Методическая разработка практического занятия по психологии "Приемы психологической саморегуляции"
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Психология" на тему "Приемы психологической саморегуляции" для студентов медицинского колледжа. Разработка включает характеристику занятия, хронокарту, этапы планирования занятия, список литературы и приложения.
В течение практического занятия студенты освоят разнообразные техники саморегуляции, включая когнитивные и физиологические подходы. Методика "5-4-3-2-1" помогает снизить тревожность за счет концентрации на окружающих сенсорных стимулах; "Дыхание по квадрату" способствует глубокой релаксации через контроль дыхания; мышечная релаксация направлена на снятие физического напряжения; упражнение "Убежище" позволяет создать внутреннее безопасное пространство для психики; формулы самовнушения помогают сформировать позитивное отношение к себе и своим возможностям. Все это поможет студентам развить навыки эффективного управления своими эмоциональными состояниями и реакциями на стресс.
Для активизации познавательной деятельности студентов на занятии используются самодиагностика, выполнение практических упражнений, заполнение отчетного листа, для более полного восприятия материала занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
по дисциплине «Психология»
Тема: «Приемы
психологической саморегуляции»
(практическое занятие)
Для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело,
34.02.01 Сестринское дело
Миасс-2024
Рассмотрено на заседании ЦМК ОП Лечебное дело Протокол № _____ от «_____» ______________20___ г. Председатель ЦМК ОП Лечебное дело _______________ Н. В. Ложкина Рассмотрено на заседании ЦМК ОП Сестринское дело Протокол № _____ от «_____» ______________20___ г. Председатель ЦМК ОП Сестринское дело _______________С. А. Ионина | Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Утверждено зам.директора по учебно-воспитательной работе _________________ Ю.Б. Плюснина |
Автор: | Н.В. Ложкина – преподаватель первой категории ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» |
Рецензенты: | Н. А. Ширяева – методист, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» С. В. Ильина – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни характеризуются высоким уровнем стресса и эмоционального напряжения. Способность эффективно управлять своими эмоциями и снижать уровень стресса является важным навыком для сохранения здоровья и продуктивности как в личной, так и в профессиональной сфере. Особенно это касается будущих медицинских работников, чья профессия требует высокой степени устойчивости к стрессовым ситуациям и способности быстро восстанавливаться после эмоциональных нагрузок. Освоение методов психологической саморегуляции позволит студентам не только улучшить свое психоэмоциональное состояние, но и успешно применять данные навыки в работе с пациентами, способствуя повышению качества медицинской помощи.
Данная тема рассматривается на всех специальностях, изучающих психологию в медицинском колледже: «Лечебное дело», «Сестринское дело».
В течение практического занятия студенты освоят разнообразные техники саморегуляции, включая когнитивные и физиологические подходы. Методика "5-4-3-2-1" помогает снизить тревожность за счет концентрации на окружающих сенсорных стимулах; "Дыхание по квадрату" способствует глубокой релаксации через контроль дыхания; мышечная релаксация направлена на снятие физического напряжения; упражнение "Убежище" позволяет создать внутреннее безопасное пространство для психики; формулы самовнушения помогают сформировать позитивное отношение к себе и своим возможностям. Все это поможет студентам развить навыки эффективного управления своими эмоциональными состояниями и реакциями на стресс.
Для активизации познавательной деятельности студентов на занятии используются самодиагностика, выполнение практических упражнений, заполнение отчетного листа, для более полного восприятия материала занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Во вступлении к занятию объявляются цели и план занятия.
Во время практической части студенты практикуют предложенные методы саморегуляции под руководством преподавателя, затем выполняют упражнения в парах или малых группах и заполняют отчетные листы с описанием опыта и наблюдений.
В заключении занятия проводится самооценка состояния после выполнения упражнений, предоставляется возможность для обсуждения полученного опыта. При подведении итогов занятия учитывается активность студентов на занятии, уровень овладения материалом и полнота заполнения отчетных листов.
