Занятие по толерантности "Мы разные и в этом наша сила"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

С понятием «толерантность» связаны: уважение прав другого человека, осознание важности сохранения возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого соцкультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряжённости и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для России особую актуальность. Толерантность – искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся дети разных национальностей, из семей с разным достатком. Педагогам необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на них самих, показать им, что главное – это личность, права человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raznye_i_v_etom_nasha_sila.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

С понятием «толерантность» связаны: уважение прав другого человека, осознание важности сохранения возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого соцкультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряжённости и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для России особую актуальность. Толерантность – искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся дети разных национальностей, из семей с разным достатком. Педагогам необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на них самих, показать им, что главное – это личность, права человека.

Цель: исследовать сформированность толерантности у школьников; формирование толерантного отношения школьников к различным культурам.

Задачи:

  1. Учить умению контролировать своё поведение, сдерживать себя и

прислушиваться к мнению других.

  1. Выработка принципов толерантного поведения.
  2. Воспитывать доброту и милосердие, любовь к близким,  доброжелательность

друг к другу.

Контингент участников: подростки.

Возраст: 14 – 15 лет

Количество участников: 20-25 человек.

Продолжительность: 1учебный  час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, бланк с цифрами, бланк для теста «Эмпатия», 4 карточки с «Ситуациями», 15 листов А4.

Ожидаемые результаты: сформированность нравственных качеств личности.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: тест «Эмпатия»; групповая работа с проблемными ситуациями;

игра «Рисуем вместе»; кроссворд «Толерантность»; упр. «Неоконченное предложение».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами занятие, посвящённое одной деликатной теме, которая давно волнует всех. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

II. Введение в тему.

- Вместо цифр (слайд 1): 20,16,13,6,18,1,15,20,15,16,19,20,30 вам нужно подставить буквы и ответить, о чём мы будем сегодня говорить (толерантность). Кто может сказать, а что такое «толерантность»? (ответы учащихся)

(слайд 2)Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

III. Сообщение темы.

- В настоящее время встречается всё больше и больше людей, склонных к интолерантности. Интолерантность - несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность. Она основывается на убеждении человека в том, что его группа, его система взглядов, его образ жизни стоят выше остальных. Это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Проявление интолерантности находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим - до этнических чисток и геноцида ,умышленного уничтожения людей, экстремизма. Тема нашего урока звучит следующим образом (слайд 3) "Мы разные и в этом наша сила". В понятие "толерантность" входят: гибкость мышления, эмпатия, бесконфликтность, духовность. Такие составляющие толерантности предложил Гордон Оллпорт.

IV. Работа по теме.

-  Я предлагаю вам проверить ваш уровень эмпатии с помощью простого теста. Я буду задавать вопросы, а вы, на своих листах, должны будете записать вариант ответа, который, по-вашему мнению, запишет большинство ребят т.е. вы должны думать как все.

Вопросы: 1. Если геометрическая фигура, то ...   2) пословица или поговорка ...

3) денежная сумма   4) цвет   5) песня   6) время года   7) марка машины

8) животное   9) праздник   10) цветок   11) мужское имя   12) женское имя

13) планета

- Теперь каждый называет свой вариант и записывает число совпадений с его вариантом. У кого больше окажется результат, у того и выше уровень эмпатии.

- Толерантность заключается не только в эмпатии, но и в умение сдерживать свои негативные эмоции. Вам необходимо разделиться на 4 равные группы. Каждой группе достанется ситуация, которую нужно разрешить за 5 минут.

Ситуация 1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Как вы себя поведёте?

Ситуация 2. Как вы отреагируете на шутку, объектом которой стали?

Ситуация 3. Вы приводите в компанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы отреагируете?

Ситуация 4. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция?

- Все люди разные и все по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Мы живём в огромной многонациональной стране. Предположите, сколько национальностей проживает на территории российской федерации? (более 190 национальностей, согласно последней переписи населения).

- Давайте сейчас проверим, можете ли вы взаимодействовать, согласовывать свои действия, быть терпеливым к другим. Хочу предложить вам игру «Рисуем вместе», в которой вы будете работать в паре. Разбейтесь на пары по-своему желанию и сядьте, как можно ближе к своему партнёру. Я положу перед вами лист бумаги, ваши руки необходимо связать (платком или бинтом связывается правая рука, сидящего слева и левая рука, сидящего справа). В связанные руки даётся по фломастеру, рисовать нужно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. На выполнение задания вам отводится 5 минут. После выполнения следует обсуждение: в какой мере удалось сотрудничество с партнёром; что было труднее всего; обсуждали ли вы, что будете рисовать; что понравилось?

- А теперь отдохнём и разгадаем кроссворд.

Горизонталь: 1. Чувство, позволяющее сочувствовать, сопереживать другим? (сострадание) 4. Чувство полного доверия (уважение) 6. Поддержка мнения и личности (понимание) 8. Умение противостоять трудностям (стойкость) 9. Столкновение противоположных мнений, интересов, целей (конфликт) 11. Стойкость перед трудностями (выносливость)13. Отличительная черта людей друг от друга (индивидуальность)

Вертикаль: 2. Предпочтение своих интересов, вне зависимости от интересов других (эгоизм) 3. Готовность быть терпимыми (снисходительность) 5. Чувство «локтя» (поддержка) 7. К ней может привести нетерпимость (война) 10. Установление контактов на основе совместной деятельности (общение) 12. Высший уровень развития группы (коллектив)

- Сейчас я хочу предложить вам упражнение «Незаконченное предложение». Я говорю фразу: «Толерантность – это значит …», а вы продолжите её. На доске записываются высказывания, например, - уважение прав других; - принятие другого таким, каким он есть; - сострадание; - не конфликтовать; - проявлять милосердие, прощать; - уважать человеческое достоинство; - терпимость к чужим мнениям, поведению, верованиям.

- Нельзя делить мир на только чёрное и белое, хорошее и плохое, в мире много оттенков, как и много разных людей. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

 V. Итог, выводы.

- Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядом, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

- Какой путь выберете вы, решать вам, я желаю вам выбрать правильный и единственно верный путь. Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...