Профориентационная программа для 5-9 классов "Территория самоопределения"
рабочая программа по психологии на тему

Документ содержит  профориентационную программу для учащихся 5-9 классов на тему "Территория самоопределения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_territoriya_samoopredeleniya_5-9-e_klassy.docx225.71 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная программа «Территория самоопределения» МБОУ «СОШ № 5»

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………….…….................2

2. Информационная карта программы………………………….………………………..4

2.1. Информация о школе ………………………………………...….....................4

2.2. Цель, задачи и основная идея программы……………………………………4

2.3. Основные направления работы……………………………………………….6

2.4. Основные этапы работы……………………………………………………….7

2.5. Исходные теоретические направления……………………………………….8

2.6. Ожидаемые результаты………………………………………………………..8

2.7. Оценка эффективности программы…………………………………………..9

3. Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся …………………………………………………………….10

4. Список литературы……………………………………………………………………20

5. Приложения

3.1. Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям……….21

3.2. Приложение 2. Используемые методики……………………………………….25

3.3.Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики…………………………………...26

3.4.Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования…………………………………………………….......................................27

3.5.Приложение 5. Программа курса «Профориентационный модуль» (сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов)………………………………………………………………………………………28


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Современные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.

Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

Трудности профессионального самоопределения в школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.

Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта подростков в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в средней общеобразовательной школе предоставить учащимся возможность с основной ступени обучения проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы для осознанного, ответственного выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого обучающегося в процессе становления его способностей к самопознанию, самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и жизненных и профессиональных перспектив.

Эти условия включают:

1. Психологическое просвещение учащихся, направленное на актуализацию знаний о мире профессий, разнообразии профессиональной деятельности человека, современных требованиях к новым профессиям.

2. Психологическую диагностику учащихся с целью раннего определения индивидуальных способностей, профессиональных наклонностей, возможностей обучающихся, соотнесение их с требованиями и характеристиками предпочитаемых профессий.

3. Расширение пространства социальной деятельности школьников, которая обеспечивается включением их в различные активные формы деятельности по изучению профессий, публичных выступлений, презентаций о сферах профессиональной деятельности, организацией экскурсий, профессиональных проб и практик.

4. Организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с учащимися их образовательных целей, жизненных и профессиональных перспектив.

        Таким образом, перед школой встала цель разработки программы сопровождения профессионального самоопределения учащихся основного звена как средства достижения желаемого результата.


2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

2.1.

Название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Адрес организации

 2 мкрн., здание 29, первая часть,  г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628309

Телефон: 22-50-02, факс: 22-63-20

E-mail: sosh5_ugansk@mail.ru

http://www.sosh5-ugansk.ru

2.2.

Цель программы

Формирование готовности учащихся к обоснованному, ответственному выбору будущей профессии, проектированию профессиональной карьеры, жизненного пути с учётом своих индивидуальных особенностей, возможностей, личностных качеств и потребности рынка труда.

Задачи

программы

  1. Сформировать у учащихся знания об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  2. Сформировать знания и умения осуществлять самоанализ развития своих профессиональных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности человека. 
  3. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений города, школы по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
  4. Обеспечить прохождение профессиональных проб учащимися на предприятиях города соответственно выбранному профилю обучения.
  5. Организовать сотрудничество с учреждениями среднего профессионального образования.
  6. Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий.
  7. Повысить уровень знаний и умений учащихся в сфере межличностного взаимодействия, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, планировать деятельность, проектировать своё будущее.

Основная идея

программы

Организация профессионального и личностного самоопределения учащихся как возможность поддержания и развития у каждого школьника инициативного и авторского отношения к проектированию образа своего будущего, к выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности);

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные,

профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества;

- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.


2.3.

Основные направления  работы

Профессиональное просвещение

  1. Проведение информационных мероприятий по профориентации.
  2. Проведение круглых столов, встреч с профессионалами, специалистами центра занятости населения.