Занятие позволит студентам получить теоретические знания и практические навыки, необходимые для успешного применения приемов психологической саморегуляции в своей жизни и профессиональной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Приемы психологической саморегуляции
Цели:
Образовательная: формировать умения применения отдельных приемов психологической саморегуляции.
Развивающая: развивать навыки самоконтроля, эмоциональной устойчивости.
Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и эмоциональному состоянию.
Форма занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет психологии.
Время проведения: 1 пара по расписанию занятий (90 минут).
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Методические приемы: демонстрация выполнения упражнений преподавателем, выполнение упражнений по алгоритму, самодиагностика.
Межпредметные связи: «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды»: тема «Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни».
Внутрипредметные связи: актуализируются понятия из предыдущей лекции: «Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии».
Требования к подготовке студентов:
знать:
- психические явления;
- основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии;
уметь:
- оценивать психологическое состояние человека по результатам наблюдения;
- применять техники и приемы эффективного общения;
Формируемые компетенции:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ПК 3.1. Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний.
Осваиваемые личностные результаты:
ЛР 9. Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни.
Оснащение: компьютер с мультимедийной установкой или телевизор с подключением USB, презентация, отчетные листы к занятию, бланки методики «Самочувствие. Активность. Настроение».
ХРОНОКАРТА — ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
№ | Этап занятия | Структурные элементы занятия | Приемы и методы | Время |
1 | Организационный этап занятия | Организационный момент | Контроль посещаемости и готовности к занятию | 3 мин |
Постановка цели, мотивация учебной деятельности | Рассказ | 2 мин | ||
Актуализация опорных знаний | Письменный контроль, взаимопроверка | 10 мин | ||
Инструктаж | Демонстрация, устная инструкция, письменная инструкция | 15 мин | ||
2 | Основной этап занятия | Выполнение упражнений, самоконтроль состояния | Упражнения, самодиагностика | 40 мин |
Заполнение отчетных листов | Письменный отчет по упражнениям | 5 мин | ||
3 | Заключительный этап занятия | Обсуждение и обратная связь | Фронтальный опрос, беседа | 5 мин |
Подведение итогов работы | Проверка отчетных листов | 5 мин | ||
Домашнее задание | Устный инструктаж | 5 мин |
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
(ориентировочная основа действия)
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия студентов | Методическое обеспечение | Время |
1.1. Организационный момент | Приветствует студентов, проверяет посещаемость и готовность к занятию. | Приветствуют преподавателя | Журнал успеваемости и посещаемости | 2 мин. |
1.2. Постановка цели, мотивация учебной деятельности | Формулирует тему, ставит цели, знакомит с планом занятия. | Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели. | Презентация | 3 мин |
1.3. Актуализация опорных знаний | Дает задание: выполнить тест входного контроля в рабочей тетради, по выполнении теста выполнить взаимопроверку. | Отвечают на вопросы тестового контроля. Выполняют взаимопроверку. | Тетради, презентация | 10 мин |
1.4. Инструктаж | Дает инструкцию к упражнениям, демонстрирует выполнение упражнения. | Наблюдают выполнение упражнения, соотнося их выполнение с письменной инструкцией | Презентация | 15 мин |
2.1. Самоконтроль состояния перед выполнением упражнений | Объясняет порядок выполнения методики диагностики | Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты, делают вывод по результатам методики. | Презентация, бланки методики | 3 мин |
2.2. Выполнение упражнений | Контролирует ход выполнения упражнений | Выполняют упражнение в парах поочередно, выполняют взаимопроверку правильности выполнения, | Презентация, инструкции, отчетные листы в тетради | 34 мин |
2.3. Самоконтроль состояния после выполнения упражнений | Напоминает порядок выполнения методики диагностики | Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты, делают вывод по результатам методики. | Презентация, бланки методики | 3 мин |
2.4. Заполнение отчетных листов | Напоминает требования к оформлению отчетных листов | Оформляют записи в отчетных листах тетради | Отчетные листы в тетради | 5 мин |
3.1. Обсуждение и обратная связь | Задает вопросы. Предлагает задать вопросы. Отвечает на вопросы. | Отвечают на вопросы. Задают вопросы. | Презентация | 5 мин |
3.2. Подведение итогов | Оценивает работу на семинаре. | Воспринимают информацию. | Отчетные листы | 5 мин |
3.3. Домашнее задание | Дает домашнее задание, инструктирует по его выполнению | Записывают задание на дом | 3 мин |
ЛИТЕРАТУРА
- Акимова, А. Р. Практикум по психологии стресса. Стрессовые реакции и саморегуляция / А. Р. Акимова. - М.: Флинта, 2023. - 125 с.
- Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л. Г. Дикая. - М.: Когито-Центр, 2022. - 217 с.
- Котелевцев, Н. А. Психическая саморегуляция : учебник для вузов / Н. А. Котелевцев. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 213 с.
- Полянцева, О. И. Психология для средних медицинских учреждений/ О. И. Полянцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431с.
- Прохоров, А. О. Технологии психической саморегуляции / А. О. Прохоров. - М.: Гуманитарный центр, 2017. - 360 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Отчетные листы тетради по теме
«Приемы психологической саморегуляции»
Входной контроль «Основы психогигиены, профилактики, психотерапии»:
1. Что такое психогигиена?
a) Раздел медицины, изучающий влияние психических факторов на здоровье человека
б) Система мер, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья
в) Наука о методах лечения психических заболеваний
г) Направление психологии, занимающееся вопросами профилактики психических расстройств
2. Какие задачи выполняет психогигиена?
a) Изучение причин и профилактику психических заболеваний
б) Диагностику и лечение психических расстройств
в) Воспитание здорового образа жизни и улучшение бытовых условий
г) Все вышеперечисленное
3. Какой из следующих аспектов относится к мерам психогигиены?
a) Регулярные физические упражнения
б) Соблюдение режима дня и сна
в) Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение)
г) Все вышеперечисленное
4. Что такое психопрофилактика?
a) Система мероприятий, направленная на предотвращение психических заболеваний
б) Методы лечения психических расстройств
в) Наука о методах диагностики психических заболеваний
г) Раздел психологии, занимающийся вопросами коррекции поведения
5. Какая из следующих задач относится к психопрофилактике?
a) Выявление и устранение причин психических нарушений
б) Лечение уже существующих психических расстройств
в) Предупреждение инвалидности вследствие психических заболеваний
г) Все вышеперечисленное
6. К какому уровню психопрофилактики относится предупреждение неблагоприятного течения уже начавшегося нервно-психического расстройства:
а) к первичной психопрофилактике;
б) к вторичной психопрофилактике;
в) к третичной психопрофилактике;
г) ни к одному.
7. К мерам психопрофилактики относят:
а) гипноз;
б) прием успокоительных средств;
в) исследование влияния профессиональных вредностей;
г) соблюдение режима дня.
8. Что такое психотерапия?
а) Наука о методах лечения психических заболеваний
б) Процесс оказания психологической помощи пациентам с целью улучшения их эмоционального и психического состояния
в) Раздел медицины, изучающий причины психических расстройств
г) Система мер, направленных на предотвращение психических заболеваний
9. Метод психотерапевтического воздействия, самовнушение в состоянии мышечного расслабления:
а) гипноз;
б) аутотренинг;
в) медитация;
г) концентрация.
10. Кто может проводить психотерапию?
а) Врачи-психиатры
б) Клинические психологи
в) Консультанты-психологи
г) Все вышеперечисленные специалисты, имеющие соответствующую квалификацию
Тест-опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»
Выполните задание теста онлайн (перейдите по QR-коду) или в тетради.
