студентов из-за смены настроений могут возникать проблемы с учебой.
Циклотимик - это «смесь» гипертимика и дистимика. Общаться с людьми, а тем более с больными, ему тяжело из-за частой смены настроений, иногда без видимой причины. Для циклоидной личности опасны ситуации, когда в момент депрессивной фазы от них ждут нормального поведения, а также опасна ситуация резкой и глубокой смены состояний. Для гармоничного развития циклотимного типа необходимо закреплять у него устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.
8. Демонстративный тип. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам при внешней мягкости манеры общения.
Черты, привлекательные для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарностьмышления и поступков.
Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
Сущность демонстративной личности (при более выраженной акцентуации речь может идти об истерическом типе) заключается в аномальной способности к вытеснению, что проявляется даже в способности к вытеснению физической боли. Они могут полностью забыть то, о чем не желают знать. Это дает им возможность лгать, не осознавая, что они лгут. Но все, что демонстративная личность не осознает в данный момент, она может мгновенно вызвать в своем сознании, если ей это необходимо (перед угрозой разоблачения, например), таким образом, вытесненное остается в пределах, доступных сознанию.
Акцентуированные личности, в отличие от неакцентуированных, как правило, себя расхваливают. Склонны приписывать себе разнообразные положительные качества даже тогда, когда о них не спрашивают. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве: ребенок охотно рассказывает в школе истории, читает стихи.
Жалость к себе - проявление демонстративных личностей. Она переплетается с самовосхвалением. Характерная черта - необдуманность поступков. Демонстративный тип всегда живет моментом. Поскольку у таких людей явно выражена склонность избегать трудностей, они часто меняют не только место работы, но и профессию. Чем больше акцентуация приближается к истерической психопатии, тем больше случается срывов, внезапных отказов от работы или учебы, которая слишком тяжела.
Однако не следует односторонне подходить к демонстративному типу. Его положительные особенности - умение понимать психику человека, умение приспосабливаться к другим. Могут превосходно почувствовать человека и нащупать верный подход. Поэтому при положительной направленности личности могут быть отличными медработниками.
Главная особенность людей истерического типа - артистические способности. В межличностных отношениях - очень коммуникабельный тип именно вследствие своих артистических наклонностей. Любит фантазировать и делает это очень конгруэнтно. В общении обходителен.
Для демонстративной личности представляют опасность ситуации, в которых на нее не обращают внимания или низвергают с пьедестала. Демонстративной личности необходимо формировать у себя достойные цели и мотивы поведения.
9. Возбудимый тип. При повышенной степени реакций этого типа мы сталкиваемся с эпилептоидной психопатией. Хотя прямая связь с эпилепсией отнюдь не обязательна.
Реакции возбудимой личности импульсивны, т.е. решающими для человека часто являются не благоразумие и взвешивание поступков, а влечения и инстинкты. Люди этого типа нетерпеливы. Достаточно того, чтобы им что-то не понравилось, как они сразу отворачиваются и берутся за новое. И в мимике, и в словах они дают волю раздражительности или даже ярости, открыто заявляют о своих требованиях или со злостью удаляются. По самому пустяковому поводу могут вступать в ссору, грубят. Склонны к асоциальным поступкам. Чаще раздражаются не от напряженной деятельности, а из-за организационных моментов. По мере нарастания гнева могут перейти к рукоприкладству.
У возбудимых личностей констатируется замедленность мыслительных процессов, которая проявляется в большом времени на обдумывание вопросов, в чрезмерной обстоятельности, если дать возможность им говорить, они рассказывают все в мелких подробностях.
Возбудимые личности едят и пьют все подряд, без разбора, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Импульсивность проявляется и в сексуальной сфере. Мужчины неразборчивы в сексуальных связях, особенно в юные годы, и часто становятся отцами множества внебрачных детей. Если инстинкт удовлетворяется наиболее полно, они могут длительное время не менять партнершу. Если же их охватывает влечение к другой женщине, они без раздумья ему следуют.
У немолодых женщин также может наблюдаться постоянство в отношении избранника, однако возбудимые молоденькие девушки могут легко менять партнеров.
