Профориентация в школе
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Бабакаева Татьяна Дмитриевна

Программа обследования профориентационных интересов подростков и старших школьников

 

Цель: психологическая диагностика профориентационных интересов и направленности.

Задачи:

  1. Диагностика профессиональных намерений.
  2. Диагностика профессиональных возможностей для реализации выявленных намерений.

Данный вид диагностики предназначен для решения целей профессиональной активизации намерений учащихся, расширению их представлений, как о собственных возможностях, так и о существующем спектре профессий. Также он тесно связан с реализацией задачи выбора профессии в соответствии с логической схемой: “хочу” (профессиональный интересы, направленность и мотивация) – “могу” (профессиональная пригодность) – “надо” (соотнесение представлений о себе с требованиями выбранной профессии).

 

Предлагаю Вашему вниманию готовую книжку для учащихся, где собраны основные методики, способные помочь нам в реализации нашей задачи. Описание этих методик и разработанный мною профориентационный паспорт ученика, где отображаются его основные результаты и данные диагностики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knizhka_dlya_detey.doc241.5 КБ
Microsoft Office document icon pasport_uchenika.doc43 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_metodik.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Книжка для детей

Методики профориентационного тестирования

Автор-составитель:

педагог-психолог ГБОУ Школы  № 1560 «Лидер»

Бабакаева Т.Д.

г. Москва СЗАО

Оглавление

Блок I. Диагностика сферы профессиональных интересов

1.  Дифференциально-диагностический                   опросник (ДДО) Е.А.Климова

2.  “Карта интересов”

3.  Опросник профессиональной готовности

4.  Методика “Матрица выбора профессии”

Блок II. Диагностика профессиональной направленности

1.  Тест Голланда по определению типа личности

2.  Опросник Йовайши

3.  Личностный опросник Кейерси

4.  Рисунок человека из геометрических фигур

5.  Психогеометрический тест

Блок III. Диагностика профессиональной мотивации

1.  Методика “Конструктивность мотивации”

2.  Методика “Структура мотивации”

Блок IV. Диагностика профессиональной пригодности

1.     Диагностический опросник “Человек-машина”

2. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей

3.   Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ)

Блок V. Готовность к адекватному профессиональному выбору

1. Корректурная проба Бурдона

  1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова

Инструкция.

 «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Стимульный материал.

1 a. Ухаживать за животными

или

1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2 а. Помогать больным людям, лечить их

или

2 б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток,

грампластинок

или

3 б. Следить за состоянием, развитием растений

4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

или

4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых,

спортивных)

7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортных) средством —

подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8 а. Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения

или

8 б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес,

концертов)

9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а. Лечить животных

или

10 б. Выполнять вычисления, расчеты

11 а. Выводить новые сорта растений

или

11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или

одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять,

разъяснять, поощрять, наказывать

или

12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15 а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях,

измеряемых объектах и др.

или

15 б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16 а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17 б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи),

экскурсии, туристские походы и т. п.

или

18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а. Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

или

19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине

и др.)

  1. Карта интересов

Инструкция: у вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.

Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь делать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится (любите) поставьте “+”; если не знаете, сомневаетесь, 0; если не нравится (не любите) – “-”; если очень не нравится – “- -”.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.

Примечание. Если вам нравится ещё нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.

Опросник

Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам?

