Супервизия как метод профессионального роста педагога.
статья по психологии на тему

Как развиваться, не сгореть на работе и работать со своими "Невидимыми пятнами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokaeva_e.v_pedchteniya.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Супервизия как метод профессионального роста педагога.

Направление: Современный подход к воспитанию: стратегические ориентиры и перспективы их достижения.

Представьте себе: Улица. Поток людей. Вы идете по своим делам. И вдруг останавливаетесь, забыв о своих делах. Что Вас может остановить? Никакого землетрясения, ни грома среди ясного неба, все близкие и родные, слава Богу, здоровы. Ну что, что может Вас остановить?

Может, если вам предложили какой-то подарок? Остановитесь? Возможно, но не на долго. А возможно и нет. Может денег предложат? Остановитесь? Навряд ли. Может музыка заиграла хорошая? Можно конечно остановиться, послушать, но потом всё равно дальше побежите по своим делам, ведь так? Потому что дела-то делать надо.

Так есть ли что-то, что в принципе Вас может остановить посреди улицы?

Итак, представьте Вы идете по улице … и видите человека, ребенка, которому очень нужна именно Ваша помощь.

- Остановитесь?

- Думаю, что  да!

Потому что мы учителя, психологи, врачи, мы люди помогающих профессий и это у нас в крови, в ДНК. И ведь почему-то  Бог именно нас для этого выбрал.  Каждый день мы помогаем, отдаем себя, очень много отдаем. Но всегда ли мы получаем тот результат, о котором думаем?

Случалось ли Вам испытывать потерю мотивации на рабочем месте, жизненной энергии и силы? Оказывались ли Вы в состоянии ропота, недовольства и раздражения? Думаю да. Я именно из таких учителей.

Задавали ли Вы себе вопросы:

 - Почему я думаю и делаю максимум, а получаю минимум?

- Почему я стараюсь изо всех сил, а получается как всегда?

Я задавала эти и другие вопросы и начала искать ответы. Сегодня я хочу поделиться теми находками и закономерностями, которые я обнаружила, и которые мне сегодня помогают, надеюсь, что и Вам они помогут в воспитательном процессе.

В глазу у каждого человека есть зона, которая не чувствительна к свету, это слепое пятно.

Что такое слепая зона? Это ограниченность,  нечувствительность, отсутствие понимания.

Кто водит машину, тот хорошо знает, где у его машины слепые зоны. Если взять человека как личность, как целое, то у него тоже есть зоны нечувствительности, непонимания.

В 1955 году двумя английскими психологами Джозефом Луфтом и Харри Ингамом была разработана психологическая модель личностного роста. Она получила название «Окно Джохари», в названии соединены два имени психологов. Эта модель показывает, насколько хорошо человек  знает самого себя, помогает понять то, как к нему относятся окружающие, помогает наладить общение с окружающими  с взрослыми и детьми, помогает улучшить понимание в коллективе.

Схематично «Окно Джохари» выглядит так:

Открытая зона

Слепая зона

Скрытая зона

Неизвестная зона

Открытая зона – это та часть Вашей жизни, которой Вы с удовольствием делитесь с окружающими. Чем больше площадь этого квадрата, тем эффективнее и продуктивнее будут отношения между коллегами, детьми, в семье.

Скрытая зона – сюда относиться всё то, что Вы знаете о себе, но всеми силами скрываете от окружающих. Поймите меня правильно, я не говорю о «грязном белье», которое мы должны выставлять на обозрение. Я говорю, о внутренних негативных переживаниях, которые не перерабатываются, никуда не уходят, и с каждым разом становиться всё труднее и труднее их сдерживать. Эмоции, особенно негативные должны быть вскрыты и покрыты. Например: На вопрос: «Как у тебя дела? (если дела действительно плохи), не все люди отвечают как есть, то есть правду. А дежурной фразой: «Хорошо». В данном случае нет сочувствия, нет переживания, эмоции не  покрыты, а значит, они копятся и проявятся, когда вы будете усталыми.   Не путайте с ситуацией, когда у человека всегда плохо, это совсем другое.