В сфере межличностных отношений возбудимый тип личности характеризуется низкой контактностью, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Нередко люди этого типа занудливы и угрюмы, склонны к грубости и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В спокойном состоянии часто добросовестны, аккуратны. Отличаются привязчивостью, заботятся о своих детях, любят животных и нередко готовы оказать любую помощь. Однако в состоянии эмоционального возбуждения бывают раздражительны и вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.
С людьми этого типа тяжело общаться, потому что они раздражительны и вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение. Приярко выраженной акцентуации и нежелании работать над собой, выбирать медицинские специальности им не рекомендуется, тем более что многие из них имеют склонность к алкоголизму.
Возбудимым личностям необходимо помнить, что им часто сложнее, чем другим, приспособиться к окружающим. Как им помочь себе? Основные усилия желательно направлять на стремление к осознанию недостатков своего характера и появлению желания их исправить, на формирование твердых моральных устоев, развитие сознательного контроля над своими действиями, борьбу с эмоциональной возбудимостью. В последнем случае можно рекомендовать возбудимому человеку, как и всем вспыльчивым людям, стараться остановить раздражение на начальном этапе его возникновения, отвлечься на другие дела. Полезно также помнить, что людям этого типа нравится достаточно напряженный труд, особенно физический. Однако стоит заметить, что возбудимые люди труднее других поддаются воспитанию.
10. Дистимный тип. Личности этого типа по натуре серьезны и на мрачных, печальных сторонах жизни сосредоточены в гораздо большей степени, чем на радостных. Мысль у них работает медленно, эти люди малообщительны. Серьезная настроенность ведет к формированию твердой этической позиции. Их легко распознать в беседе уже по одному застенчивому и безрадостному виду.
При ярко выраженной акцентуации могут проявляться черты субдепрессионной психопатии, что может привести к полной утрате жизнерадостности и общей замедленности реакций.
В межличностных взаимоотношениях дистимика характеризуют низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Среди привлекательных качеств: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. Для гармоничного развития личности дистимного типа необходимо закреплять у нее устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.
Дистимику больше всего подойдет работа в диагностических кабинетах или лабораториях при лечебно-профилактических учреждениях.
11. Экзальтированный тип. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отмечаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных. Любовь к музыке, природе, спорту может захватить экзальтированного человека до глубины души. Но, с другой стороны, жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным могут довести такого человека до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга экзальтированные люди ощущают более болезненно, чем сам пострадавший. Уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот). Этим темпераментом часто обладают артистические натуры - художники, поэты.
В межличностных отношениях экзальтированным людям свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они внимательны к друзьям и близким. Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, хороший вкус, яркие и искренние чувства. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Очень чувствительны и сострадательны к больным, готовы бескорыстно помогать другому человеку. При ярко выраженной акцентуации в экстремальных ситуациях могут впасть в отчаяние, т.к. порой переживают неприятности другого больше, чем он сам. Могут посещать больных на дому, работать вместе с врачом на приеме больных, в хосписах, детских домах, домах престарелых.
Для гармоничного развития экзальтированного типа необходимо закреплять у него устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.
Проверим каким образом Вы заполнили таблицу. По очереди прочитайте, что вы записали в каждой ячейке таблицы. Сравните с эталоном заполнения таблицы (Таблица 2)
Таблица 2
Акцентуации характера и особенности межличностного общения
(эталон ответа)
Акцентуация характера | Положительные черты | Отрицательные черты | Особенности общения |
Гипертимный | оптимизм, жажда деятельности, инициативность | легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство | контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики |
Застревающий | высокая энергичность, независимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве | агрессивность, раздражительность, гневливость | умеренная общительность, склонность к нравоучениям, занудливость |
Эмотивный | доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, искренняя радость успехам другого, исполнительность | чрезмерная чувствительность, слезливость | предпочитают общение в узком кругу, редко вступают в конфликты, обиды носят в себе |
Педантичный | добросовестность, надежность в делах, аккуратность | формализм, занудство, брюзжание | нерешительность, ограничение круга общения |
Тревожный | неуверенность в себе, минорное настроение | дружелюбие, самокритичность, исполнительность | низкая контактность, робость, беззащитность |
Циклотимный | инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды подъема | непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности | тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми близкими друзьями |
Демонстративный | обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков | эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы | очень коммуникабельный, в общении обходителен |
Возбудимый | обстоятельность, бережливость, надежность | жестокость, нечувствительность к чужому горю | низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций |
Дистимный | серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости | пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм | низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение |
Экзальтированный | альтруизм, чувство сострадания, хороший вкус, яркие и искренние чувства | паникерство, подверженность сиюминутным настроениям | высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость |
4. Самостоятельная работа
4.1.Самодиагностика акцентуации характера
Пройдите тест Шмишека на выявление акцентуации характера, используя полученные бланки методики (приложение 2), занесите результаты и выводы в тетрадь.