  1. Уроки по физике.
  2. Уроки по математике.
  3. Уроки по химии.
  4. Читать книги и статьи по астрономии.
  5. Читать книги и статьи об опытах и животных.
  6. Читать о жизни и работе врачей.
  7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
  8. Читать о лесе.
  9. Читать произведения классиков мировой литературы.
  10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
  11. Уроки истории.
  12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
  13. Читать литературу о геологических экспедициях.
  14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
  15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
  16. Читать о работе милиции.
  17. Читать о летчиках.
  18. Читать о работе воспитателя.
  19. Знакомится с устройством и работой станков.
  20. Готовить обеды.
  21. Читать о строителях
  22. Знакомиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.
  23. Читать о достижениях техники.
  24. Знакомится с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
  25. Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.
  26. Читать научно-популярную литературу о математике.
  27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).
  28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
  29. Изучать биологию.
  30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
  31. Изучать ботанику.
  32. Проводить время в лесу.
  33. Читать литературно-критические статьи.
  34. Активно участвовать в общественной жизни.
  35. Читать книги об исторических событиях.
  36. Слушать симфоническую музыку.
  37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
  38. Узнавать о географических открытиях.
  39. Обсуждать текущие дела и события.
  40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
  41. Путешествовать по стране.
  42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и т.д.
  43. Знакомиться с различными инструментами.
  44. Уроки домоводства.
  45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
  46. Посещать фабрики.
  47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
  48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
  49.  Разбираться в теории физических явлений.
  50. Решать сложные математические задачи.
  51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  52. Наблюдать за небесными светилами.
  53. Вести наблюдения за растениями.
  54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.
  55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
  56. Собирать гербарий.
  57. Писать рассказы и стихи.
  58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
  59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
  60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
  61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
  62. Изучать природу родного края.
  63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
  64. Обращать особое внимание на поведение людей.
  65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
  66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
  67. Изготавливать различные детали и предметы.
  68. Организовывать питание во время походов.
  69. Бывать на стройках.
  70. Шить одежду.
  71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.
  72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
  73. Заниматься в физическом кружке.
  74. Заниматься в математическом кружке.
  75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
  76. Посещать планетарий.
  77. Посещать кружок биологии.
  78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
  79. Наблюдать за природой, вести записи наблюдений.
  80. Сажать деревья и ухаживать за ними.
  81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
  82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
  83. Выступать с докладами на исторические темы.
  84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.
  85. Составлять описание минералов.
  86. Участвовать в географических экспедициях.
  87. Выступать с сообщениями о международном положении.
  88. Помогать работникам милиции.
  89. Посещать кружок юных моряков.
  90. Выполнять работу воспитателя.
  91. Уроки труда.
  92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
  93. Наблюдать за работой строителя.
  94. Знакомиться со швейным производством.
  95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
  96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
  97. Участвовать в олимпиадах по физике.
  98. Участвовать в математических олимпиадах.
  99. Решать задачи по химии.
  100. Участвовать в работе астрономического кружка.
  101. Проводить опыты на животных.
  102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
  103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
  104. Быть членом общества охраны природы.
  105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
  106. Анализировать явления и события жизни.
  107. Интересоваться прошлым нашей страны.
  108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
  109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
  110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
  111. Изучать политический строй различных стран.
  112. Работа юриста.
  113. Посещать кружок юных космонавтов.
  114. Работа учителя.
  115. Бывать на заводах.
  116. Оказывать людям различные услуги.
  117. Принимать участие в строительных работах.
  118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
  119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
  120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
  121. Проводить опыты по физике.
  122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
  123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
  124. Собирать сведения о других планетах.
  125. Читать о деятельности известных биологов.
  126. Быть активным членом санитарных дружин.
  127. Выполнять работу по машинам и орудиям труда.
  128. Знакомиться с ведением лесного  хозяйства.
  129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
  130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
  131. Изучать историческое прошлое других стран.
  132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
  133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.
  134. Изучать географию нашей планеты.
  135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
  136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого литературного героя и т.д.
  137. Читать книги о средствах передвижения.
  138. Обучать и воспитывать детей.
  139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
  140. Постоянно общаться со многими людьми.
  141. Проектировать строительные объекты.
  142. Посещать выставки легкой промышленности.
  143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
  144. Разбираться в радиосхемах.

  1. Опросник профессиональной готовности

Инструкция: Прочитайте предложенные высказывания, каждое из которых Вам необходимо оценить по трем критериям.

Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-либо делать или наличие способности. Второй – ваше отношение к определенному виду действий. Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «Я умею или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я намерен».