Приложение  1.  Календарный план мероприятий по направлениям.

Профессиональная диагностика

  1. Диагностика профессиональных интересов, склонностей, возможностей учащихся.
  2. Диагностика личностных качеств, индивидуальных способностей школьников.
  3. Диагностика соответствия личностных качеств учащихся требованиям к профессии.

Приложение 2. Используемые методики.

Профессиональное консультирование

  1. Индивидуальные консультации учащихся, родителей по профессиональному определению.
  2. Групповые консультации по профессиональному определению.

Профотбор

  1. Определение познавательного интереса.
  2. Определение профиля дальнейшего обучения.

Профессиональные пробы

1.Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города и социальных партнеров.

2. Сотрудничество с профессиональными учреждениями.

3. Участие в различных играх, погружениях, мастерских.

Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики.

Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования.

2.4.

Основные этапы работы

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников, содержание работы в школе по профессиональному самоопределению учащихся разделяется на два этапа:

I этап. Поисковый (5-7 классы): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Этому способствует участие в различного рода акциях профессий, выполнение профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы): уточнение образовательного запроса в ходе занятий по профориентации и курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Приложение 5. Программа курса «Профориентационный модуль» (учащиеся 8-9 классов).

2.5.

Исходные теоретические положения

Методологическую основу программы составляют:

  • - деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов);

- теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков);

  • - гуманистическая концепция обучения и воспитания, педагогика сотрудничества (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.А.Амонашвили);
  • - личностно-ориентированное образование (И. С. Якиманская, В.В.Сериков, Н.И.Алексеева).

2.6.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит:

- повысить мотивацию учащихся к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;

- оказать психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе профиля обучения и будущей профессии;

- определиться с образом своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- обучить школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях.

2.7.

Оценка эффективности реализации программы

Основные критерии эффективности профессионального самоопределения школьников:

  1. Количество учащихся, поступивших в профильные 10 классы.
  2. Количество учащихся, выбравших профессии и поступивших в ССУЗы по профессиональным интересам.
  3. Мера соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога, психолога.
  4. Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей.


3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Профориентационная работа в школе проводилась с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строящаяся на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых), путем расширения представления о мире профессий.

Психолого-педагогическое сопровождение в течение года осуществляется по следующим направлениям:

- информирование о группах профессий через «час профориентации» (5-7-е классы); расширение знаний на курсе «Профориентационный модуль» (8-9 классы);

- вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами через участие в акциях, конкурсах, мастер-классах (5-9-е классы);

- организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности (8-9-е классы);

- проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, педагогов и родителей по вопросам выбора будущей профессии, выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования (8-9-е классы);

- организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центр занятости населения г. Нефтеюганска», представителями различных профессий (5-9-е классы);

- осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования, предприятиями города и учреждениями дополнительного образования (8-9-е классы);

- анализ трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников (9-е классы).

Хотелось бы отметить, что области профессиональных интересов учащихся 8-х классов могут изменяться, за счёт влияния изменяющегося на период взросления личного мнения, развитии личности, влиянии на интересы учащегося знакомых, друзей, родителей, а также телевидения и что особо актуально для современной молодёжи различных интернет ресурсов. Поэтому, результаты не приведены, но взяты во внимание, диагностика будет проведена повторно и изучаться в динамике тогда, когда учащиеся будут учиться в 9-м классе.  

Для получения информации об интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выборе профессии учащимися 9-х классов, был использован дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. В основу, которого положена идея о делении всех существующих профессии на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Согласно результатам диагностики, учащихся 9-х классов, первую группу профессий «Человек-природа» выбрали 26% учащихся 9 «А» класса, 13% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Вторую группу профессий «Человек-техника» выбрали 22% учащихся

 9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Третью группу профессий «Человек-человек» выбрали 33% учащихся 9 «А» класса, 60% - 9 «Б», 36% - 9 «В». Четвёртую группу профессий «Человек – Знаковая система» выбрали 26% учащихся 9 «А» класса, 17% - 9 «Б», 9% - 9 «В». Пятая группа профессий «Человек – Художественный образ выбрали 18% учащихся 9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 «В».

