Взаимосвязь социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития
статья по психологии на тему

Шошина Марина Владимировна

В статье описывается исследование взаимосвязи социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития

Шошина М. В.

студентка 5 курса Факультета Психологии

Тульского государственного педагогического

 университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула

 направление «Психолого-педагогическое образование»

 профиль «Психология образования»

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития [4].

Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития. Этот период определяется как переход от детства к взрослости, он накладывает отпечаток на все стороны психического развития ребенка. В этом возрасте происходит формирование человека как члена общества, его целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых).

Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социализации подростков, так как отношения с ровесниками своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Для подростка важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.

В процессе общения подростка с ровесниками происходит осознание себя личностью. Самопознание, выделение и сопоставление своего «Я» с другими создают условия для самосовершенствования. Исследования показывают, что общение со сверстниками положительно влияет на психологическое самочувствие и социальную адаптацию [3].

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и самореализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивности общения подростка и отклонениям в процессе его социализации.

Одним из важных факторов, который может влиять на психологические особенности общения, – статус подростка в классе, в связи с которым происходит становление Я-концепции. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют внешний вид (физическая привлекательность, невербальный язык), некоторые свойства характера и темперамента (общительность, тревожность).

Среди важнейших характеристик системы внутригрупповых предпочтений особое внимание уделяется статусу субъекта. Статус подростка в коллективе оказывает влияние на развитие его личностных качеств, формирование характера, часто является причиной определенных форм поведения.

Исследование взаимосвязи социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития было проводилось на базе МБОУСОШ №54 г. Тулы. Выборку составили ученики 7 класса «Б» в количестве 22 человек: 7 девочек и 15 мальчиков. 

Нами была составлена диагностическая программа, состоящая из четырех методик: методика социометрии (Дж. Морено) [1], методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1 (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин) [4], тест оценки коммуникативных умений (А.А.Карелин) [2], диагностика принятия других  (В. Фей) [4].

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

В исследуемой группе подросток, имеющий статус звезда по всем позициям имеет показатели высокий и выше среднего.  Общий уровень коммуникативного развития – выше среднего. Уровень развития организаторских склонностей – высокий. Данный подросток является лидером класса, за которым следуют все остальные.

У подростков, имеющих статус предпочитаемых, по разным методикам показатели коммуникативного развития находятся на уровнях средний, выше среднего и высокий. Общий уровень развития коммуникативных умений – выше среднего. Эти учащиеся общительны, хорошо учатся. Они оценивают и понимают состояние своих товарищей по классу, помогают им, входят в их положение, быстро находят друзей, являются хорошими собеседниками, с которыми приятно пообщаться.

У подростков, имеющих статус непринятых, по разным позициям показатели коммуникативного развития находятся на уровнях средний, ниже среднего и низкий.  Трое подростков из этой группы имеют показатели выше среднего по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей, но по уровням принятия других людей и развития коммуникативных умений – показатели средний и ниже среднего. Это не позволяет им занимать более высокое положение в среде сверстников.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что недостаточный уровень коммуникативного развития может являться причиной низкой социометрической позиции подростка в группе.

Таким образом, интерпретация  полученных  результатов  позволила  сделать  вывод  о  необходимости проведения с подростками коррекционно-развивающей работы.

Список  литературы:

1.        Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Д. С. Горбатов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 320 с.

2.        Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

3.        Руденко,  В. И.  Родители  и  подростки / В.И. Руденко.  –  Изд.2-е. – Ростов  н/Д:  Феникс, 2012. – 10с.

4.        Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануилов. – М.: Психотерапия. 2009. – 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

Развитие взаимосвязи творческих способностей учащихся и их коммуникативно-нравственных качеств.

«Человек не может жить один. Высшее счастье и       радость   человеческая – общение с  другими людьми»...

Социометрический статус подростка в учебной деятельности

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социальн...

«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»

В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....

Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития

В настоящее время развитие коммуникативных навыков – важнейший компонент формирования личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе...

Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...

Коммуникативная толерантность старших школьников с различным социометрическим статусом в классе

Данная тема актуальна, т.к. в отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается относительно недавно. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исс...