Если Вы считаете, что тот или  иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет».

Ответы необходимо дать на все высказывания, время диагностики не ограничено.

Текст опросника

  1. Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования.
  2. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы.
  3. Устанавливать неисправности и ремонтировать  механические и электротехнические приборы, механизмы, используемые в быту (замок, утюг светильник и т.д.).
  4. Выращивать растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие  (полив, пересадку, удобрение).
  5. Писать стихи, прозу, заметки.
  6. При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения.
  7. Вносить изменения в привычном способе выполнения работы.
  8. Составлять план местности, ориентироваться в незнакомом лесу, городе.
  9. Ремонтировать электронную аппаратуру.
  10. Коллекционировать растения, изучать их различные виды.
  11. Создавать художественные изделия и сувениры из бумаги, ткани, дерева и т.д.
  12. Объяснять содержание учебного материала или способ решения сложной задачи.
  13. Познавать новое, расширять свой кругозор, компетентность.
  14. Разрабатывать рекламные проспекты, буклеты.
  15. По четкому образцу (чертежу, плану) создавать изделия (техническое устройство, модель и пр.)
  16. Выводить новые сорта растений.
  17. Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
  18. Оказывать реальную помощь больным людям.
  19. Заниматься творческой деятельностью.
  20. Работать с текстом на иностранном языке.
  21. Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия.
  22. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-нибудь животным.
  23. Сочинять музыку, песни.
  24. Заниматься с детьми младшего возраста (играть, обучать).
  25. Выполнять задания по математике, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
  26. Придумывать и создавать различные изделия, используя какие-либо детали.
  27. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучая их повадки и поведение.
  28. Разыгрывать перед зрителями роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
  29. Правильно распознавать причины поступков людей и их поведение.
  30. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, устанавливать определенные следствия и закономерности.
  31. Быстро и правильно представлять расположение предметов или фигур в пространстве, по схеме или чертежу.
  32. Разбираться в породах диких или домашних животных.
  33. Исполнять музыкальные произведения или танцевальные номера.
  34. Оказывать влияние на людей.
  35. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов (составлять карты, чертежи, графики).
  36. Находить более удобный и рациональный способ решения какой-либо задачи.
  37. Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду.
  38. Придумывать и создавать новые модели одежды, причесок, украшений и т.д.
  39. Организовывать деятельность группы людей.
  40. Длительное время работать с архивными материалами, устанавливая истину каких-либо событий.
  41. Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах.
  42. При уходе за животными или растениями выполнять необходимый для этого физический труд (грязь, запах, отходы жизнедеятельности).
  43. Рецензировать, оценивать работу художников, писателей, режиссеров и других представителей творческих профессий.
  44. Руководить работой других людей.
  45. Проверять правильность и логичность написанного текста, исправлять ошибки.
  46. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
  47. Изучать разделы по биологии, читая дополнительную специальную литературу.
  48. Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений.
  49. Для выполнения работы вступать во взаимодействие с малознакомыми или незнакомыми людьми.
  50. Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чертить, проверять).
  51. Решать какие-либо задачи на компьютере, заниматься программированием.
  52. Длительное время изучать на практике объекты животного или растительного мира.
  53. Настойчиво и терпеливо заниматься оформлением помещений.
  54. Рекламировать и выгодно продавать товары.

4.  Методика “Матрица выбора профессии”

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности, выберите и отметьте 1-2 варианта.

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

2. Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)

3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7. Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)

8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4. Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископаемых)

5. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7. Защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8. Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

5. Тест Голланда по определению типа личности

Инструкция:  Ниже попарно представлены профессии. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. В своем листе ответов в клетке с выбранным вариантом ответа поставьте знак «+».