Для определения сферы интересов учащихся 9-х классов использовался опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, в модификации Г.В. Резапкиной, результаты которого говорят о следующем, что у учащихся 9 «А» класса наибольший процентный показатель имеют следующие области: физическая культура и спорт (17%), биология, техника, электро и радиотехника (10%), авиация, морское дело, военные специальности, математика, иностранные языки, сценическое искусство (7%). Наименьший показатель: география, история, журналистика, сфера обслуживания, торговля и изобразительное искусство (3%).

У учащихся 9 «Б» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт (44%), медицина (15%), сфера обслуживания и торговля (11%), история (11%), изобразительное искусство и музыка (7%).         Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: физика, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, общественная деятельность, математика, иностранные языки (4%).

У учащихся 9 «В» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт, медицина, электро- и радиотехника, транспорт, военные специальности, право, юриспруденция, иностранные языки (18%).

Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: биология, лёгкая и пищевая промышленность, техника, деревообработка, общественная деятельность (9%)

Для оценки профессионального личностного типа у учащихся 9-х классов использовали тест «Определение типа социальной направленности личности» Джона Голланда.

Согласно результатам диагностики, «реалистический тип» выбрали 4% учащихся 9 «А», 7% - 9 «Б» и  9% - 9 «В» класса; «интеллектуальный тип» − 15% учащихся  9 «А» класса, 9 «Б» и 9 «В» данный тип выбран не был;  «социальный тип» выбрали 18% учащихся 9 «А», 43% - 9 «Б» класса, 45% - 9 «В»; «конвенциальный тип»  – 30%  учащихся 9 «А» класса, 10% - 9 «Б»,  9% - 9 «В»; «предприимчивый тип» – 22% 9 «А» класса,  30% - 9 «Б», 18% - 9 «В»; «артистический тип» − 30% выбрали учащихся 9 «А» класса, 27% - 9 «Б», 9 «В» - 18%.

Согласно суммарным результатам трёх диагностических методик при подсчёте компьютерной программой выделились следующие предполагаемые профиль обучения: у учащихся 9 «А» класса – пожарно-спасательный (33%), психологический (18%), математический (15%), юридический и физико-математический (11%), художественно-эстетический (7%), социально-экономический и социально-гуманитарный (4%).  

У учащихся 9 «Б» класса – пожарно-спасательный (44%), психологический (27%), юридический (13%), математический и художественно-эстетический (7%), социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и технологический (3%).

У учащихся 9 «В» класса – социально-гуманитарный, социально-экономический и психологический (18%), пожарно-спасательный, физико-математический и химико-биологический (9%).

Реализация тренинговых занятий позволила сформировать у молодежи 8-9-х классов готовность к осознанному выбору профессии, отвечающего требованиям рынка труда и своим возможностям, определить мотивы и ценностные установки при выборе профессии, развить положительное отношения к себе, уверенность в своих способностях, применительно к реализации себя в будущей профессии.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, и родителей позволили решить многие проблемные вопросы по выбору будущей профессии, той, которая подходит учащимся по их интересам и способностям. А, в особенности для учащихся 9-х классов выбор профиля обучения, если они планируют учиться далее в 10-11-м классе, и выбор направления обучения в организациях начального и среднего профессионального образования.

В рамках просветительской работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся 5-9 классов проводились такие мероприятия, как:

1.Организация школьных выставок: «Учебные заведения г. Нефтеюганска» и ХМАО-Югры, «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться» (8-9-е классы).

2. Проведение часов профориентации и акций, согласно календарно-тематическому планированию с учащимися 5-9-х классов.

3. Проведение круглых столов, встреч с профессионалами, со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий (5-9-е классы).

