Коммуникативная толерантность старших школьников с различным социометрическим статусом в классе
статья по психологии (11 класс)

Наумова О.С.

Данная тема актуальна, т.к. в отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается относительно недавно. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, но при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная толерантность старших школьников с различным социометрическим статусом в классе.

Данная тема актуальна, т.к. в отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается относительно недавно. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, но при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, коммуникативная толерантность является одним из важных факторов продуктивного взаимодействия и общения.

Одной из особенностей юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками. Вместе с тем, в эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, поэтому старшие школьники  чувствительно воспринимают занимаемое в каждой из социальных групп соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.

Социометрический статус – это то положение, которое занимает субъект в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе.

Исследование проводилось на базе лицея № 32 г. Белгорода. В исследовании принимали участие ученики 10 класса в возрасте 16-17 лет. Общее количество участников исследования составило 22 человека.

В качестве исследовательского инструмента использовались следующие методики: «Опросник коммуникативной толерантности» (Бойко В.В.);  «Социометрия», (Я. Морено).

Результаты исследования показали, что старших школьников, учащихся в одном классе можно разделить на 4 группы:

У единственной «звезды» в данном классе средний уровень коммуникативной толерантности.

В группу «предпочитаемые» (3 человека) относятся ученики с высоким уровнем коммуникативной толерантности (3 человека).

В группу «принятые» (9 человек) относятся ученики с высоким уровнем коммуникативной толерантности (1 человек), средним (7 человек) и низким (1 человек) уровнем коммуникативной толерантности.

В группу «непринятые» (4 человека) входят ученики со средним (3 ученика) и высоким (1 ученик) уровнем коммуникативной толерантности.

К группе «отвергнутых» (5 человек) относятся ученики со средним уровнем (3 человека) и низким уровнем (2 человека) коммуникативной толерантности.

Таким образом, к группам «звезды», «предпочитаемые» и «принятые» относятся преимущественно ученики с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности, а к группам «непринятые» и «отвергнутые» со средним и низким уровнем коммуникативной толерантности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень коммуникативной толерантности взаимосвязан с социометрическим статусом ученика в классе, а именно: чем выше уровень коммуникативной толерантности, тем выше социометрический статус школьников. Таким образом, коммуникативная толерантность является одним из важных факторов продуктивного взаимодействия и общения, как мы предполагали ранее.

Cписок литературы:

  1. Бойко, В.В. / В.В. Бойко – Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996, 472 с.
  2. Кочергина З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 40-50.
  3. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М. «Академический проект» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Социометрический статус подростка в учебной деятельности

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социальн...

Взаимосвязь социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития

В статье описывается исследование взаимосвязи социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития...

«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»

В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....

Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...