" Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы со слабослышащими младшими школьниками"
учебно-методический материал по психологии по теме

Виноградова Дарья Владимировна

Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного блока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya1.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы

со слабослышащими младшими школьниками.

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка. В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением. Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций [1]. Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна: во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен. Во-вторых, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора. В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка. В-четвёртых, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого [2]. Обратим особое внимание на коррекционные функции сказки. Среди них можно выделить наиболее приоритетные — это:

— психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

— символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

— принятие в символической форме своей физической активности [3].

В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный [4]. Рассмотрим особенности коррекционной сказки как метода воздействия на ребенка: 1.Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер. 2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка. 3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок. 4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего. 5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться[5].

При правильном использовании сказкотерапии ребенку будет оказана неоценимая помощь. Это позволит не только подготовить ребёнка к возможным жизненным ситуациям, но и решить возникшие проблемы. Языком сказки можно описать всё, что нас окружает [6].

Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе. В своей работе мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Исходя из этого, был составлен небольшой опросник для детей. Вопросы, позволяющие выявить, какое значение оказывает сказкотерапия на развитие нравственных качеств ребенка, а также на развитие воображения, мышления и речи могут быть следующими: Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чём эта сказка? Какой герой тебе понравился? Почему? Что главное в этой сказке? Как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок? Что бы было, если герой не совершил этого поступка? Чему тебя научила эта сказка? Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок.

Одна из важных проблем детской психологии и педагогики – формирование воображения младших школьников с нарушением слуха. Для лучшего восприятия сказки этим учащимся особо важна наглядность, т.к. им тяжело самостоятельно представлять персонажей сказок. Поэтому для полного понимания и закрепления сказки, мы используем следующие направления работы на занятиях:

  • Иллюстрация к сказке;
  • Аппликация;
  • Лепка из пластилина;
  • Декорации к кукольному театру.

Таким образом слабослышащему ребенку легче «окунуться» и понять смысл сказки.

На основании беседы с детьми важно проанализировать, какие личностные качества развиваются у детей в процессе сказкотерапии, а также разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере младших школьников с помощью сказки. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением.

Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка даёт несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
  2.  Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2007. — 170 с.
  5. Сказкотерапия для детей. — Режим доступа: http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/  (дата обращения: 15.10.15)
  6. Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Режим доступа: http://vashabnp.info/load/85–1–0–1897 (дата обращения: 15.10.15)
  7. Терапевтические сказки в работе с детскими страхами. — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskie-skazki-v-rabote-s-detskimi-strahami.html (дата обращения: 15.10.15)
  8. http://www.moluch.ru/archive/102/23241/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Доклад "Активные методы обучения немецкому языку младших школьников"

В докладе рассказывается о том, что основой АМО является активноегрупповое взаимодействие, в центре которого находятся  самовыпажение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуа...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Выпускная квалификационная работа посвящена решению актуальной проблемы: применению современных технологий (сказкотерапии) на занятиях по развитию связной речи у умственно отсталых школьников.Значимос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»

Задача  данной  работы  –  дать  представление  о  приемы  воспитания музыкального    слуха    младших    школьнико...

Статья "Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников"

С приходом в школу дети не расстаются с потребностью играть. На этоуказывает Ш. А. Амонашвили, который в специальном исследовании мотива-ции учения младших школьников отмечает существующие одновременн...

Использование методов наглядности при обучении младших школьников

Одним из необходимых и эффективных методов в музыкальном образовании детей является использование наглядных методов обучения....