4. Организация проведения экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Нефтеюганска (8-9-е классы).

5. Проведение родительских собраний: «Организации профориентационной работы с учащимися 9-х классов»; «Анализ рынка труда и востребованность профессий в г. Нефтеюганске»; «Выбор жизненного пути учащихся и дальнейшая перспектива».

На официальном сайте www.sosh5-ugansk.narod.ru была выложена следующая информация: «Профессии в сфере торговли и коммерции», «Управленец», «Web-дизайнер», «Профессии для тонкой работы», «Профессии, если любишь контролировать», «Профессии чтобы прославиться», «Педагог (физико-математические науки)», «Профессии по работе с животными», «Профессии СМИ», «Специальности в медицине», «Профессии в экологии», «Профессия «Связи с общественностью», «Сотрудник МЧС», «Профессия «Менеджер по персоналу», «Управленец», «Профессии для хрупких и романтичных», «Биотехнолог», «Гид-переводчик»,  «Инженер в сфере телекоммуникаций», «Менеджер-международник», «Профессии для мужчин», «Экономист-международник», «Юрист-международник», «Профессия «Визажист-стилист», «Финансовый аналитик», «Психолог», «Психотерапевт», «Системный аналитик», «Финансовый менеджер», «Эксперт по недвижимости»,  «Биохимик, микробиолог», «Вузы г. Москвы», «Следователь», «Биофизик», «Врач скорой помощи», «Дошкольный педагог», «Врач-провизор», «Дизайн-макетчик», «Звукорежиссёр», «Инспектор ГИБДД, «Кинопродюсер», «Маркетолог», «Архивариус», «Дипломат», «Инженер-технолог»,  «Предприниматель», «Программист», «Инженер-строитель», «Технолог лёгкой промышленности», «Юрист».

Посредством письменного опроса учащихся и их родителей были выявлены положительные результаты:

- удовлетворенности учащимися условиями предпрофильной подготовки:

- удовлетворённость родителей качеством предпрофильной подготовки:

Отмечены результаты итогового личного решения учащихся для последующего образовательного маршрута после окончания 9-го класса.

Таким, образом, в ходе работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся:

- повысили мотивацию к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;

- оказали психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии;

- помогли спроектировать учащимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- сориентировали учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;

- обучили школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство: НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с. 

2. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. -  М: Вако, 2005. - 288 с.

3. Е. С. Романова «99 профессий». - СП.: Питер, 2008. - 464 с.

4. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

5. Бендюков М.А. Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. Санкт-Петербург 2000.

6. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

7. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - М.: Академия, 2004. – 304 с.

8. Учебно-методический комплекс «Азбука профориентации XXI века» Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А., Ханты-Мансийск, 2011.

9. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

I этап. Поисковый (5-7 классы)

Возрастные особенности: Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных компетенций.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Информирование о группах профессий, в которых используются компетентности, приобретаемые в образовательном процессе

Час профориентации:

1)«Популярные специальности: гуманитарные и социальные» (5-е кл.). 2)«Профессии для любителей тонкой работы»

(6-е кл.).

3)«Профессии лёгкой промышленности»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в архитектуре и строительстве» (5-е кл.).

2)«Профессии для хрупких и романтичных» (6-е кл.).

3)«Самые востребованные профессии в автобизнесе»

(7-е кл.

Час профориентации:

1)«Профессии в общепите и пищевом производстве» (5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто любит животных» (6-е кл.).

3)«Горячая пятёрка рабочих профессий»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные творческие специальности» (5-е кл.).

2)«Профессии средств массовой информации» (6-е кл.).

3)«Дефицитные рабочие профессии»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Профессии в сфере услуг и туризме

(5-е кл.).

2) «Профессии в сфере экологии»

(6-е кл.).

3)«Уникальные специальности» (7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в педагогике»

(5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто любит контролировать» (6-е кл.).

3)«Новые профессии»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности: финансы»

(5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто хочет прославиться» (6-е кл.).