Инструкция: Оцените свое состояние, которое Вы испытываете в НАСТОЯЩИЙ момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики
1. Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое | Х |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым | Х |
3. Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный | |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный | |
5. Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный | Х |
6. Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение | Х |
7. Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый | Х |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный | Х |
9. Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый | |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный | |
11. Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный | Х |
12. Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный | Х |
13. Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный | Х |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной | Х |
15. Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный | |
16. Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный | |
17. Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый | Х |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный | Х |
19. Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый | Х |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный | Х |
21. Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный | |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать | |
23. Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный | Х |
24. Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный | Х |
25. Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый | Х |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый | Х |
27. Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко | |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный | |
29. Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный | Х |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный | Х |
Обработка результатов
При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7).
Х: Эти пункты обрабатываются в обратном порядке: 7 6 5 4 3 2 1 балл.
Остальные переводятся в баллы в прямом порядке 1 2 3 4 5 6 7 баллов
Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
— Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26
— Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28
— Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 1 до 7 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу:
< 3 баллов — низкая оценка;
3 — 5 баллов — средняя оценка;
> 5 баллов — высокая оценка.
Внесите полученные результаты в таблицу
Шкалы опросника | До выполнения упражнений | После выполнения упражнений |
Самочувствие | ||
Активность | ||
Настроение |
Упражнение «Дыхание по квадрату»
Она позволяет растянуть дыхательный цикл и с помощью этого увеличить содержание углекислого газа в крови.
Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений: астматический статус, заболевания в острой форме.
Для начала найдите глазами прямоугольный предмет: картину, окно или дверь.
Далее идем по шагам:
Шаг 1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните носом, считая при этом до четырех.
Шаг 2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
Шаг 3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните ртом, считая до четырех.
Шаг 4. Переведите взгляд в нижний левый угол и сделайте задержку с пустыми легкими, считая до 4.
Повторите этот цикл 10 раз. Постепенно увеличивайте время нахождения в каждом из углов квадрата. Вместо счета можно использовать секундомер. Попробуйте довести это время до 20 секунд в каждой из 4 зон.
Важные принципы «дыхания по квадрату»:
- используем диафрагмальный вид дыхания;
- если задержки дыхания вызывают дискомфорт, нужно сделать их минимальными, вначале можно отказаться от задержки дыхания после выдоха;
- время задержки дыхания нужно увеличивать постепенно. Главный критерий — внутренний комфорт.
Самоконтроль (взаимоконтоль) выполнения упражнения «Дыхание по квадрату»
Действие | Форма представления | Отметка о выполнении |
Убедиться в отсутствии противопоказаний | сказать | |
Кратко описать процесс выполнения методики | сказать | |
найти глазами прямоугольный предмет | Сказать/выполнить | |
Вдыхать через нос на счет до 4 | выполнить | |
Задержать дыхание на счет до 4 | выполнить | |
Выдыхать через рот на счет до 4 | выполнить | |
Задержать дыхание на счет до 4 | выполнить | |
Повторить 5-10 раз | выполнить | |
Использовать диафрагмальное дыхание (во время дыхания движется живот а не грудь) | выполнить | |
Дыхательные движения сопровождаются движением глаз по квадрату (прямоугольнику) | выполнить |
Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону
Цель упражнения: достижение глубокого расслабления мышц путем последовательного напряжения и последующего расслабления различных групп мышц тела. Это упражнение помогает снять физическое напряжение, уменьшить тревожность, улучшить сон и общее психоэмоциональное состояние.
Показания: - Стресс и хроническое напряжение. - Головные боли напряжения. - Бессонница. - Гипертония (в составе комплексной терапии). - Синдром раздраженного толстого кишечника. - Тревожные расстройства. - Хроническая боль. | Противопоказания: - Тяжелые сердечно-сосудистые заболевания. - Эпилепсия. - Онкологические заболевания. - Острые инфекционные процессы. - Беременность (с осторожностью). |
Алгоритм выполнения упражнения:
1. Подготовка: Найдите тихое место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобно или лягте на спину. Закройте глаза и сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться и сосредоточиться.