Дети, взрослые с увеличенной скрытой зоной, как правило, недоверчивы, скрытны, склонны к преувеличению ситуации. В этой зоне сселяться подозрительность, сплетни «А что они подумают, скажут обо мне», это площадка для страхов, фобий.

Уменьшение этой зоны – это покрытие негативных эмоций через  увеличение доверия, веры в окружающих людей, детей.

Слепая зона – это то, что Вы не знаете о себе, а другие люди хорошо это видят и знают о Вас, это проявляется в манере поведения, во фразах. Если не работать с этой зоной, то я как личность не замечаю, как становлюсь заносчивой, высокомерной, холодной, гордой. Именно эти чувства и качества характера вырастают в этой зоне.

Я как специалист  очень часто сталкиваемся с такими родителями, мы видим, как они ошибаются при воспитании своих детей. Я вижу завышенную самооценку, и достучаться до таких родителей практически невозможно, ты же остаешься еще и виноватым.

А если задать себе вопрос:

- Я знаю свои слепые пятна? Всё ли я знаю о себе?

Слепая и скрытая зоны – это место эмоционального выгорания учителя. Особенно сегодня, когда происходит увеличение ответственности педагога за ребенка во всех его сферах и снижение ответственности семьи. «Выгоревший» человек  не только не ожидает поддержки со стороны, но и сам сознательно от неё отказывается, воспринимая даже конструктивную критику  как враждебную по отношению к его проблемам, появляется  чувство отчужденности, неудовлетворенности собой, снижение самооценки, чувство вины, беспомощности, агрессии на себя и окружающих. Я рассказываю сейчас о себе, я эти чувства пережила.

Как уменьшить слепую зону? Сам себе педагог не поможет. Один из приемов, которой помог мне,  помогает  и будет помогать  - это Супервизия.

Супервизия – это процесс (педагогического, психологического) сопровождения, направленный на установление рабочего альянса (союза), соблюдение баланса между критикой и поддержкой.

Супервизия – это контроль. Супервизия – это анализ.

Супервизия это Душепопечительство, так называю я.

Задачи супервизии:

  • Анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.
  • Повышение ценности педагога,  и как личности в целом.
  • Помочь преподавателям быть более чувствительными, научиться осторожно и бережно относиться с собственными силами и заботиться о собственном эмоциональном  здоровье.
  • Снижение эмоционального выгорания.

Есть такая формула:

Работа = Результат

Любая работа, даже если я ничего не буду делать, принесет свой результат.

Есть другая формула:

Работа над собой + Анализ (ведение дневника успеха; ответственность за свои эмоции) = Результат, который сопровождается успехом.

Слепые пятна приведут обязательно к результату:

Отрицательный:

Зона соматических, генетических изменений.

Зона аварий, потерь.  

Зона ограниченности и депрессий.

Зона лжи, непонимания.

Положительный:

Зона  роста.

Зона безопасности, ясности.

Зона возможностей и ресурсов.

Зона правды,  истины.

У каждого из нас есть выбор, решать каждому из нас.  Повторюсь, сам учитель не справиться. Необходим супервизор (наставник, тренер). Это человек (или специально сформированная, обученная организация),  который   достаточно компетентен, чтобы независимо правдиво дать оценку происходящему. Должен обладать качествами, как уметь говорить критику, так и воодушевлять, побуждать к активности.

Давайте прямо сейчас попробуем. Поделите лист на 4 зоны подпишите.

На первом этапе вы вписываете эпитеты в те зоны, которые относятся к вашим знаниям о себе,

Итак, вот набор эпитетов, который вы можете. Подбираем те эпитеты, которые можем отнести к своей личности, и вписываем их в зоны на листе. Энергичный, экстравагантный, эксцентричный, щедрый, чувствительный, храбрый, хитрый, упорный, упёртый, умный, уверенный, тихий, тщеславный, талантливый, счастливый, сообразительный, спокойный, слабый, своенравный, религиозный, рассудительный, разный, ранимый, преданный, педантичный, продуманный, понимающий, отверженный, отважный, обаятельный, нежный, нервный, напористый, независимый, надёжный, мудрый, мнительный, милый, ласковый, легковерный, ловкий, истеричный, избирательный, ищущий, знающий, заботливый, застенчивый, добрый, дерзкий, весёлый, внимательный, важный, верный, воображающий и т.п.