3)«Профессии по обеспечению безопасности» (7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в медицине и психологии» (5-е кл.).

2)«Теологические профессии» (6-е кл.).

3)«Мир новых профессий»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные профессии в торговле и коммерции» (5-е кл.).

2)«Транспортные профессии» (6-е кл.).

3)Экскурсия в автогородок (5-7 кл.).

Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День работников нефтянной и газовой промышленности»

(5-е кл.).

2) «Международный день журналистов»

(6-е кл.).

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День учителя»

(5-е кл.

2) «День работников уголовного розыска»

(6-е кл.

3)«Всемирный день почты»

(7-е кл.).

Проведение акции «Письмо водителю»

(5-е классы).

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День милиции»

(5-е кл.).

2) «День бухгалтера»

(6-е классы).

Игра «PROF ДАЙВИНГ»

(7-е классы)

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День энергетика»

(7-е кл.).

2) «День спасателя»

(6-е кл.).

Конкурс сочинений «Моя будущая

Профессия»

(5–7-е кл.).

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День работника прокуратуры»

(7-е кл.).

2)Проведение акции «День Российской печати»

(5-е кл.).

3) «Международный день таможенника»

(6-е кл.).

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День Российской науки»

 (6-е кл.).

2) «День аэрофлота»

(7-е кл.

Конкурс рисунков «Замечательная профессия», Моя будущая профессия» (5–7-е кл.).

Экскурсия в музей «Роснефть»

(5-7-е кл.).

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1) «День геодезии и картографии» (7-е кл.).

2) «Всемирный день поэзии»

(5-е кл.).

3) «День внутренних войск МВД

России»

(6-е кл.).

Оформление стендов, визиты профессионалов:  

1) «День геолога»

(6-е кл.).

2) «День космонавтики» (7-е кл.).

3) «День пожарной охраны»

(5-е кл.).

Участие в  конкурсе проектов в рамках городской декады по

«Технологии»

Оформление стендов, визиты профессионалов:

1)«Международный день музеев»

(5–7-е кл.).

2) «День пограничника» (6-е кл.).

Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 5» (7-е кл.)


II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы)

Возрастные особенности: Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей)

1)Диагностика «Карта интересов»

 (8-е кл.).

2)Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (9-е кл.)

Диагностика «Шкала оценки потребности в достижении успеха»

 (8-9-е кл.).

Диагностика

«Дифференциально-диагностический опросник»

(8-9-е кл.).

Диагностика «Определению типа социальной направленности личности» (9-е кл.).

1)Диагностика «Ориентир»

(8-9-е кл.).

2)Диагностика

«Оценка уровня общительности» (8-9-е кл.).

1)Диагностика «Определение типа темперамента»  (9-е кл.).

2)Диагностика

 «Стили поведения в конфликтной ситуации»

(8-9-е кл.).

Диагностика «Самооценка  психических состояний» (Опросник Айзенка)

(8-9-е кл.).

Диагностика «Ориентир», «Карта интересов»,  «Дифференциально-диагностический опросник»,

«Определению типа социальной направленности личности»

(9-е кл. по запросу).

Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (8-е кл.)

Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года)

Профессиональные пробы

Экскурсия ОАО «СКБ Банк», ОАО «Ханты-Мансийский Банк».

(9-е кл.)

1) Экскурсия

МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3» (9-е кл.)

2) Экскурсия Теле-радио компания «Юганск- Интелком»

(8-9-е кл.).

1) Экскурсия  МБУК «Центральная городская библиотека».

(8-9-е кл.)

2) Экскурсия МУЗ «Нефтеюганская городская больница».

(9-е кл.)

1) Экскурсия  МУЗ «Нефтеюганская станция переливания крови».

(9-е кл.)

2) Экскурсия  ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат».

(8-9-е кл.)

1) Экскурсия Центр повышения квалификации «Нефтеюганский корпоративный институт»

(9-е кл.).