2. Напряжение и расслабление: Начните с одной группы мышц. Например, сожмите кулак правой руки максимально сильно на 5-10 секунд, затем резко разожмите руку и почувствуйте расслабление в этой области. Обратите внимание на разницу между напряжением и расслаблением.
3. Переход к следующей группе мышц: Переходите к следующей группе мышц. Например, напрягите бицепс правой руки, удерживайте напряжение, затем расслабьте мышцы. Далее переходите к плечу, шее, лицу (наморщите лоб, закройте глаза), челюсти (разомкните зубы), грудной клетке, животу, бедрам, голеням и ступням.
4. Общее расслабление: После работы с каждой группой мышц постарайтесь ощутить общее расслабление во всем теле. Представьте, как напряжение покидает ваше тело, оставляя вас полностью расслабленным.
5. Завершение: Когда закончите работу со всеми группами мышц, полежите спокойно несколько минут, наслаждаясь чувством расслабления. Затем медленно откройте глаза, потянитесь и вернитесь к обычной деятельности.
Рекомендуется выполнять это упражнение ежедневно в течение 15-20 минут для достижения наилучших результатов.
Самоконтроль (взаимоконтроль) выполнения мышечной релаксации
Субъективные ощущения: | |
Ощущение глубокого расслабления в теле | |
Снижение уровня тревожности и беспокойства | |
Уменьшение болевых ощущений (если таковые были) | |
Чувство легкости и комфорта | |
Физиологические показатели: | |
Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) – замедление пульса | |
Нормализация дыхания – переход на спокойное, глубокое дыхание | |
Расслабление лицевой мускулатуры, снижение мимической активности | |
Качество выполнения упражнения: | |
Правильная последовательность напряжения и расслабления мышц | |
Полнота охвата всех групп мышц | |
Соблюдение временных рамок (удержание напряжения 5-10 секунд и расслабление 15-20 секунд) |
Упражнение «5-4-3-2-1»
Цель упражнения: переключить внимание с неприятных мыслей на реальность, снять напряжение и стресс в моменте, замедлиться и успокоиться.
Эта методика нужна медицинской сестре для регуляции собственного психоэмоционального состояния. Также этой методике можно научить пациентов.
Данное упражнение можно выполнять в следующих ситуациях:
- при пробуждении;
- во время ожидания;
- во время работы;
- после работы;
- перед сном.
Упражнение рекомендуется выполнять при следующих состояниях:
- острый стресс;
- тревога;
- подавленность;
- навязчивые, повторяющиеся мысли;
- неприятные воспоминания;
- раздражение на окружающих;
- борьба с зависимостями и вредными привычками;
Данное упражнение имеет ограничения:
-при сильных, глубоких, длительных, часто повторяющихся переживаниях данная методика дает временный эффект, необходима консультация психолога или психиатра;
- при состоянии аффекта невозможно выполнить;
- при сильных физических болях неэффективна, необходимо обратиться к лечащему врачу
- при нарушениях органов чувств необходима модификация упражнения.
Порядок выполнения упражнения
Используйте счет на 5-4-3-2-1 по следующему алгоритму:
5 - Найдите 5 любых предметов разных цветов, которые попадаются на глаза, и мысленно назовите их (либо вслух, если обстоятельства позволяют). Вне зависимости от места нахождения. Не торопите себя, ищите предметы и называйте их.
4 - Услышьте 4 звука и мысленно назовите их (либо вслух, если обстоятельства позволяют). Не торопитесь, прислушайтесь.
3 - Почувствуйте 3 ощущения и мысленно назовите их (либо вслух, если обстоятельства позволяют). Прикоснитесь к 3 любым объектам или отследите свои ощущения.
2 - Заметьте 2 запаха и мысленно назовите их (либо вслух, если обстоятельства позволяют). Найдите в своём пространстве вещи, которые могут пахнуть, понюхайте их. Например, если Вы пользуетесь парфюмом и наносите его на запястье, понюхайте запястье и опишите аромат.
