Доклад "Активные методы обучения немецкому языку младших школьников"
статья по теме

Супонина Анна Александровна

В докладе рассказывается о том, что основой АМО является активноегрупповое взаимодействие, в центре которого находятся  самовыпажение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального. В докладе указано, что основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра.В докладе сформулированы требования к игре как особому виду детской деятельности и требования к игре как способу достижения задач обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

       

«Активные методы

обучения немецкому языку

младших школьников»

                                           Доклад

                   Учитель

                     немецкого языка

                    Супонина А.А.

           Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой-воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Специалисты из разных стран выдвигают единое требование к обучению И.Я.:язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процесс, дети  должны овладевать языком как средством общения. Признается также необходимость развивающего обучения, в том  числе развитие и формирование новых психических качеств ребенка. Реализация этих задач требует от учителя знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе учителя иностранного языка отводят  большое место игровым формам работы. Любого учителя не нужно убеждать в том, что игра-это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Более десяти лет назад я начала заниматься ранним обучением учащихся иностранному языку. Ознакомившись с разными методическими работами и пособиями по данному вопросу, я выбрала УМК по немецкому языку «Добрый день!» авторов Г.В.Яцковской и Н.П.Каменецкой, рассчитанный на  четыре года обучения. На более позднем этапе использую учебник «Deutsch, die ersten Schritte», авт.И.Л.Бим.

         Учитывая психологические особенности младших школьников при обучении ИЯ, я использую «активные методы обучения» (АМО), которые в зарубежной психологии именуются  как «социально-психологический тренинг» или «групповая  психотерапия».

             Основой АМО является активное групповое  взаимодействие, в центре которого  находится  свободное  самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.

            Применение АМО на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию  творческой активности, а также стремлению регулировать свое  поведение  и влиять на других. Причем отмеченные  явления  достаточно типичны для  большинства участников такого обучения  и  протекают  довольно интенсивно в сравнительно  короткий  период времени.

           Поэтому  основной формой обучения  иностранному языку детей младшего возраста является игра. Общение на чужом языке  -  всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее  здесь будут соблюдаться  условия игры и ее законы, тем  эффективнее будет  иноязычное общение.

          Для  ребенка  игра – интересное , увлекательное  взаимодействие с педагогом и  сверстниками, в котором  высказывания  определенного типа  диктуются  внутренними потребностями игры. Разумеется , не всякая игра  годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как  к приему обучения.

Требования  к игре как особому  виду

детской  деятельности:          

     -обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;

     - осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;

     - возможность выбора конкретного действия  в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.(Например, выполняя  задание накормить «лесную бабушку»,каждый ребенок предлагает свой «продукт», свою «еду»: «Möchtest du Eis?», «Möchtest du Tomate?» usw.)

     Не нужно забывать, что игра на занятиях  по иностранному языку  - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном  этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

    Требования к игре как способу достижения задач обучения:

       - необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок  повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные  диалоги, то новых умений и навыков  в игре он не приобретает. Если же он научился  изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;

       - игра должна поставить ребенка  перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям  правила игры  в строгих формулировках, можно использовать  любую схему или рисунок.

              В обучении младших  школьников я не всегда пользуюсь системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом  действии  приводила бы к  проигрышу в игре.

              Остановлюсь на отдельных видах игр, используемых мной на различных этапах  урока.

             Урок  всегда начинается  с фонетической зарядки, так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках  изучаемого языка, ведь каждому языку присуща  своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести ее в занимательной форме, для этого использую считалки, имитационные песенки, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например с киской Мице повторяем скороговорку «Di Katze kratzt mit ihrer Tatze an Treppe, Teppich und Matraze». Кто-нибудь из ребят надевает маску кошки и изображает кошку, а весь класс с учителем повторяет эту скороговорку в различном темпе: быстро, медленно, акцентируя звуки    [k] [t], проводя аналогию с русским языком: кошка карябает.

        На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть. Так, при изучении темы «Семья» в гости к ребятам приходит очень забавная «Кошачья семья». Глядя на эту «семейку», мы сочиняем сказку про кошек, даем всем членам семьи имена, и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.

        Для закрепления и контроля знаний я опять же использую игру. Это игры: «Bingo-Spiel», «Wortsalat», «Buchstaben-bingo» и др. (Эти и другие игры представлены в приложении в конце статьи).