2) Экскурсия туристическое агентство «Югра-Интур». (9-е кл.)

1) Экскурсия ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд».

(9-е кл.)

2) Экскурсия  МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

 (9-е кл.)

1) Экскурсия ГУ МЧС «Отряд Государствен-ной противопожарной службы».

(8-9-е кл.)

2) Экскурсия  УВД «ОМВД России по г.Нефтеюганску» (9-е кл.).

3) Экскурсия ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж»

(9-е кл.)

1) Экскурсия  БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»

(9-е кл.)

2) Экскурсия  ООО «РН-Юганскнефтегаз».

(9-е кл.)

Экскурсия  ОАО «ЮТЭК -Нефтеюганск».

(9-е кл.)

Курс «Профориентационный модуль» (8-9 кл.)- в течение года

Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 5» (8-е кл.)

Знакомство с содержанием профессии

Час профориентации:

 «Выбор профессии»

(8-9-е кл.).

Час профориентации:

 «Секреты выбора профессии» (8-9-е кл.).

1)Час профориентации:

 «Мир профессий». (8-9-е кл.).

2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(9-е кл.).

1)Час профориентации:

«Дефицитные профессии».

(8-9-е кл.).

2)Игра «PR ПРОФЕССИЙ»

(8-9-е классы)

1)Час профориентации:

 «Список особо опасных профессий»

 (8-9-е кл.).

2) Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (8-9-е кл).

Час профориентации:

«Популярные профессии начального и среднего профессионального образования»

(8-9-е кл.)

1)Проведение выставки: «Учебные заведения г. Нефтеюганска и ХМАО-Югры», «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

(8-9-е кл.)

2) Участие в городской выставке: «Учебные заведения г. Нефтеюганска, ХМАО-Югры» и «Тюменской области».

1)Час профориентации:

 «Мир новых профессиий».

(8-9-е кл.)

2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(8-е кл.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  МЕТОДИК

8-9 классы

1. Опросник «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского.

2. Опросник «Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.

3. Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, модификация Г.В. Резапкиной.

4. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова.

5. Тест «Определение типа социальной направленности личности» Дж. Голланда.

6. Методика оценки профессиональных интересов и способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.

7. Опросник «Определение типа темперамента» Г. Айзенка.

8. Тест «Оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского.

9. Опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.

10. Опросник «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)

Взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсия, присутствие и наблюдение на рабочем месте, трудоустройство учащихся в каникулярное время.

Направление

Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры)

Химико-биологическое

1. МУЗ «Нефтеюганская городская больница имени В.И. Яцкив».

2. МУЗ «Станция переливания крови».

3. МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи».

4. МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3».

5. ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат».

Филологическое

1. МБУК «Центральная городская библиотека».

2. ТРК «Юганск-Интелком».

Физико-математическое Информационно-технологическое

Техническое

1. ОАО «РН-Юганскнефтегаз».

2. ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск».

3. ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд».

4. ТРК «Юганск-Интелком».

5. ЦПК «Нефтеюганский корпоративный институт».

6. ГУ МЧС России по ХМАО-Югре «Отряд Государственной Противопожарной Службы, пожарная часть 114-6 ОФПС»  г. Нефтеюганск.

Социально-экономическое

1. ОАО «Ханты-Мансийский банк», г. Нефтеюганск.

2. Туристическое агенство «Югра-Интур».

Социально-гуманитарное

1. УВД ОМВД России по г. Нефтеюганску

2. Департамент по делам администрации «Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» 

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО – Югры «Нефтеюганский политехнический колледж» 

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Нефтеюганский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональная образовательная организация «Златоустовский техникум технологии и экономики»

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА

КУРСА «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ»

(СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ)

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

                Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.

Результаты освоения учебного курса

Личностные:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                Метапредметные:

- работать с различными источниками информации;

- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;

- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;

- применять коммуникативные и презентационные навыки.

                Предметные:

- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 

- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

  •  знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  •  расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.  

