Коррекционно-развивающая мини-программа "Измени себя"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Соклакова Ольга Александровна

Целью коррекционно-развивающей программы «Измени себя» является оптимизация условий воспитания детей и коррекция агрессивности, а также повышение уровня воспитанности пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izmeni_sebya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа «Измени себя»

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение эстетических, нравственных критериев, агрессивность детей. Причины агрессивности детей — результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Для улучшения нравственных качеств и моральных норм мы разработали коррекционно-развивающую программу «Измен себя».

Существуют разные подходы к определению агрессии поведения.

Агрессия, как одна из форм отклоняющегося поведения, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Проблеме детской агрессии посвящены исследования К.Бютнера,А.Басса и А.Дарки, Г.Селмана, Э.Эриксона. В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты агрессивного поведения школьников; теоретико-методологические основы агрессии (Ю.М.Антонян, С.А.Беличева, Л.И.Божович, Л.М.Семенюк, Д.И.Фельдштейн и др.); анализ агрессивного поведения в контексте ненасилия (О.С.Газман, Б.Т.Лихачев,

В.Б.Сазанов и др.); социальная детерминированность агрессивного поведения (Л.И.Божович, Н.Д.ЛевитовД.И.Фельдштейн и др.); типология агрессивного поведения школьников (Н.Ф.Сухарева, Н.Е.Устинова, Т.В.Фурманов);специфика агрессивного поведения различных половозрастных групп(Н.Ф.Сухарева, Н.Е.Устинова, Т.В.Черноваи др.); соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения (Г.А.Аванесов, В.Р.Дольник, К.Н.Платонов и др.)

Агрессия в детской среде — это жестокость, нетерпимость к сверстникам, грубое общение. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Поэтому важно не только понимать причины, но и следствия агрессивности детей, принимать меры коррекции агрессивного поведения.

Решение этой проблемы требуют программного подхода. В целях своевременного выявления детей с агрессией и оказания им своевременной помощи необходима диагностика‚ а по ее результатам проведение профилактической работы.[5]

Поскольку агрессивность чаще наблюдается у детей в период наибольшего эмоционального напряжения, а именно, таким периодом является переход из начальной школы в среднюю, то мы сочли целесообразным направить ее на учащихся 5-7 класса.

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников и рассчитана на 8 занятий.

Цели и задачи программы

Целью коррекционно-развивающей программы «Измени себя» является оптимизация условий воспитания детей и коррекция агрессивности, а также повышение уровня воспитанности.

Данная цель конкретизируется в задачах:

- создание условий для социальной адаптации и реабилитации агрессивных детей;

- вовлечение подростков в процесс «самости», который включает в себя самоопределение, самовоспитание, саморазвитие, саморегуляцию и самозащиту, т.е. компоненты реабилитации и адаптации;

- формирование мотивационно-ценностного компонента личности: нравственно—ценностных ориентаций;

- ценностного отношения к людям и к себе;

- значимость самостоятельности, активности, ответственности;

- наличие социально-ценностных жизненных стремлений;

- вооружение практическими навыками готовности к гуманистической

- позиции в самоопределении, взаимоотношениях;

- отработка моделей взаимодействия взрослых и детей в различных ситуациях, репетиции поведения.

Основные направления реализации программы

  • >социально-психолого-педагогическое - сопровождение ребенка, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;
  • профилактическое - предупреждение трудностей в адаптации и социализации; помощь в преодолении трудностей, снятие агрессии;
  • практическое - выработка и реализация рекомендаций, алгоритма социально правильного гуманного отношения к себе и другим; составление личностно-ориентированных программ, правил, заповедей, табу;
  • всестороннее развитие положительных задатков и способностей детей, дифференцированный подход к подросткам. Осуществление индивидуального сопровождения детей;
  • формирование заинтересованности и высокой мотивации всех участников программы.

Психолого-педагогическую работу с детьми мы осуществляли по трем основным направлениям: диагностика, организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными детьми, содержание воспитательной работы  с агрессивными детьми.

Мы предполагаем, что в процессе реализации программы дети должны становиться менее агрессивными по отношению к окружающим, мягкими в общении, должны предвидеть результаты своих поступков, обладать навыками распознавания и контроля, умением владеть собой в ситуациях, провоцирующих гнев.