Инструкция к заполнению бланка ответов: Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно (или согласны с утверждением), напротив номера вопроса поставьте знак «+». Если Вы отвечаете отрицательно (не согласны с утверждением), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Помните, что в тесте нет «хороших» и «плохих» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае Вы получите действительное представление о своих особенностях. Каждый последующий вопрос (утверждение) читайте после того, как ответите на предыдущий.
Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Именно поэтому представьте себе, как бы Вы вели себя в типичной ситуации. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление.
После заполнения методики сравните свои ответы с ключом по отдельным шкалам. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Занесите полученные результаты в колонку «Сырые баллы», затем умножьте построчно на коэффициент (обратите внимание, что у каждой шкалы он отличается), занесите полученные результаты в колонку «Показатель акцентуации».
Используя результаты показателей, постройте «профиль характера» и сделайте вывод, есть ли у вас выраженные акцентуации характера или тенденции к акцентуации. Сравните полученный результат с описанием акцентуаций.
4.2. Решение ситуативных задач
Определите типы акцентуации по описанию, ответьте, какие сложности в общении могут возникнуть с человеком с данной акцентуацией характера, предложите выход из возникших конфликтных ситуаций, ответы запишите в тетрадь.
Задача 1.По характеру оптимист. Настроение чаще всего веселое. Возникают жизненные трудности – не падает духом, сохраняет жизнерадостность и уверенность в успехе.
Житейские невзгоды переносит легко, преуменьшает тяжесть серьезных неприятностей. Обычно они возникают из-за его предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у него была репутация шалуна. Учился хорошо, но не потому, что старался, а потому, что ему все удавалось легко. У него хорошая память, и он быстро соображает, он не молчун, с удовольствием участвует в беседах и дискуссиях. Любит бывать на людях, в компаниях. С ним охотно дружат, ему подражают и его слушаются. К друзьям и подругам относится тепло, принимает активное участие в их судьбе, охотно всем помогает, легко дает в долг деньги и так же легко залезает сам в долги. Желая всем помочь, раздает много обещаний, больше, чем может выполнить. Не переносит однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Его постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. Не представляет, кого он может поставить выше себя.
(Эталон ответа: Гипертимный тип. Конфиликты могут возникнуть при жестких дисциплинарных требованиях, подавлении инициативы).
Задача 2.Основной особенностью его характера является беспричинная смена настроения. В одни периоды он длительное время чувствует себя очень хорошо, испытывает прилив сил, с аппетитом ест, хорошо спит, много и успешно работает, ходит на вечеринки, в кино, участвует в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то переносит их легко.
Однако (обычно по совершенно непонятным причинам) настроение у него подчас портится на долгое время – недели и даже месяцы. Он делается мрачным, угрюмым и недовольным. Ему все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадает в уныние, плохо ест, спит, просыпается с ощущением разбитости. У него нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью.
(Эталон ответа: Циклотимический тип.Конфликты могут возникнуть в ситуациях игнорирования текущего состояния, неожиданных просьб и поручений, психологических перегрузок в период дистимии).
