Тренинг для учителей "Мои профессиональные ресурсы"
материал по психологии на тему

Тренинг для учителей "Мои профессиональные ресурсы" направлен на повышение компетентности учителя, повышению эффективности работы и снятию психологического напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_professionalnye_resursy.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Мои профессиональные ресурсы»

Цель:

Разминка «Порядковый счёт»

 Цель:  настроиться на работу, установить контакт со всеми участниками.   (5 мин.)
Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого, тот говорит «три»  и т.д.

Начало учебного года всегда интенсивное и мы сегодня начнем наш тренинг с  активной  игры.

Ролевая игра «Острова». 20 минут

Цель: получение участниками эмоционального опыта при нахождении в разных ситуациях, рефлексия полученного опыта. Диагностика поведения в работе.

Рефлексия: Что чувствовали участники каждой команды? Кто бывает в таком положении, в котором были участники команды? Какие эмоции вы испытали?

"Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания и толерантности".

Упражнение «Мои опасения в начале учебного года» 10 минут

Цель: осмыслить и проанализировать собственные страхи

В начале любого дела, в том числе и в начале учебного года у нас есть различные опасения. Нам кажется, что это я боюсь, а другие уверенные в себе и полны решимости. Давайте соберем корзину наших опасений. Каждый на листочке напишет свои опасения и выбросит их в корзину. Таким образом, избавляясь от них пусть даже в символической форме.

Я зачитаю ваши опасения, и посмотрим, есть ли у нас общие тревоги и страхи.

Для преодоления страхов, тревог, интеллектуальных затруднений нам нужны ресурсы.

Мини лекция (презентация)

Каждый из нас за свою жизнь собрал целую коллекцию  удостоверений и документов. К ним относятся грамоты, дипломы, которые подтверждают, что у нас есть разряд по плаванию, что мы умеем водить машину, что мы можем преподавать. Как правило, получению таких бумаг предшествуют интенсивное обучение, напряженные тренировки и постоянное совершенствование приобретенных навыков. Человек зарабатывает себе право быть учителем.

В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки. Чем большим количеством ресурсов мы обладаем, тем увереннее чувствуем себя, как профессионалы. Зачем мы исследуем универсальные учебные действия учеников? Чтобы посмотреть какими ресурсами он обладает.

 Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики, что оказывает позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других.

Упражнение. Без маски. 10 минут

Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения.

Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:

  1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так.
  2. Иногда люди не понимают меня, потому что я.
  3. Верю, что я.
  4. Мне бывает стыдно, когда я.
  5. Особенно меня раздражает, что я.
  6. Я та, которая всегда.
  7. Я уверена в себе, когда.
  8. Я спокойна, когда.
  9. Я очень огорчаюсь, когда.
  10. Я легко могу расплакаться, когда.
  11. Мне очень обидно, когда.
  12. Если я кого-то обижу, то.
  13. Я очень сочувствую тем, кто.
  14. Когда я была ребенком, то.
  15. Мое настроение очень зависит от.
  16. Когда со мной поступают несправедливо, я.
  17. Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда.
  18. Мне очень неприятно.
  19. Жизнь кажется мне тяжелой, когда.
  20. Если ссора произошла по моей вине, я.
  21. Если моим родным грозит опасность, я.
  22. Мне очень нравится в людях.
  23. Я очень боюсь.
  24. Я никого не хочу видеть, когда.
  25. Мне становится легче, когда.
  26. Я никогда не прощу.
  27. Я постоянно думаю о.
  28. Я могу стать несдержанной, когда.
  29. Я считаю своим долгом.
  30. Я часто жалею о том, что.

Рефлексия в группе: «Что было особенно трудным в выполнении того упражнения».

Упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь  увидеть себя как некоторое "единство непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как все" в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены. После заполнения листочков берем в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, (записать на доске чаще всего встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.
Вопрос для обсуждения:

Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?

 "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными и неповторимыми.  Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас.

Упражнение   «Австралийский дождь». Цель: психологически разгрузиться.        (5 мин.)
Участники встают в круг.
Инструкция участникам: «знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
 Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).
 Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
 Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
 А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
 Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
 Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
 Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).
 Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
 Солнце! (Руки вверх).

Педагогическая ситуация.

Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности относят:

 ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, «глупые» вопросы и т. д.);

•    ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении обязанностей, и т. д.);

•    ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).

Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).

Продуманное решение педагогической ситуации еще один ресурс для работы учителя, ресурс для снятия напряженности.

Первый этап условно называется «Стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Но подобные ситуации встречаются не так уж и часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «Почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, поскольку именно причины определяют средства педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т. д.).

Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «Что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины).

Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо. Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, то вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая достоинства ребенка, способен вызвать в нем положительный отклик.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств отвечает на вопрос «Как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?». Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям.