                Планируемые результаты изучения учебного курса

  • сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
  • сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
  • помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
  • повысить мотивацию молодежи к труду.

Тематическое планирование курса (8 класс)

п/п

Тема

Основные виды деятельности

1.

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

- расширение знаний о трудовой деятельности человека и профессии;

- знакомство с технологическими, экономическими, педагогическими, медицинскими и психологическими характеристиками профессии.

2.

Многообразие мира профессий

- анализ значения важности труда в жизни человека и общества;

- расширение знаний о многообразии мира профессий;

-  осознание учащимися профессионально важных качеств.

3.

Рынок труда

- встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения»;

- расширение знаний о том, как устроен и как работает рынок труда;

- знакомство с миром рынка востребованных профессий.  

4.

Профессиональные пробы

- знакомство с организацией МБУК «Центральная городская библиотека», рабочими залами и специалистами;

- участие в деловой игре «Мир профессий».

5.

Представление о себе и проблемах выбора профессии

- расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе и моде на профессии, образе «Я» как система представлений о себе;

- изучение уровня самооценки и уровня притязаний;

- участие в игре «Чемодан хороших качеств».

6.

Социальные проблемы труда

- расширение знаний об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации.

7.

Профессиональные склонности и интересы

- знакомство с понятиями индивидуальные интересы и профессиональные намерения;

- изучение склонностей и профессиональных интересов учащихся.

8.

Профессиональные пробы

- знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ № 5»;

- расширение знаний о профессии «воспитатель дошкольной организации», методах и техниках работы;

- участие в мастер-классах.

9.

Анализ профессий

- знакомство с понятием формула профессии, профессиограмма;

- участие в деловой игре «Угадай профессию».

10.

Здоровье и выбор профессии

- встреча с представителями здравоохранения

г. Нефтеюганска;

- расширения знаний об учёте состояния здоровья при выборе профессии, «неблагоприятные производственные факторы», рекомендованные типы профессий по медицинским противопоказаниям.

11.

Характеристика списка особо опасных профессий.

- знакомство с понятием и видами особо опасных профессий;

- анализ необходимости и готовности людей к работе связанной с риском.

12.

Профессиональные пробы

- знакомство с учреждением ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж;

- встреча с представителями образовательного учреждения.

-  знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми специальностям.

13.

Характеристика списка дефицитных профессий.

- знакомство с понятием и видами дефицитных профессий;

- анализ важности и причин отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

14.

Характеристика списка новых профессий.

- знакомство с понятием и видами новых профессий;

- анализ востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека.

15.

Профессиональные пробы

- знакомство с учреждением БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»;

- встреча с представителями образовательного учреждения;

- знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми специальностям.

16.

Профессиональные учебные заведения ХМАО

- знакомство с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности;

- расширение знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления;

- участие в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?».

17.

Мои жизненные ориентиры и планы  будущего.

- познание собственных жизненных ориентиров, влияющих на выбор профессии;

- развитие навыков по планированию своего профессионального пути.

Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы)

Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч. 

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

Тема 2. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Тема 3. Рынок труда - 1ч. 

                Встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения». Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

Тема 4. Профессиональные пробы - 1ч.

Экскурсия в МБУК «Центральная городская библиотека». Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая игра по профориентации «Мир профессий».

Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.

Тема 6. Социальные проблемы труда - 1ч.

                Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

                Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч.

Тема 8. Профессиональные пробы - 1ч.

                Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ №5». Знакомство с учреждением, профессией «воспитатель дошкольной организации», методами и техниками работы.

Тема 9. Анализ профессий – 2ч.

                Условия труда. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника»,  «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай профессию.

Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч.

                Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

                Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

Тема 12. Профессиональные пробы - 1ч.

                Знакомство с учреждением, встреча с представителями ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж. Презентация учебных кабинетов и специальностей.

Тема 13. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

                Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

Тема 14. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

                Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

Тема 15. Профессиональные пробы - 1ч.