Задача 3. На прием к психологу мама приводит 14-летнюю девочку, которая жалуется на постоянные головокружения, головные боли, мама рассказывает, что дочка часто чуть не падает в обморок, особенно часто это происходит в школе или на занятиях театральном кружке, так же девочку часто беспокоят боли в желудке. При обследовании не выявляется никакой патологии – девочка вполне здорова. Мама говорит, что дочка очень общительна, любит выступать на сцене, танцевать, петь, любит быть в центре внимания, в театральном кружке всегда играет главные роли, но в последнее время ее стали меньше занимать в постановках говорит, что «в студии появилась новенькая, у которой богатый папа и теперь ей достаются все лучшие роли и не потому, что та лучше, а потому, что папа купил костюмы для спектакля».
(Эталон ответа: Демонстративный тип. Ситуации описывает конфликт, возникающий при переносе внимания на другого человека, «свержении с пьедестала». Необходимо учить девочку преодолевать эгоцентризм, пробуждать интерес к окружающим, поощрять рассказы о достижениях других людей, искать другие возможности приложения артистических способностей).
Задача 4. Если цель человека данного типа не лежит в такой области, для которой явно необходимо здоровье, то он своего состояния здоровья просто не замечает. Он кажется сам себе здоровым и не пойдет на диспансеризацию, так как это мешает его работе. В результате такой человек может «свалиться» внезапно на фоне полного здоровья.
Заболев, он не выполняет рекомендации врачей, соблюдать необходимый режим, вести щадящий образ жизни. Поэтому он продолжает работать – ходить на работу, или работать дома, или даже принимать своих сослуживцев в больнице, как раньше принимал их в своем рабочем кабинете. Поэтому вылечиться такому человеку всегда бывает очень трудно.
(Эталон ответа: Застревающий тип. Конфликт может вызвать критика, подчинение воле других, отсутствие признания заслуг. Для предотвращения формирования эргопатическогоили паранойяльного типа отношения к болезни необходимо показать значимость заботы о здоровье как фактора работоспособности, зависимости здоровья от собственного образа жизни).
Задача 5. К своему здоровью люди данного типа относятся совершенно так же, как и ко всему остальному – ответственно и организованно. Если они знакомятся с какой-нибудь оздоровительной системой, которая вызывает у них доверие, то они становятся ее активными приверженцами, систематически занимаются оздоровительным бегом, голоданием или другими процедурами. Здоровье у людей данного типа чаще всего крепкое. Если они заболевают, то тщательно лечатся, соблюдая все предписания врача, тщательно дезинфицируя все предметы, которых касаются, чтобы не заразить домашних и т. п.
(Эталон ответа: Педантичный тип. Конфликт может вызвать нарушении заведенного порядка, неожиданные ситуации.)
- Подведение итогов
Что вы узнали для себя нового?
Что вы возьмете себе на заметку?
Какие вопросы у Вас возникли?
Оценивается работа каждого студента.
- Домашнее задание
Запишите домашнее задание:Островская И. В. Психология общения, с.12-25, составить самохарактеристику на основе результатов методики.
Литература
- Батаршев, А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций/ А.В. Батаршев. - М.: Психотерапия, 2017. - 288 c.
- Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. – М.: Юрайт, 2022. – 167 с.
- Лекции по психологии общения. -URL:http://psihfak-mggu.narod.ru/materials/psihol_ob/ps_obsh.html(дата обращения: 28.12.2023)
- Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ Карл Леонгард, пер. Лещинская В. – URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/19823-karl-leongard-akcentuirovannye-lichnosti.html (дата обращения: 10.01.2024)
- Личко,А. Е. Психопатии и акцентуации характера подростков/ А. Е. Личко. – СПб.: Питер, 2020. – 304 с.
- Опросник Шмишека. – URL: https://psytests.org/accent/shmi88.html?ysclid=lrhcv9o1l5923386349 (дата обращения: 11.01.2024)
- Опросник Шмишека. – URL: https://psyweb.global/database/knowledge/article-640-oprosnik-shmisheka?ysclid=lrhbzpmo5o766956754 (дата обращения: 11.01.2024)
- Островская, И. В. Психология общения: учебник/ И. В. Островская. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2020. – 192 с.
- Полянцева, О. И. Психология для средних медицинских учреждений/ О. И. Полянцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431с.