1 - Ощутите 1 вкус и мысленно назовите его (либо вслух, если обстоятельства позволяют). С данными пунктом можно экспериментировать, например: Вы можете сфокусироваться на непосредственном вкусе во рту и назвать его (сладко, горько, кисло, солено); Вы можете что-то съесть или пожевать жвачку и описать вкус этой пищи; Вы можете представить мысленно какую-то еду и попробовать описать её вкус (представить клубничную конфету и ощутить её сладость и аромат).
Самоконтроль (взаимоконтоль) выполнения упражнения «5-4-3-2-1»
Действие | Форма представления | Отметка о выполнении |
Убедиться в отсутствии ограничений. | сказать | |
Если есть ограничения, то рассказать, как будет изменено упражнение в связи с этими ограничениями | сказать | |
Кратко описать процесс выполнения методики | сказать | |
Назвать 5 предметов разных цветов, которые видишь перед собой | сказать | |
Назвать 4 звука, которые слышишь в момент выполнения упражнения | сказать | |
Назвать 3 тактильных ощущения, испытываемых в момент выполнения упражнения | сказать | |
Назвать 2 запаха, которые ощущаешь или можешь отчетливо вспомнить | сказать | |
Назвать 1 вкус, который ощущаешь или можешь отчетливо вспомнить | ||
Упражнение выполняется в замедленном темпе | выполнить |
Упражнение «Убежище»
Цель упражнения: создание внутреннего безопасного пространства, которое можно использовать для психологической защиты и восстановления сил в стрессовых или травматических ситуациях. Оно помогает развивать способность к саморегуляции, снижает уровень тревожности и способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Показания: - Высокий уровень стресса. - Тревожные расстройства. - Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). - Депрессия. - Проблемы со сном. - Необходимость в развитии навыков саморегуляции. | Противопоказания: - Острое психотическое состояние. - Суицидальные мысли или намерения. - Эпилепсия (с осторожностью). - Возраст младше 12 лет (может потребоваться модификация упражнения). |
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Подготовка: Найдите тихое место, где вас никто не потревожит. Сядьте или лягте в удобную позу. Закройте глаза и начните глубоко дышать, делая медленные вдохи и выдохи.
2. Создание образа убежища: Представьте себе место, где вы чувствуете себя в полной безопасности и комфорте. Это может быть реальное место, которое вы помните, или воображаемое. Важно, чтобы оно вызывало у вас положительные эмоции.
3. Детализация: Опишите своё убежище в деталях. Например:
- Визуальные характеристики: цвет неба, деревья, здания, вода и т.д.
- Аудиальные характеристики: звуки природы, музыка, тишина.
- Тактильные ощущения: тепло солнечных лучей, прохлада воды, мягкость земли под ногами.
- Запахи: аромат цветов, свежескошенной травы, морского бриза.
4. Пребывание в убежище: Побудьте некоторое время в своём убежище, наслаждаясь покоем и безопасностью. Осознайте, что здесь вы защищены от любых внешних угроз и можете полностью расслабиться.
5.Возвращение: Медленно и плавно вернитесь в реальность. Постепенно открывайте глаза, сохраняя ощущение безопасности и спокойствия, которое вы получили в своём убежище.
6. Закрепление результата: Вспомните свой образ убежища в моменты стресса или тревоги, чтобы быстро вернуться к состоянию внутреннего покоя и уверенности.
Регулярное выполнение этого упражнения помогает развить навык быстрого создания внутреннего безопасного пространства, что особенно полезно в стрессовых ситуациях.