На втором этапе - найдите в своём окружении 3-4-х человек, которым вы  хорошо доверяете, на которых вы не держите обиды, чтобы не обидеться ещё сильнее. Пообещайте им, что никаких репрессий за этим не последует. Они заполнят оставшиеся две зоны. Простите их заранее и дайте задание:

- Написать три положительных качества, касающихся вашего поведения, черт характера.

- И три отрицательных качества, какие в действительности им не нравиться, но если бы вы не попросили, они никогда не решились их Вам  назвать.

Возможно, вы узнаете о себе, что-то новое. Если же вы не хотите, чтобы кто-то читал ваши мысли о себе, то можете поменять этапы местами. После того как все зоны будут заполнены, можно смело приступать к интерпретации результатов.

Как бы неприятно было нам выглядеть в своих глазах не красиво и быть задетым, гораздо важнее знать о своих недостатках, чтобы иметь возможность изменить их.

Проходя процесс осознанности своих слепых, скрытых  зон, учась смотреть на себя открытыми глазами, мы придем в зону Неизвестного.  Расширяется зона открытого и открывается  в себе те скрытые таланты и возможности, о которых никто, в том числе, и я сама не подозревали. Мы становимся самими собой, приближаемся к себе настоящему – а это духовное развитие. И поверьте, каждый здесь сидящий это личность с большим потенциалом внутри, с большими возможностями, каждый из вас прекрасен, умен. Вы ценны и Вы важны.  Ответьте на вопрос:

- Кто больше всего нуждается  в Успехе?

- Да, это я сама, это учитель.

Успех поднимает, прежде всего, меня самого. Кто ещё нуждается в моём успехе? Окружение, дети к которым я иду каждый раз. Мой личный успех их поднимает, он является ориентиром для них.

Я понимаю, что многие сейчас, возможно, не согласны со мной, о чем она вообще говорит,  когда такие сложные дети, нагрузка, усталость. Да, я знаю и понимаю. Но я на собственном опыте поняла, что успех начинается из нутрии, и он приходит только на кропотливый, терпеливый труд, а труд над собой это самый тяжелый труд. Я учусь нести ответственность за свои чувства, моё психологическое здоровье зависит только от меня. У меня стало получаться. Я верю, что и у Вас обязательно получиться.  Закончить хотелось бы цитатой из книги Кэролайн Лиф доктор нейробиологических наук, врач-нейропластик. «Включите свой мозг»: «Если каждый взрослый, подросток или ребенок возьмет на себя ответственность за своё умственное, духовное и физическое здоровье – жизнь  измениться»

Список использованной литературы и интернет ресурсы

  1. Колесникова И.Д. Технология применения супервизии и копинг-стратегии поведения в образовательном процессе. – Петропавловск-Камчатсткий, 2009.
  2. Житвай С.А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 6 (63). – Новосибирск : СибАК, 2016.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. СПб: «Питер», 2004.
  4. Кэролайн  Лиф. Разбуди свой мозг. Изд-во: Грайт Стар Паблишинг, 2016.
  5. Бизнес-школа «Специолист-онлайн»
  6. www.b17.ru – сайт психологов.
  7. umapalata.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога

Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...

Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы

Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.           ...

Электронное портфолио – основа самоанализа профессионального роста педагога.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Наход...

Карта профессионального роста педагога

Параметры оценки ддеятельности и роста мастерства учителя....

Карта профессионального роста педагога.

Данная карта позволит не только оценить профессиональный рост педагога, но и наметь оптимальные пути повышения педагогической компетентности учителя....

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»

Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...