                Знакомство с учреждением, встреча с представителями БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж». Презентация учебных кабинетов и специальностей.

Тема 16. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Тема 17. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.

        Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.

Тематическое планирование курса (9 класс)

п/п

Тема

Основные виды деятельности

1.

Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии.

- знакомство с понятием профориентация;

- изучение позиций, отражающих мнение на различные ситуации.

2.

Понятие личности. Эмоции.

- знакомство с понятиями личность, эмоции;

- анализ ситуаций, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни.

- расширение знаний о чувствах человека, испытывающих в различных жизненных ситуациях.

3.

Природная основа личности. Темперамент.

- знакомство с понятиями личность, темперамент;

- определение уровня экстраверсии-интроверсии;

- экспрес-диагностика темпераментной структуры личности.

4.

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

- знакомство с понятиями мотивы, интересы и склонности;

- определение жизненно важных мотивов;

- оценка личной включенности в изучении школьных предметов.

5.

Ценностные ориентации и профессии.

- знакомство с понятием ценностные ориентации;

- определение ведущих ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии.

6.

Способности и профессия.

- расширение знаний о общих и специальных способностях;

- изучение ровня развития общих способностей;

- определение влияния способностей на продуктивную деятельность.

7.

Профессиональные важные качества.

- знакомство с понятиями профпригодность, профессионально важные качества человека;

- выполнение задания секрет успеха.

8.

Этапы профессионального самоопределения.

- знакомство с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры;

- создание модели профессионального развития.

9.

Карта самопознания.

- оценивание личных достижений в различных сферах деятельности, нахождение их взаимосвязи с построением профессиональной карьеры;

- изучение профессиональных намерений и жизненных планов;

- самооценка развития волевых качеств.

10.

Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда.

- расширение знаний о профессиях, их особенностях и классификациях;

- выполнение заданий на соотнесение профессий к тому или ному профессиональному типу.

11.

Профессиограмма.

- расширение знаний о положительных и отрицательных сторонах профессий разного типа;

- знакомство с понятием профессиограмма;

- выполнение задания на составление профессиограмм для профессий.

12.

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

- знакомство с видами учреждений профессионального образования, понятием государственный образовательный стандарт;

- выполнение задания на анализ и соотнесение профессий и специальностей к видам учреждений профессионального образования.

13.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

- изучение данных современного рынка труда, его требований к профессионалу;

- участие в игре «моё предприятие».

14.

Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения.

- знакомство с понятиями формы и сроки обучения, квалификации, правила поступления в учебные заведения;

- составление возможных образовательных маршрутов после 9-го класса;

- расширение знаний об источниках информации, необходимых при выборе учебного заведения.

15.

Система профессиональных учебных заведений ХМАО.

- знакомство с информацией о профессиональных учебных заведениях города и ХМАО-Югры.

16.

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

- выполнение задания, направленного на изучение ведущих предприятий города, ХМАО-Югры, востребованных специальностей и профессий;

- анализ статистики трудоустройства выпускников, окончивших профессиональные учебные учреждения, причин их успеха и неудач в поиске работы.

17.

Принятие решения в выборе профессии.

- анализ и принятие решения в профессиональном самоопределении;

- составление плана профессиональной карьеры.

Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы)

Тема 1. Понятие «профориентация»

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры.

Тема 2. Понятие личности. Эмоции.

Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции».

Тема 3. Природная основа личности. Темперамент.

Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Тема 4. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.

Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Тема 5. Ценностные ориентации.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.

Тема 6. Способности и профессия.

Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Тема 7. Профессионально важные качества.

Профпригодность, профессионально важные качества.

Тема 8. Этапы профессионального самоопределения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.

Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Тема 9. Карта самопознания.

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.

Тема 10. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Тема 11. Профессиограмма.

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Тема 12. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Тема 13. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Тема 14. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.

Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Тема 15. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.

Тема 16. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Тема 17. Принятие решения при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках об­щеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...