- Прутченков, А. С. Эй ты, параноик! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им)/ А. С. Прутченков, А. А. Сиялов. - URL:https://reallib.org/reader?file=1353143&ysclid=lrhcedil9g998502765 (дата обращения: 24.12.2024)
Приложения
Приложение 1
Темы докладов к занятию:
- Понятие об акцентуации характера.
- Гипертимный тип.
- Застревающий тип.
- Эмотивный тип.
- Педантичный тип.
- Тревожный тип.
- Циклотимный тип.
- Демоннстративный тип.
- Возбудимый тип.
- Дистимный тип.
- Экзальтированный тип.
Рекомендуемая литература для подготовки докладов:
- Островская И. В. Психология общения: учебник. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2020. – 192 с.
- Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431с.
- Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ Карл Леонгард, пер. Лещинская В. – URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/19823-karl-leongard-akcentuirovannye-lichnosti.html (дата обращения: 10.01.2024)
Приложение 2
Тест-опросник Г. Шмишека, К.Леонгарда.
Методика «Акцентуации характера и темперамента личности»
Бланк вопросов
Инструкция: Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным?
2. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
3. Легко ли у вас вызвать слезы?
4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и стремление проверить, правильно ли все было сделано?
5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как и ваши сверстники?
6. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень тоскливому?
7. Уединяетесь ли вы, находясь в компании или на вечеринке?
8. Бываете ли вы иногда без особой причины в столь угрюмом настроении, что никто не может его исправить?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Способны ли вы восторгаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, что оно упало, а не застряло в щели?
15. Стараетесь ли вы быть на работе одним из лучших сотрудников?
16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?
17. Считают ли вас некоторые люди педантом?
18. Повышаете ли вы голос, когда волнуетесь?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Бывает ли у вас иногда состояние сильного беспокойства?
21. Ваше настроение несколько подавлено?
22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
23. Трудно ли вам длительное время сидеть на одном месте?
24. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам несправедливо поступили?
25. Можете ли вы резать, колоть, убивать животных?
26. Раздражает ли вас неровно лежащая скатерть настолько, что вы стараетесь ее поправить?
27. Боялись ли вы в детстве оставаться дома одни?
28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения?
29. Являетесь ли вы в своей профессиональной деятельности знатоком своего дела?
30. Легко ли вы впадаете в гнев?
31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым?
32. Бывает ли у вас состояние, когда вы преисполнены счастья?
33. Годитесь ли вы для организации какого-либо мероприятия?
34. Высказываете ли вы людям, не приукрашивая, свое мнение о них?
35. Становится ли вам не по себе при виде крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь работой, требующей личной ответственности?
37. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
38. Беспокоитесь ли вы, когда вам нужно спуститься в темный подвал?
39. Вам больше нравится та работа, которая требует длительного и кропотливого труда, чем та, которая выполняется быстро и не очень основательно?
40. Общительны ли вы?
41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи? 41. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь тяжелой?
44. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта или ссоры, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу?
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?
46. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если кого-нибудь обидели?
47. Любите ли вы животных?
48. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, заперты ли двери?
49. Беспокоили ли вас мысли, что с вами или вашими родственниками что-то может случиться?
50. Ваше настроение часто зависит от погоды?
51. Трудно ли вам выступать перед большим количеством людей?
52. Можете ли вы, сердясь на кого-либо, дать волю рукам?
53. Нравится ли вам бывать в обществе?
54. Можете ли вы при разочаровании впасть в отчаяние?
55. Нравится ли вам организаторская работа?
56. Упорствуете ли вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
58. Бывает ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях?
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.
60. Будет ли вам страшно пройти ночью через кладбище?
61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь была на своем месте?
62. Случалось ли вам, ложась спать в хорошем настроении, просыпаться в подавленном состоянии?
63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
64. Бывают ли у вас головные боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Считаете ли вы себя энергичным человеком?
68. Очень ли вы переживаете из-за несправедливости?
69. Любите ли вы природу?
70. Случалось ли вам, уйдя из дома, возвратиться, чтобы проверить, не произошло ли что-нибудь?
71. Боязливы ли вы?
72. Меняется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. Участвовали ли вы в юности или участвуете сейчас в художественной самодеятельности или работе драмкружка?
74. Часто ли вас тянет путешествовать?