Первая составляющая личностно-ориентированного образования -основные понятия. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их, смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.

Вторая составляющая — принципы построения процесса обучения и воспитания учащихся.

1. Принцип самоактуализации. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но ивсячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, школе, социальной среде, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Необходимо, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно—воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я—концепции личности учащегося.

6. Принцип доверия и поддержки. Вера 8 ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода- это технологическая составляющая, которая включает в себя способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно -ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— диалогичность;

— деятельностно-творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. В рамках анализа занятия реализуемых нами экспериментальных программ мы ограничивались двумя позициями: критериями качества знаний обучающихся и критериями качества деятельности педагогов.

Этапы опытно-экспериментальной работы

1. Подготовительно-диагностический

Содержание работы: выявление проблемной области,

 определение объекта, предмета исследования, диагностика учащихся.

Основные намечаемые результаты: получение целостного представления по этой проблеме, исходя из результатов диагностики.

2. Организационно-моделирующий

Содержание работы: определение идей, задач, содержания, принципов программы, способов отслеживания и оценки результатов экспериментальной деятельности, участия в программе, оформление программы.

Основные намечаемые результаты: Психолого-педагогическая диагностика, обеспечивающая программу, изучение отношения к занятиям.

3. Поисково-преобразующий

Содержание работы: Разработка, апробация, совершенствование методического обеспечения -методики и их внедрения.

Основные намеченные результаты: набор диагностических методик.

4. Конструктивно-обобщающий

Содержание работы: внедрение программы, психолого-педагогических диагностик, анализ, методические обобщения по результатам внедрения.

Основные намеченные результаты: наработанный комплекс методик, анализ, методические и научно-педагогические обобщения по результатам внедрения. Следует отметить, что среди ожидаемых результатов возможны и не только позитивные. Так, мы вправе допустить, что известные сложности могут возникнуть в ходе экспериментальной работы в связи с непониманием проблемы родителями и отдельными педагогами. Вполне  реальны и отдельные педагогические неудачи.

Разделы программы

Программа «Измени себя» состоит из следующих блоков:

  1. Раскрытие понятия «агрессивность».
  2.  Обучения способам управления своей агрессивностью.
  3. Закрепление полученных навыков.
  4.    Работа с родителями.

В структуре каждого занятия выделяется несколько этапов:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Вводная часть (начало занятия) предполагает установление контакта с детьми, организационный момент. В этой части занятия предполагается создание мотивации к работе, формирование положительной атмосферы.

Основная часть связана с реализацией поставленных развивающих целей и задач. Предполагает проведение упражнений, игр.

Заключительная часть имеет своей целью подведение итогов занятия, позитивное оценивание деятельности ребенка, его усилий для формирования положительного отношения к себе и занятию, т.е. положительное подкрепление деятельности ребенка для дальнейшей стимуляции желания заниматься.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество занятий

1

«Профилактика агрессивного поведения.

1

2

«Когда опасен гнев?»

1

3

«Учимся справляться с чувством обиды»

1

4

«Учимся справляться с чувством обиды»

1

5

 «Можно ли справиться со злом?»

1

6

«Учимся улыбаться»

1

7

«Радость человеческого общения»

1

8

 «Игра « Банка вредных глупостей»»

Занятие с родителями «Агрессивное

поведение»

1

Таким образом, в целом, задумывая описываемую программу исследования, мы видим реальные возможности практических, теоретических приобретений в избранной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий "Профориентация:найди себя" для 9-х классов

Данная программа рассчитана на школьников 9-х классов. Срок реализации программы 1 год- 34 часа.Общеобразовательная цель программы – ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и специфико...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...

Коррекционно-развивающая программа для детей с проблемами в общении "Познай себя"

Коррекционно-развивающая программа для детей с проблемами в общении позволяет детям легче адаптироваться в группе сверстников, создаёт безопасное прост...

Программа коррекционно-развивающей работы социального педагога "Не отнимай у себя завтра"

Программа  по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание с...

Коррекционно-развивающее занятие "Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (верх, низ)".

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Ориентация в пространственном расположении частей тела  на себе (верх, низ)" для обучающихся 1 -2 класса по АООП (вариант 2)...