«а»

«б»

1

Инженер

Социолог

2

Кондитер        

Священнослужитель

3

Повар        

Статистик

4

Фотограф        

Администратор торгового зала

5

Механик        

Дизайнер

6

Философ        

Врач

7

Эколог        

Бухгалтер

8

Программист        

Адвокат

9

Кинолог        

Переводчик художественной литературы

10

Страховой агент        

Архивист

11

Тренер        

Телерепортер

12

Следователь        

Искусствовед

13

Нотариус        

Брокер

14

Оператор ЭВМ        

Манекенщица

15

Фотокорреспондент        

Реставратор

16

Озеленитель        

Биолог-исследователь

17

Водитель автотранспорта        

Бортпроводник

18

Метролог        

Картограф

19

Радиомонтажник        

Художник росписи по дереву

20

Геолог        

Переводчик – гид

21

Журналист        

Режиссер

22

Библиограф        

Аудитор

23

Фармацевт        

Юрисконсульт

24

Генетик        

Архитектор

25

Продавец        

Оператор почтовой связи

26

Социальный работник        

Предприниматель

27

Преподаватель ВУЗа        

Музыкант – исполнитель

28

Экономист        

Менеджер

29

Корректор        

Дирижер

30

Инспектор таможни        

Художник-модельер

31

Телефонист        

Орнитолог

32

Агроном        

Топограф

33

Лесник        

Директор

34

Мастер по ремонту и пошиву одежды        

Хореограф

35

Историк        

Инспектор ГАИ

36

Антрополог        

Экскурсовод

37

Вирусолог        

Актер

38

Официант        

Товаровед

39

Главный бухгалтер        

Инспектор уголовного розыска

40

Парикмахер-модельер        

Психолог

41

Пчеловод        

Коммерсант

42

Судья

Стенографист

6. Опросник Йовайши

Инструкция для учащихся

При выборе профессии человеку очень важно учитывать свои индивидуальные склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов— «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.

1.         Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а)         общаться с самыми разными людьми;

б) заниматься расчетами; вести документацию;

в)         снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

2.         В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а)         художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

б) сюжет, действия героев;

в)  информация, которая может пригодиться в жизни.

3.         Меня больше обрадует премия:

а)         в области науки;

б) за общественную деятельность;

в)  в области искусства.

4.         Я скорее соглашусь стать:

а)         управляющим банка;

б)  главным инженером на производстве;

в)  начальником экспедиции.

5.         Будущее людей определяют:

а)  научные открытия;

б)  развитие производства;

в) взаимопонимание между людьми.

6.        Если я стану директором школы, то прежде всего займусь:

а)        ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.п.);

б)         созданием дружного, сплоченного коллектива;

в)         разработкой новых технологий обучения.

7.         На технической выставке меня больше привлечет:

а)  внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.п.);

б) внутреннее устройство экспонатов;

в)  их практическое применение.

8.         В людях я прежде всего ценю:

а)         мужество, смелость, выносливость;

б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

в)         ответственность, честность, аккуратность.

9.  В свободное от работы время мне хотелось бы:

а)         писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

б) ставить различные опыты, эксперименты;

в)  тренироваться.

10.        Во время туристических поездок меня скорее заинтересует:

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

б)        общение с новыми людьми;

в)        возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

а)         об автомобиле нового типа;

б) о новой научной теории;

в) о человеческих взаимоотношениях.

12.        Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический

б) музыкальный;

в) спортивный.

13.        В школе следует обратить особое внимание на:

а)         создание атмосферы взаимопонимания между учителями и учащимися;

б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом;

в) состояние дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а)         научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в)         спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать:

а)  с машинами, механизмами;

б) с объектами природы;

в)  с детьми или сверстниками.

16.        Школа в первую очередь должна:

а)         давать знания и умения;

б)        учить общению с людьми;

в)         обучать навыкам работы.

17.        Главное в жизни:

а)         вести здоровый образ жизни;

б)         иметь возможность заниматься творчеством;

в)         иметь комфортные бытовые условия.