75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
76. Бывают ли у вас внезапные перепады настроения от большой радости к глубокой тоске?
77. Можете ли вы быть душой компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
80. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу тетради?
81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно и недоверчиво, чем доверительно?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникает ли у вас иногда представление, что вы можете броситься под колеса поезда, выпрыгнуть из окна или с балкона?
84. Становитесь ли вы веселее в компании веселых людей?
85. Удается ли вам отвлечься от нависшей проблемы, чтобы не думать о ней постоянно?
86. Становитесь ли вы менее сдержанным под влиянием алкоголя?
87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?
88. Могли бы вы, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, что при этом позабыть, кто вы есть на самом деле?
Тест-опросник Г. Шмишека, К.Леонгарда.
Методика «Акцентуации характера и темперамента личности»
Бланк ответов
ФИО__________________Возраст______
Пол____Дата заполнения_____________
Тип | «Сырые» баллы | Коэффициент | Показатель акцентуации |
Гипертимный | *3 | ||
Застревающий | *2 | ||
Эмотивный | *3 | ||
Педантичный | *2 | ||
Тревожный | *3 | ||
Циклотимный | *3 | ||
Демонстративный | *2 | ||
Возбудимый | *3 | ||
Дистимный | *3 | ||
Экзальтированный | *6 |
Профиль характера
24 | Акцентуация выражена | ||||||||||
23 | |||||||||||
22 | |||||||||||
21 | |||||||||||
20 | |||||||||||
19 | |||||||||||
18 | Тенденция к акцентуации | ||||||||||
17 | |||||||||||
16 | |||||||||||
15 | |||||||||||
14 | |||||||||||
13 | |||||||||||
12 | Акцентуации не выражены | ||||||||||
11 | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
Гипертимный | Застревающий | Эмотивный | Педантичный | Тревожный | Циклотимный | Демонстративный | Возбудимый | Дистимный | Экзальтированный |
Тест-опросник Г. Шмишека, К.Леонгарда.
Методика «Акцентуации характера и темперамента личности»
Ключ к определению типов
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 «сырой» балл, который вносится в таблицу и умножается на коэффициент
1. Гипертимный*3 + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 6. Циклотимный*3 + 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 |
2. Застревающий*2 + 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 - 12, 46, 59 | 7. Демонстративный*2 + 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 - 51 |
3. Эмотивный*3 + 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 - 25 | 8. Возбудимый*3 + 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 |
4. Педантичный*2 + 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 - 36 | 9. Дистимный*3 + 9, 21, 43, 75, 87 - 31, 53, 65 |
5. Тревожный*3 + 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 - 5 | 10. Экзальтированный*6 + 10, 32, 54, 76 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание для изучения темы: «Акцентуации характера и особенности межличностного общения» Запишите определение акцентуации. Заполните таблицу «Акцентуации характера и особенности межличностного общения». Пройдите тест Шмишека на выявление акцентуации характера, занесите результаты и выводы в тетрадь. Определите типы акцентуации по описанию, ответы запишите. Сформулируйте вопросы преподавателю.
Акцентуации характера это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Таблица «Акцентуации характера и особенности межличностного общения» Акцентуация характера Положительные черты Отрицательные черты Особенности общения Гипертимный Застревающий Эмотивный Педантичный Тревожный Циклотимный Демонстративный Возбудимый Дистимный Экзальтированный
Гипертимный Эти люди обладают повышенной словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуёмной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Впрочем, они демонстрируют высокую общительность, склонны к лидерству, весьма активно прибегают к использованию невербальных средств общения. Здесь следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьёзным отношением к предоставленным ему обязанностям. Жёсткая дисциплина, скучная однообразная деятельность, а также одиночество – то, чего боятся представители гипертимического типа.
Застревающий Называемый также аффективно-застойным. Своим названием он обязан особенностью данного вида – высокой задержкой аффектов. Это означает, что человек способен зацикливаться на своих мыслях и чувствах. Он сложно забывает обиды, а также можно отметить инертность в моторике. Такие люди чётко разделяют своих друзей и врагов, и имеют склонность к затяжным конфликтам. Следует отметить также склонность к мстительности и подозрительности. При этом он проявляет волю для достижения поставленной цели.