Самоконтроль (взаимоконтроль) выполнения упражнения «Убежище»
Субъективные ощущения: | |
Ощущение внутренней безопасности и спокойствия. | |
Снижение уровня тревожности и беспокойства. | |
Увеличение чувства контроля над ситуацией. | |
Повышение уровня расслабленности и комфорта. | |
Отсутствие жалоб на дискомфорт или неприятные ощущения во время и после выполнения упражнения. | |
Физиологические показатели: | |
Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) – замедление пульса | |
Нормализация дыхания – переход на спокойное, глубокое дыхание | |
Расслабление лицевой мускулатуры, снижение мимической активности | |
Качество выполнения упражнения: | |
Яркость и детализация созданного образа убежища. | |
Время пребывания в состоянии расслабления. |
Составление формулы самовнушения
Формулы самовнушения — это короткие утверждения, которые помогают изменить негативные установки и поведенческие реакции на позитивные. Они должны быть краткими, четкими и ориентированными на результат.
Следующие шаги помогут вам правильно сформулировать формулы самовнушения:
1. Определите цель: Четко определите, чего вы хотите достичь с помощью самовнушения. Это может быть улучшение самочувствия, повышение уверенности в себе, снижение уровня стресса и т.д.
2. Выберите позитивную формулировку: Формула должна быть сформулирована в позитивном ключе, избегая отрицательных частиц ("не", "нет"). Например, вместо "Я не буду нервничать" лучше сказать "Я спокоен и расслаблен".
3. Будьте конкретными: Старайтесь быть максимально конкретными. Вместо общих фраз используйте конкретные утверждения, например, "Я легко справляюсь с любыми задачами" вместо "Я становлюсь более продуктивным".
4. Используйте настоящее время: Формула должна быть сформулирована в настоящем времени, как будто желаемый результат уже достигнут. Например, "Я уверен в себе и своих силах" вместо "Я стану уверенным в себе".
5. Сделайте формулу короткой и простой: Лучше всего работают короткие и простые фразы, которые легко запомнить и повторять. Например, "Я спокоен и расслаблен" или "Я принимаю себя таким, какой я есть".
6. Повторяйте регулярно: Чтобы формула работала, ее нужно повторять регулярно, желательно несколько раз в день. Можно делать это утром сразу после пробуждения, вечером перед сном или в любое другое удобное время.
7. Верьте в свои слова: Очень важно верить в то, что вы говорите. Самовнушение работает наиболее эффективно, когда вы искренне верите в свои утверждения.
Пример формулы самовнушения:
- "Я спокоен и расслаблен."
- "Я уверен в себе и своих силах."
- "Я привлекаю успех и благополучие."
Регулярное повторение этих формул поможет вам постепенно изменить свое мышление и добиться поставленных целей.
Ваша формула:
Критерии оценки формулы самовнушения
Соответствие цели | Позитивная формулировка | Конкретность | Настоящее время | Простота и краткость |
Вопросы для рефлексии:
- Что такое психологическая саморегуляция?
- С какими группами приемов психологической саморегуляции вы сегодня познакомились, о каких знали ранее?.
- В каких ситуациях можно применять приемы психической саморегуляции?
- Назовите основные показания и противопоказания к использованию приемов психологической саморегуляции.
- Какие из изученных приемов легче освоить?
- Какие из изученных приемов требуют дополнительной тренировки?
- Какие из приемов, по вашим ощущениям, дают больший эффект в достижении желаемого психоэмоционального состояния?
Домашнее задание
Освоение приемов психологической саморегуляции
Прием | Отсутствие противопоказаний | Субъективные ощущения | Измение объективных показателей | Уровень овладения |
Дыхание | ||||
Переключение внимания | ||||
Мышечная релаксация | ||||
Визуализация | ||||
Самовнушение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практических занятий
Методическая разработка практических занятий по дисциплине "Организация оценки земли и имущества" для студентов 3 курса специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Методическая разработка практического занятия "Разработка фрагмента технологической карты при производстве каменных работ"
Методиская разработка...

Методическая разработка практического занятия по теме:"Техника обучения передаче сверху (двумя руками) в волейболе"
Методическое пособие для студентов и преподавателей...

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про
Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...

Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий
Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие
Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связ...