18.        Для благополучия общества в первую очередь необходимы:

а)         защита интересов и прав граждан;

б)         забота о материальном благополучии людей;

в)         развитие науки и технический прогресс.

19.        Из предложенного списка мне больше всего нравятся уроки:

а)         физкультуры;

б)        математики;

в)        трудового обучения.

20.        Мне интереснее было бы:

а)         планировать производство продукции;

б)         изготавливать изделия;

в)         заниматься сбытом продукции.

21.        Я предпочитаю читать статьи:

а)         о выдающихся ученых и их открытиях;

б)         о творчестве художников и музыкантов;

в)         об интересных изобретениях.

22.        В свободное время я люблю:

а)         что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

б)        читать, думать, рассуждать;

в)         ходить на выставки, концерты, в музеи.

23.        Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а)          о художественной выставке;

б)        об экономической ситуации;

в)          о научном открытии.

24. Я предпочту работать:

а)          в помещении, где много людей;

б)        в необычных условиях;

в)         в обычном кабинете.

7. Личностный опросник Кейерси

Инструкция: из двух вариантов ответов по каждому вопросу нужно выбрать один и отметить его соответствующей буквой рядом с номером вопроса.

ТЕСТ

1. В компании (на вечеринке) Вы

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

б) общаетесь с немногими - Вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать;

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. По-вашему, что хуже:

а) "витать в облаках";

б) придерживаться проторенной дорожки.

4. Вы более подвержены влиянию

а) принципов, законов;

б) эмоций, чувств.

5. Вы более склонны

а) убеждать;

б) затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать

а) выполняя все точно в срок;

б) не связывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор

а) довольно осторожно;

б) внезапно, импульсивно.

8. В компании (на вечеринке) Вы

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

9. Вас более привлекают

а) здравомыслящие люди;

б) люди с богатым воображением.

10. Вам интересно

а) то, что происходит в действительности;

б) те события, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, Вы больше учитываете

а) требования закона, чем обстоятельства;

б) обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, Вы склонны

а) соблюдать формальности, этикет;

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек скорее

а) точный, пунктуальный;

б) неторопливый, медлительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость

а) оставлять дела незаконченными;

б) непременно доводить дела до конца.

15. В кругу знакомых Вы, как правило

а) в курсе происходящих событий;

б) узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела Вам нравится делать

а) общепринятым способом;

б)своим оригинальным способом.'

17. Предпочитаю таких писателей, которые

а) выражаются буквально, напрямую;

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что Вас больше привлекает

а) стройность мысли;

б) гармония человеческих отношений.

19. В чувствуете себя увереннее

а) в логических умозаключениях;

б) в практических оценках ситуаций.

20. Вы предпочитаете, когда дела

а) решены и устроены;

б) не решены и пока не улажены.

21. Как по-Вашему, Вы человек, скорее

а) серьезный, определенный;

б) беззаботный, беспечный.

22. При телефонных разговорах Вы

а) заранее не продумываете все, что нужно сказать;

б) мысленно "репетируете" то, что будет сказано:

23. Как Вы считаете, факты

а) важны сами по себе;

б) есть проявления общих закономерностей.

24. Фантазеры, мечтатели обычно

а) раздражают Вас;

б) довольно симпатичны Вам.

25. Вы чаще действуете как человек

а) хладнокровный;

б) вспыльчивый, горячий.

26. Как по-Вашему, хуже быть

а) несправедливым;

б) беспощадным.

27. Обычно Вы предпочитаете действовать

а) тщательно взвесив все возможности;

б) полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее

а) покупать что-нибудь;

б) иметь возможность купить.

29 В компании Вы, как правило

а) первым заводите беседу;

б) ждете, когда с Вами заговорят.

30. Здравый смысл

а) редко ошибается;

б) часто попадает впросак.

31. Детям часто не хватает

а) практичности;

б) воображения.

32. В принятии решений Вы руководствуетесь скорее

а) принятыми нормами;

б) своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее

а) твердый, чем мягкий;

б) мягкий, чем твердый.

