Статья "Воспитание у ребёнка волевых качеств"
статья по психологии по теме

Захарова Ольга Владимировна

Как выработать у ребёнка волю? Информация будет полезна и интересна как педагогам, так и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_u_rebyonka_volevyh_kachestv.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у ребёнка волевых качеств.

       Воля – это ценнейшее качество, которое ведёт человека к поставленной цели, даёт силы для преодоления трудностей на своём пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от того, что хочется, и делать то, что нужно. Воля необходима человеку и в самых сложных, и в самых простых, будничных делах.

       Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающийся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».

       Деятельность маленького ребёнка – игра. Уже в годовалом возрасте он тянется к различным вещам, манипулируя с ними, строит. И здесь уже родители начинают проводить грань между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Нельзя, например, делать предметом игры часы, бытовые приборы, банки с лекарствами, нельзя играть с огнём.

       У родителей есть много способов сделать это «нельзя» безболезненным, не вызывающим больших огорчений и обид. Они стараются убедить ребёнка, объяснить ему, какими могут быть последствия его поступка, переключить его внимание и привлечь к участию в полезных играх и занятиях. Особенно убеждают примеры и факты, взятые из ближайшего окружения ребёнка. Родители действуют на сознание и чувства детей с самого раннего возраста и вырабатывают у них полезные навыки.

       Как и во всём, здесь нужно чувство меры. Считать ребёнка несмышлёнышем, разрешать ему всё подряд, чтобы не нервировать его, - значит воспитывать у него не волю, а безволие. Но и нельзя всё запрещать. Постоянные одёргивания и запреты – это тоже воспитание безволия. Подрастая, ребёнок попадает в коллектив сверстников. В коллективных играх приходится соблюдать правила, выполнять различные роли, лучшие и худшие, настойчиво добиваться победы. Но дети не только играют. У них имеются различные обязанности: самообслуживание, домашний бытовой труд и многое другое. Самообслуживание и бытовой труд имеют очень большое значение для воспитания многих черт личности, и, в частности, они тренируют волю. Ребёнку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать возникающие затруднения, а самое главное – на каждом шагу одерживать победу над собой. Это значит пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо. «Уже маленькая победа над собой, - писал М. Горький, - делает человека намного сильней».

       Очень важный воспитатель воли ребёнка – чёткий режим его жизни, распорядок труда, отдыха, питания, игр и т.д. Режим ставит детей в определённые условия, заставляет управлять своими желаниями. Если ребёнок играет, гуляет, занимается, ложится спать не тогда, когда ему вздумается, а в установленное время, у него вырабатываются организованность и дисциплинированность – качества, необходимые для формирования сильной воли.

       Те начальные волевые качества, которые родители воспитают у детей в простых, будничных обстоятельствах, в юношестве укрепляются и развиваются на основе складывающихся убеждений, глубоких общественных чувств и новой, сложной деятельности.

       Каждому человеку на своём жизненном пути приходится встречаться с такими жизненными обстоятельствами, в которых необходимо быстро оценить обстановку, найти правильный выход из сложного и трудного положения, принять решение. Различные люди по – разному ведут себя в такие критические минуты. Одни колеблются, мечутся, выжидают, проявляют растерянность. Другие действуют без колебаний, смело принимают решения и настойчиво проводят их в жизнь.

       Решительность – это волевая черта характера, сочетание сообразительности, смелости, настойчивости на пути к цели. Вырабатывается решительность тогда, когда человеку необходимо на многие жизненные вопросы отвечать самостоятельно, не надеясь, что за него ответят другие. Поэтому в семье нужно создавать такие условия, в которых у детей вырабатывалась бы привычка проявлять волю, самостоятельность и смелость. Как правило, вредит воспитанию этих черт характера излишняя заботливость, неразумная опека, проявляемые родителями. Воля развивается в труде, в умении доводить начатое дело до конца. Воспитывая детей, необходимо проявлять к ним требовательность и в то же время вселять в них уверенность в своих силах. Если ребёнок проявил инициативу и самостоятельность, получив одобрение со стороны родителей, он начинает верить в себя, у него появляется мысль: «Я могу».

       Поверив в себя в одном деле и проявив решительность, ребёнок начинает проявлять её и в других делах. Конечно, решительность должна быть разумной. Она не имеет ничего общего с детским упрямством, с часто присущим детям стремлением непременно настоять на своём независимо от обстоятельств, действовать вопреки мнению других. Надо приучать своих детей взвешивать возможности и соразмерять свои силы, обдумывать свои поступки и предвидеть их последствия, тормозить импульсивные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей. Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю. Способствовать расширени...

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...

волевые качества и их развитие

Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю­бые трудности, встречающиеся на пути к достижению постав­ленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, ...

Статья «Волевая подготовка и роль тренера в воспитании волевых качеств спортсменов»

Без волевой подготовки нет успеха в спорте. А сейчас как никогда нам нужны целеустремлённые, решительные, настойчивые ребята.  На вопрос:"Как выработать у детей эти качества самим и под руководст...

"Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся"

Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска но...

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры

Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...

Формирование волевых качеств

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению....