Слагаемые выбора профессии
календарно-тематическое планирование по психологии (10 класс) на тему

Емельянова Ольга Николаевна

Элективный курс по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.kurs_slagaemye_vybora_professii_10_klass.docx589.43 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учитель\Desktop\проба сканирования\Scan_20160928_143722.jpg

Пояснительная записка

           Важнейшим требованием к современной школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для многих старшеклассников выбор профессии – очень важный шаг в жизни. Практически каждый школьник задает себе вопрос: «Кем стать?». Для того, чтобы помочь ребятам сделать правильный выбор, сориентироваться в многообразии предлагаемых современным обществом профессий, которые соответствовали бы их интересам и способностям разработан данный элективный курс.

Цель данного курса:

- открыть перед учащимися перспективу в дальнейшем личностном развитии;

- помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;

- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся;

- построения диаграммы направленности карьерного развития с помощью компьютерной программы «Эффектон».

- расширить у учащихся теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий;

Основные задачи курса:

- формирование эффективного поведения учащихся в условиях современного рынка труда;

- повышение психологической компетентности учащихся за счет определения своей позиции в жизни;

- развитие, у учащихся уверенности в своем будущем.

Основное содержание курса

Предлагаемый элективный курс является ориентационным. Построен так, чтобы в нем сочетались практические задания (профориентационные игры, прохождение собеседования) и информационная поддержка (пути получения образования, поиск работы и т. д). Ребята учатся анализировать материалы о предоставлении работы в СМИ, знакомятся с современным рынком труда, с востребованностью тех или иных профессий.

Используемая программа «Эффектон» помогает старшеклассникам определить профессиональные предпочтения, профессиональный личностный тип, работоспособность и т. д. После прохождения определенного пакета методик учащийся получает диаграмму направленности карьерного развития, которая помогает ребятам выбрать профессиональное направление.

Проектная работа «Мои жизненные планы» помогает ребятам сориентировать себя на позитивное будущее. Данная работа позволяет задуматься о будущей профессии, о возможных трудностях, которые могут встретиться при реализации своих планов, и путях решения этих трудностей. Защита проектной работы формирует у ребят навыки публичного выступления.

Элективный курс завершается индивидуальными консультациями с учащимися и родителями по результатам пройденной диагностики.

      Количество часов, отводимых на реализацию данного курса, в соответствии с программой – 35.

Описание планируемых результатов

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

знания и представления:

— о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

— о способах находить выход из проблемных ситуаций, связанных с выбором дальнейшего получения образования и поиска работы;

— объективно оценивать и учитывать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельность, учитывая направленность профессионального развития;


Календарно-тематическое планирование

Элективного курса «Слагаемые выбора профессии».

Тема

Цель

Содержание

Ожидаемый результат

Дата планир.

Дата факт

1

Выбор профессии (вводное занятие)

Познакомить учащихся с целями, задачами, направлениями курса

Упражнение «Муравейник».

Выработка общегрупповых правил.

Упражнение «Что для вас главное в жизни».

Знакомство с целями курса

2

Психотип личности

Диагностика психотипа личности

Определение типологических черт по Г.Юнгу

Определение своего психотипа

3

Психотип личности

Диагностика психотипа личности

Определение типологических черт по Г.Юнгу

Определение своего психотипа

4

Интеллектуальный компонент

Определение склонностей и способностей

Тест «Семь типов интеллекта»

Определение типа интеллекта

5

Выявление профессиональных типов личности. Дифференциально – диагностический опросник.

Диагностика профессиональных интересов.

Д.Голанд. Методика выявления профессиональных типов личности.

ДДО Климова Е.А.

Определение своих профессиональные интересы и профессиональный тип личности.

6

Опросник структуры темперамента. Методика ПИОН.

Диагностика профессиональных интересов.

Русалов В.М. ОСТ; ПИОН (Профессиональные Интересы Опыт Навыки

Знакомство с предпочитаемой областью деятельности.

7

Уровни образования. Государственные и негосударственные учебные заведения.

Познакомить обучающихся с возможными путями получения образования.

1. Образование. Уровни.

2. Государственные учебные заведения.

3. Негосударственные учебные заведения.

Умение ориентироваться в учебных заведениях.

8

Как можно получить бесплатное образование. Всегда ли платное образование лучше. Можно ли получить образование самостоятельно.

Познакомить обучающихся с возможными путями получения образования.

1. Пути получения бесплатного образования.

2. Дискуссия «Какое образование лучше».

3.Можно ли получить образование самостоятельно – обмен мнениями.

Умение ориентироваться в возможных путях получения образования.

9

Что такое профессия. Типы и классы профессий. Как выбрать профессию.

Расширять и систематизировать знания о профессиях.

1. Определение «профессия».

2. Типы профессий.

3. Классы профессий.

4.Варианты выбора профессий.

5. На какие аспекты необходимо обратить при выборе профессии.

Умение ориентироваться в рынке труда.

10

Где и как искать информацию о возможных местах работы.

Расширять и систематизировать знания о механизмах поиска работы.

1. Средства массовой коммуникации.

2.Друзья.

3.Интернет.

4.Служба труда и занятости.

Умение искать информацию

11

Структура портфолио. Основные разделы.

Познакомить со структурой и основными разделами портфолио.

1. Понятие «Портфолио».

2. Структура.

3. Основные разделы портфолио.

4. Цель создания портфолио.

5. Образцы портфолио.

Умение составлять портфолио.

12

Составление резюме.

Научить писать резюме

1. Цель написания резюме.

2. Ошибки при написании резюме.

3. Структура резюме.

4. Образцы резюме.

5. Написание резюме.

Умение написания резюме.

13

Составление резюме

Научить писать резюме

Написание резюме

Умение написания резюме.

14

Написание автобиографии.