34. Что, по-вашему, больше впечатляет

а) умение методично организовать;

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.

35. Вы больше цените

а) определенность, законченность;

б) открытость, многовариантность.

36. Новые и нестандартные отношения с людьми

а) стимулируют, придают Вам энергии;

б) утомляют Вас.

37. Вы чаще действуете как

а) человек практического склада;

б) человек оригинальный, необычный.

38. Вы более склонны

а) находить пользу в отношениях с людьми;

б) понимать мысли и чувства других.

39. Что приносит Вам больше удовлетворения

а) тщательное и всесторонне обсуждение спорного вопроса;

б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса.

40. Вы руководствуетесь более

а) рассудком;

б) велениями сердца.

41. Вам удобнее выполнять работу

а) по предварительной договоренности;

б) которая подвернулась случайно.

42. Вы обычно полагаетесь

а) на организованность, порядок;

б) на случайность, неожиданность.

43 Вы предпочитаете иметь

а) много друзей на непродолжительный срок;

б) несколько старых друзей.

44. Вы руководствуетесь в большей степени

а) фактами, обстоятельствами;

б) общими положениями, принципами.

45. Вас больше интересуют

а) производство и сбыт продукции;

б) проектирование и исследования.

46. Что Вы считаете за комплимент

а) "Вот очень логичный человек";

б) "Вот тонко чувствующий человек".

47. Вы более цените в себе

а) невозмутимость;

б) увлеченность.

48. Вы предпочитаете высказывать

а) окончательные и определенные утверждения;

б) предварительные и неоднозначные утверждения.

49. Вы лучше чувствуете себя

а) после принятия решения;

б) не ограничивая себя решениями.

50. Общаясь с незнакомыми, Вы

а) легко завязываете продолжительные беседы;

б) не всегда находите общие темы для разговора.

51. Вы больше доверяете

а) своему опыту;

б) своим предчувствиям.

52. Вы чувствуете себя человеком

а) более практичным, чем изобретательным;

б) более изобретательным, чем практичным.

53. Кто заслуживает большего одобрения -

а) рассудительный, здравомыслящий человек;.

б) человек, глубоко переживающий.

54. Вы более склонны

а) быть прямым и беспристрастным;

б) сочувствовать людям.

55. Что, по-вашему, предпочтительней

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;

б) предоставить событиям идти своим чередом.

56. Отношения между людьми должны строиться

а) на предварительной взаимной договоренности;

б) в зависимости от обстоятельств.

57. Когда звонит телефон, Вы

а) торопитесь подойти первым;

б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58. Что Вы цените в себе больше

а) развитое чувство реальности;

б) пылкое воображение.

59. Вы больше придаете значение

а) тому, что сказано;

б) тому, как сказано.

60. Что выглядит большим заблуждением

а) излишняя пылкость, горячность;

б) чрезмерная объективность, беспристрастность.

61. Вы в основном считаете себя

а) трезвым и практичным;

б) сердечным и отзывчивым.

62. Какие ситуации привлекают Вас больше

а) регламентированные и упорядоченные;

б) неупорядоченные и нерегламентированные.

63. Вы человек, скорее

а) педантичный, чем капризный;

б) капризный, чем педантичный.

64. Вы чаще склонны

а) быть открытым, доступным людям;

б) быть сдержанным, скрытным.

65. В литературных произведениях Вы предпочитаете

а) буквальность, конкретность;

б) образность, переносный смысл.

66. Что для Вас труднее

а) находить общий язык с другими;

б) использовать других в своих интересах.

67. Чего бы вы себе больше пожелали

а) ясности размышлений;

б) умения сочувствовать.

68. Что хуже

а) быть неприхотливым;

б) быть излишне привередливым.

69. Вы предпочитаете

а) запланированные события;

б) незапланированные события.

70. Вы склонны поступать скорее

а) обдуманно, чем импульсивно;

б) импульсивно, чем обдуманно.