        Мы очень часто озвучиваем картинки из учебника «Guten Tag», детских журналов, газет, книг. Например:

  1. «Озвучь представленную картинку». Попробуй отгадай, кто там? Задай вопрос на немецком языке (1-й год обучения, п. 1 «Давайте познакомимся!»).
  2. «Озвучь сценку, разыграй ситуацию знакомства» (1-й год обучения, п.1 «Давайте познакомимся!»).
  3. «Помоги этим молодым людям устроиться на работу в цирк. Скажи от их имени, что они умеют делать» (1-й год обучения,п.2 «Играем в цирк»).
  4. «Если бы газовая плита умела говорить и захотела  тебя накормить, что она  тебе может предложить?» (1-й год обучения, п.3 «Приятного аппетита!»).
  5. «Расставь мебель в комнате!» (1-й год обучения, п.8 «В новом доме куклы»).
  6. «Мурзилка и его друзья приезжают к нам в гости. Объясни им, на чем они могут добраться» (1-й год обучения, п.10 «В гостях у клоуна Пфиффа»).

      Я тщательно готовлюсь к игре, учитывая особенности темперамента и характера каждого ребенка. В начале игры ученикам-лидерам я даю роли инициативных и активных персонажей, дети же застенчивые получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т.е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.

    В целях знакомства детей с традициями страны изучаемого языка, развития интереса к иностранному языку, воспитания навыков культуры поведения я привлекаю младших детей  к участию в школьных праздниках на иностранном языке: «Weihnachten», «Ostern»,

« Erntdankfest» и др.

    Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует  ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал  успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами.

    Хочу отметить, что до детей младшего возраста гораздо быстрее доходит то, что произносится с добрым  юмором, а не  в  виде скучных нравоучений. В создании  на  уроках  непринужденной, доброжелательной, «юморной» атмосферы помогает смех, который  снимает у детей напряжение, усталость.

1. Игра «Wortsalat».

        Цель: тренировка написания букв, повторение лексики.

        Реквизит: бумага и карандаш  для каждого ученика, доска и мел.

        Ход игры: учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.

        Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

    2.Игра « Bingo-Spiel» ( немецкая игра). 

Варианты  «Zahlen-Bingo», «Buchstaben-Bingo».

        Цель: тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита.

        Реквизит: бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя  листок с цифрами                     или буквами.

        Ход игры: каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками ( показать на доске) и вписывает  во все девять клеточек цифры или буквы:      

Учитель называет числа на немецком языке в любом порядке. При этом он вычеркивает  в своем листочке названное число. Если это число имеется  в клеточке ученика, он вычеркивает его. Игрок, который первым вычеркнет  все 9 чисел, громко заявляет об этом и является  победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом  проводится игра на  узнавание букв алфавита.

   3.Игра « Wer ist das?»

      Цель: отработка вопросительного предложения « Ist das…?», ответ на вопрос.

      Ход игры: выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос «Ist das Wowa?»,  класс отвечает: « Ja. Nein».

  4.Игра «Цвет, цвет, выходи!»

     Цель игры: отработка лексики по теме «Цвет».

     Ход игры: учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например rot.Участники игры  должны  быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим.Игра возобновляется.

 5.Игра «Sonntag  ruft Montag».

    Цель: отработка названия дней недели.

    Ход игры: ученики образуют круг.У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: «Sonntag ruft Montag».Ученик ловит мяч, затем бросает  его другому ученику, называя следующий день недели: «Montag ruft Dienstag».Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока  не закончатся дни недели. Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например названия месяцев, времен года.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Е.Д.Поливанов и его система транслитерации КИРИДЗИ как средство обучения японскому языку младших школьников"

Данный материал предназначен не только японистам, но и классным руководителям. может быть использован на дополнительных занятиях, посвященным выдающимся людям России....

Концепция базовые условия продуктивного обучения иностранным языкам младших школьников.

Наша задача организовать работу детей таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком. Систематическое повторение язык...

Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.

Обязательное  обучение  иностранному  языку  со  второго  класса  введено  сравнительно  недавно.  Многим  учителям  пришлось  столкнут...

Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников

Приемы технологии развития критического мышления способны мотивировать учащегося на изучение и освоение нового материала, а также дают возможность применить свои знания в различных ситуациях. Обучающи...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Методы и приемы обучения иностранному языку младших школьников

Данная статья рассказывает о методах и приемах обучения английскому языку младших школьников...

Статья "Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников"

С приходом в школу дети не расстаются с потребностью играть. На этоуказывает Ш. А. Амонашвили, который в специальном исследовании мотива-ции учения младших школьников отмечает существующие одновременн...