Эмотивный Довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличается чувствительностью и проявлением глубоки реакций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обострённое чувство долга.
Педантичный Данный вид характеризуется инертностью психических процессов, наблюдается долгое переживание после травмирующих событий. Люди, которые относятся к такому типу, крайне редко вступают в конфликты, так как это считают проявление конфликтности лишним. При этом такие люди довольно резко реагируют на любые проявления нарушения порядка. Аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность, а также добросовестность и усидчивость, являются типичными чертами таких людей. Следует также отметить их склонность к частым самопроверкам и сомнению в своих поступках.
Тревожный Данный тип характеризует наличие таких свойств, как: минорное настроение, низкая контактность, пугливость, неуверенность в самом себе, часто проявляется замкнутость в себе и обидчивость. Дети тревожного типа иногда имеют боязнь остаться одним, часто бояться темноты или животных. Если же говорить о взрослых представителях, то следует отметить наличие высоких этических и моральных требований, а также ярко выраженного чувства ответственности и долга. Людям данного типа свойственны покорность, робость, а также неспособность отстоять свою позицию в споре.
Циклотимный Ярко выражена смена гипертимных и дистимных фаз. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной . Характерной является изменчивость, частая смена настроения, поступков, действий, манеры общения с людьми без видимых причин. Люди данного типа общительны в периоды повышенного настроения, а в периоды подавленного – замкнуты. Обычно хорошее настроение непродолжительно, плохое – более длительно, при нем наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. В период спада обостренно воспринимают неприятности.
Демонстративный Называет он так, потому что индивид, относящийся к людям с такой акцентуацией характера, обладает демонстративностью своего поведения. Стоит отметить и его живость, лёгкость в установлении контактов с окружающими, а также подвижность и артистизм. Данный тип любит плести интриги, быть в центре внимания, легко приспосабливается к людям. Обладает склонность лгать, причём делает это вполне успешно и убедительно.
Возбудимый Для представителя возбудимого типа характерна инстинктивность: то, что подсказывает разум, зачастую во внимание не принимается, решающими становятся желание, стремление удовлетворить сиюминутные потребности, желания, инстинктивные порывы. Поскольку высокая импульсивность подобных личностей гасится сложно, они бывают достаточно раздражительными, нетерпимыми к другим. Во время возбуждения не думают о последствиях того, что они делают. К критике относятся скорее отрицательно и часто ее просто не принимают.
Дистимный Индивиды, относящиеся к данному типу, отличаются серьёзностью, но при этом наблюдается медлительность и слабость в проявлении волевых усилий. Часто страдают от подавленности настроения, заниженной самооценки и немногословности. Все эти свойства приводят к тому, что у представителей дистимического типа развивается пессимистическое отношение к будущему. Также можно отметить и повышенное чувство справедливости, сочетающееся с добросовестностью.
Экзальтированный Люди, относящиеся к данному типу, довольно ярко проявляют свои эмоции, возникающие в качестве реакции на происходящие события. Это означает, что они ярче реагируют в том случае, если произошло нечто положительное, и наоборот – намного тяжелее воспринимают печальные события. Довольно часто мотивацией для экзальтативного состояния являются альтруистические побуждения. Отмечается высокая привязанность к близким и друзьям. Могут проявлять искреннюю любовь к природе, искусству или к идеям религиозной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Методическая разработка практического занятия "Разработка фрагмента технологической карты при производстве каменных работ"
Методиская разработка...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Управленческая психология". Тема "Темперамент и его свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Темперамент и его свойства" для студентов 3 курса очного отделения по специальности "Гостиничный сервис"....

Методическая разработка практического занятия по теме: «Особенности перевода аннотации к медицинскому препарату»
Данная методическая разработка создана с целью систематизации и углубления знаний студентов медицинских колледжей и училищ углубленного уровня подготовки об особенностях перевода аннотаций к мед...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие
Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...

Методическая разработка практического занятия по психологии "Приемы психологической саморегуляции"
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Психология" на тему "Приемы психологической саморегуляции" для студентов медицинского колледжа. Разработка включает хар...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связ...