8. Рисунок человека из геометрических фигур

Инструкция: Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании Вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

9. Психогеометрический тест

Инструкция

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите её название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

10. Методика “Конструктивность мотивации”

Инструкция к тесту

"Представьте себе, что вы - экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что:

  • неудовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой;
  • совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему - четверкой или пятеркой;

оценка «3» не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена.

За советами, будучи в положении экзаменатора, вам обращаться, не рекомендуется - оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений".

1.Чья земля - того и хлеб.         

5 4  2 1

2.Ум хорошо, а два лучше.

5 4  2 1

3.Правда в воде не горит и в воде не тонет.

5 4  2 1

4.Худую траву с поля вон.         

5 4  2 1

5.На вкус да на цвет товарищей нет.

5 4  2 1

6.Не подмажешь - не поедешь.

5 4  2 1

7.Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

5 4  2 1

8.Чужая душа - потемки.

5 4  2 1

9.Загнанных лошадей следует пристреливать

5 4  2 1

10.Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

5 4  2 1

11.На языке мед, а на сердце лед.

5 4  2 1

12.Лучше поздно, чем никогда.

5 4  2 1

13.Кто смел, тот и съел.

5 4  2 1

14.Дружба дружбой, а служба службой.

5 4  2 1

15.Цыплят по осени считают.

5 4  2 1

16.Руби дерево по себе.

5 4  2 1

17.Волков бояться - в лес не ходить.

5 4  2 1

18.Лучший способ разрешать споры - вовсе избегать их.

5 4  2 1

19.Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

5 4  2 1

20.Первый блин - всегда комом

5 4  2 1

21.На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

5 4  2 1

22.Дружно - не грузно; согласного стада и волк не берет.

5 4  2 1

23.Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое ни одной.

5 4  2 1

24.И мутную воду пьют в невзгоду.

5 4  2 1

25.Всяк сверчок знай свой шесток; в чужие сани не садись.

5 4  2 1

26.Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.

5 4  2 1

27.Мягко стелет - жестко спать.

5 4  2 1

28.В конечном счете справедливость торжествует, а зло наказывается.

5 4  2 1

         

11. Методика “Структура мотивации”

Инструкция к тесту

Оцените степень своего согласия с приведенными ниже утверждениями по следующей шкале:

-3 – полностью несогласен,

-2 – несогласен,

-1 – скорее несогласен, чем согласен,

1 – скорее согласен, чем не согласен,

2 – согласен,

3 – полностью согласен.

Тестовый материал

1. Исследование мне уже порядком надоело.

2. Я работаю на пределе сил.

3. Я хочу сделать все, на что я способен.

4. Мне интересно, что получается при выполнении заданий.

5. Задания в этой работе довольно сложные.

6. Может быть, это исследование никому особенно не нужно, но раз я в нем участвую, то участвую.

7. Я думаю, что мои результаты будут лучше, чем у других.

8. Я ожидаю подтверждения моих успехов в этой работе.

9. Думаю, что мои результаты будут скорее низкими, чем высокими.

10. Задания в этой работе пусть и сложные, но в общем вполне доступные.

11. Мне хотелось бы превзойти свой обычный уровень достижений.

12. Я прикладываю достаточно старания для выполнения заданий.

13. Эта работа имеет для меня смысл, и мой результат в ней не случаен.

14. Я сам выбираю задания, которые выполняю в этой работе.

15. Я ощущаю прилив сил, энергии.

16. Я стремлюсь выполнять все более и более трудные задания.

17. Чем дольше работаешь, тем более становится интересно.

18. Чем труднее даются успехи в этой работе, тем более хочется их достигнуть.

19. Для меня эти задания выполнить нетрудно.

20. Работа меня захватила.

21. Я чувствую себя вполне независимым в выборе вариантов решения заданий.

22. Вероятно, что моя работа имеет для кого-то определенное значение.