Пятый этап — практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы по разрешению педагогической ситуации.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.

Упражнение «Работа с педагогическими ситуациями»

 цель: изучение мотивов поведения учеников и способов правильного реагирования, передача опыта друг другу.

3 команды решают педагогическую ситуацию, опираясь на следующие критерии:

•    определение мотивов поведения учащихся;

•    оценка конструктивности действий учителя;

•    выбор способов взаимодействия учителя и ученика;

•    полученный результат и предполагаемое последействие.

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Важная составляющая профессионального самосознания педагога — высокий уровень педагогической культуры: сочетание требовательности и уважения к личности ученика, предвидение нравственных последствий своих действий, объективная нравственная самооценка. Это обеспечивается волевыми усилиями личности, направленными на самоконтроль и коррекцию поведения, профессионально значимыми качествами личности педагога - любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль.

Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения — умения правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние и умение пользоваться техниками правильной коммуникации. Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала.

Блиц  игра  «Низкая культура  диалога» 3 команды.

Цель: дать четкое название неправильной коммуникативной позиции педагога,

Одни произносят фразу, другие отгадывают, к какому неправильному  мотиву относится данный вид коммуникации. Список в кадре презентации.

Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения учителя

«Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»

Ориентация лишь на запланированные цели

«Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»

Акцентирование того, что разъединяет с учащимися

«Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»

Мелочная нетерпимость, придирчивость

 «Как ты сидишь, Игнатьева! положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»              

Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания

«Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»

Угрозы

«Попробуйте не выполнить это задание!»

Упреки

«Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать ...!»

Унижение достоинства

«Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»

Высмеивание

«Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»

Демонстрация своего превосходства в различной форме

прямой («У тебя что в голове — две извилины?»),

смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»)

Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре

«Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях»

Менторство

«Запомни, Лиза, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»

Доминирование пессимизма

  «Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»

Мы часто узнаем себя в этих фразах, но когда в следующий раз подобные высказывания приведут вас к конфликтной или просто напряженной ситуации, вы будете знать, где совершили ошибку.

Важной проблемой коммуникации является явление «Как понял, как принял»

Упражнение « Повтори» (команды по три человека)

цель: развитие рефлексивного умения слышать собеседника.

  Повторяем слова собеседника.

 Обсуждение. Кому было легко, кому трудно?

Упражнение «Поделись со мной…».

 Цель: расширить репертуар способов взаимопонимания, раскрыть личностные качества, взаимная поддержка.         (15мин.)
  Участникам тренинга предлагаются  карточки с качествами:
• нежность,
• умение сочувствовать,
• умение создавать хорошее настроение,
• эмоциональность,
• доброжелательность,
• интеллект,
• вежливость,
• твердость характера,
• решительность,
• общительность.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. Какое ресурсное качество у вас преобладает?

Умение ставить цели - ресурс, необходимый нам для работы. ( с учетом вчерашнего пед.совета)

 Упражнения "Дерево общих  и личных профессиональных целей». Музыка. 10 минут

 На ватмане нарисовать дерево и приклеить выбранные вами цели. Это дерево станет символическим завершением нашей с вами работы и началом совместного продвижения к цели в новом учебном году. 10 минут.
Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается подумать и обсудить совместные цели на учебный год. Расположить их на вершине дерева, а затем расположить  на дереве и личные проф. цели.  Вопросы для обсуждения (в кругу за руки):

  • Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
  • Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
  • Что необходимо было для сотрудничества?
  • Вы довольны общим результатом?

Упражнение на обратную связь «Подарок». 10 минут

Цель: дать обратную связь, завершить занятие на позитивной ноте. Несколько слов о своих впечатлениях и подарок группе. «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей  группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплочёнными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.

 Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя аплодисментами!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Семинар-тренинг по развитию профессиональной компетентности педагогов

В материале представлен полный конспект готового семинара-тренинга по развитию профессиональной компетентности педагогов...

Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга "Я-родитель.Родительские ресурсы"

laquo;Я - родитель. Методы и техники саморегуляции»Цель:развитие умения анализировать собственные эмоции, понимать и принимать эмоции других людей;формирование потребности в самоуправлении и са...

тренинг по преодолению профессионального выгорания педагогов

Подобранный комплекс психологических упражнений предназначен для занятий на тренингах по преодолению профессионального выгорания, снижению жизненных ценностей. Данный тренинг можно разбить на нескольк...

Тренинг "Эмоциональное выгорание - время ресурса"

Что такое "эмоциональное выгорание?" Как справляться? Техники и способы эмоциональной саморегуляции....

Семинар-тренинг «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».

Методическая разработка семинара-тренинга «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».Цели семинара-тренинга: поиск ресурсных состояний и выработка навыка эмоциональной саморазгр...