Повторить правила написание автобиографии. Обратить внимание на основные моменты в написании автобиографии.

1. Цель написания автобиографии.

2.Основные ошибки.

3. Примеры автобиографий.

4. Написание автобиографии.

Умение написания автобиографии.

15

Написание автобиографии.

Обратить внимание на основные моменты в написании автобиографии.

Написание автобиографии.

Умение написания автобиографии.

16

Угадай профессию.

Уточнить знания детей о профессиях. Выявить отношение к разным профессиям.

1. Сообщение целей занятий.

2. Игра «Я – животное»

3. Игра «Угадай профессию»

4. Рефлексия.

Позитивное отношение к разным профессиям.

17

Формула профессии

Расширять и систематизировать знания о профессиях.

1. Игра «Угадай слово».

2.Игра «Названия профессий»

3. Игра «Формула профессий».

4. Игра «Способности и профессии».

5. Рефлексия.

Умение выбрать профессию, учитывая свои способности.

18

Консультант по профессиям.

Научить решать свои проблемы с выбором профессии, показать связь между выбираемой профессией и своими ЗУНами и способностями.

1. Упражнение «Выбор личностных качеств, которые способствуют профессионализму.

2.Игра «Профконсультант».

3. Игра «Угадай слово».

4. Рефлексия.

Умение выбрать профессию, учитывая личные качества.

19

Устройство на работу.

Познакомить с правилами поведения и общения при устройстве на работу; обратить внимание на то, что хорошая подготовка к беседе с работодателем имеет особое значение для достижения успехов в поиске работы.

1. Игра «Назови профессию»

2.Разрешение проблемных ситуаций.

3. Рассказы ребят из личного опыта.

4. Игра «Выбор профессии для друга»

5. Рефлексия.

Умение правильно вести себя на собеседовании при устройстве на работу.

20

Как пройти собеседование у работодателя.

Отработать на практике момент прохождения собеседования.

1. Внешний вид.

2. Мимика, поза, жесты.

3.Основные вопросы при прохождении собеседования.

4. Типичные ошибки.

Умение правильно вести себя на собеседовании при устройстве на работу.

21

Прохождение психологического тестирования.

Подготовить ребят к прохождению психологического тестирования.

1. Открытые и закрытые вопросы.

2. Валидность тестов.

3. Шкала лжи.

Умение пройти тестирование и демонстрация готовности сделать это ради интересов дела.

22

Обучение технике проектирования жизненной карьеры.

Проектирование карьеры. Подстройка к позитивному будущему.

1.Мой типичный рабочий день.

2.Мои жизненные планы на 5 лет.

3.Финансовые затраты.

4. Возможные риски.

5. Пути преодоления рисков.

6. Оценка проекта.

Умение подстройки к позитивному будущему.

23

Защита проектов

Отработка навыков публичного выступления.

Упражнение «Устройство на работу»

Умение выступать публично.

24

Защита проектов

Отработка навыков публичного выступления.

Упражнение «Устройство на работу»

Умение выступать публично.

25

Защита проектов

Отработка навыков публичного выступления.

Упражнение «Устройство на работу»

Умение выступать публично.

26

Защита проектов

Отработка навыков публичного выступления.

Упражнение «Устройство на работу»

Умение выступать публично.

27

Защита проектов

Отработка навыков публичного выступления.

Упражнение «Устройство на работу»

Умение выступать публично.

28

Ошибки, выявленные при устройстве на работу

Умение анализировать свои действия, прислушиваться к замечаниям других

Анализ ошибок

29

Формирование позитивного Я-образа

способствовать самоанализу, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

«Кто Я?»

«Рисунок Я?»

«Переманивания»

«Притча о талантах»

Формирование адекватной Я-концепции

30

Формирование позитивного Я-образа

способствовать самоанализу, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

 «Я никогда не…»

«10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне»

«Фруктовый салат»

«Автопортрет»

«Формула любви к себе»

Формирование адекватной Я-концепции

31

Формирование позитивного Я-образа

способствовать самоанализу, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

«Стоп-кадр»

«Волшебное зеркало»

«Фруктовый салат»

«Что я люблю в себе»

«Свеча доверия»

Формирование адекватной Я-концепции

32

Формирование позитивного Я-образа

способствовать самоанализу, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

«Эхо»

«Я в будущем»

«Бумажные мячики»

«Чемодан»

«Рефлексия»

Формирование адекватной Я-концепции

33

Учебные заведения

Познакомить с учебными заведениями ХМАО

Учебные заведения ХМАО

Выбор учебного заведения

34

Учебные заведения

Познакомить с учебными заведениями Тюмени, Екатеринбурга

Учебные заведения Тюмени, Екатеринбурга

Выбор учебного заведения

35

Учебные заведения

Познакомить с учебными заведениями Москвы, С-Петербурга

Учебные заведения Москвы, С-Петербурга

Выбор учебного заведения

Список литературы:

  1. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций от смены вида деятельности. – М.: МГПИ, 1981.
  2. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. – М., 1998.
  3. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. – М., 1991.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
  8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Основы общей психологии. – М., 2001.
  9. Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования. – М., 2001.
  10. Психология. Словарь / под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.,1990.
  11. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. – М., 1954.
  12. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – С-Петербург, 2005.
  13. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., 2005.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Изд. дом «Бахрам - М», 2000.
  15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – С-Петербург, 1999.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,1998.
  17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М., 2005.
  18. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – С-Петербург, 2004.
  19. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1988.
  20. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – С-Петербург, 2006.
  21. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / уч. пособие – М., 2004.
  22. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / книга для чтения – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...

Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Открытое занятие «Слагаемые выбора профессии»

Цель занятия: ориентировать обучающихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.Через рассказ притчу подвести детей к пониманию важности прав...