23. Я хочу узнать границы своих возможностей в этой ситуации.

24. Не хотелось бы, чтобы мои результаты были низкими.

25. Я добросовестно выполняю задания.

26. Я чувствую, что меня вынуждают заниматься этой работой.

27. Работа такого рода большого интереса не вызывает.

28. Я напрасно выполняю эту работу и вообще зря в ней участвую.

29. Я не хочу выкладываться в этой работе.

30. Скорее всего, в результатах моей работы будет много ошибок.

31. Для меня от этой работы все равно ничего не изменится.

32. Задания в общем довольно простые.

33. Мне безразлично, какие результаты будут у других.

34. Я работаю вполсилы.

35. Я чувствую, что у меня все равно ничего не выйдет.

36. Все эти испытания – лотерея, и вообще они для меня не имеют смысла.

12. Диагностический опросник “Человек-машина”

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут Вам оценить выбор профессии. На вопросы нужно отвечать “да” или “нет”, проставляя ответы в листе ответов под цифрой соответствующего вопроса. Продумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают сомнения или затруднения с выбором ответа, сразу же спрашивайте. Время заполнения листа ответов не ограничивается. Укажите свою фамилию, имя, отчество и дату заполнения!

Опросник:

  1. Нравится ли Вам смотреть на дорогу через ветровое стекло автомобиля?
  2. Сможете ли Вы пробежать 1 км.?
  3. Всегда ли Вы доводите начатое дело до конца?
  4. Часто ли Вам удается поймать случайно задетые столовые приборы (ложку, чашку, тарелку и т.д.)?
  5. Существуют ли у Вас боли (тяжесть) в пояснице (спине)?
  6. Вы человек рассеянный?
  7. Часто ли вы ругаетесь с кем-либо в общественных местах (транспорт, магазины и т.д.)?
  8. Любите ли Вы рисковать?
  9. Пугают ли Вас резкие звуки?
  10. Любите ли Вы работать самостоятельно?
  11. Любите ли Вы в школе уроки труда?
  12. Любите ли вы читать о путешествиях?
  13. Поднимете ли Вы груз весом 16 кг.?
  14. Вы человек обязательный?
  15. Может ли Вас шокировать неожиданная ситуация?
  16. Хорошо ли Вы различаете цвета?
  17. Часто ли Вы теряете предметы быта?
  18. Легко ли Вас вывести из равновесия?
  19. Любите ли вы играть в азартные игры?
  20. Можете ли Вы нормально выполнять работу, когда включен приемник, магнитофон?
  21. Нравится ли Вам однообразная работа?
  22. Сможете ли вы разобраться в несложном техническом чертеже?
  23. Доставляет ли Вам удовольствие разбираться в техническом устройстве машины?
  24. Любите ли Вы заниматься спортом?
  25. Вы бы поехали на красный свет?
  26. Умеете ли Вы полностью расслабляться?
  27. Хорошее ли у Вас зрение?
  28. Умеете ли Вы сосредоточиться на одном деле?
  29. Вы человек выдержанный?
  30. Умеете ли вы вовремя себя остановить, когда видите, что у Вас ничего не получается?
  31. Часто ли Вы забываете выключить чайник, кран в ванной, закрыть квартиру и т.п.?
  32. Любите ли Вы созерцать природу, красивые строения и т.п.?
  33. Нравится ли Вам читать, слушать, смотреть фильм о научно-технических достижениях, устройстве и эксплуатации техники?
  34. Нравится ли Вам управлять техническим средством?
  35. Утомляют ли Вас путешествия?
  36. Уйдете ли Вы спокойно с работы, не выполнив задания на день?
  37. Вы быстро выполняете полученную работу?
  38. Хорошо ли вы видите ночью?
  39. Легко ли Вас отвлечь от какого-либо занятия?
  40. Вы часто ссоритесь по пустякам?
  41. Следуете ли Вы поговорке: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”?
  42. Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела?
  43. Вас усыпляет монотонная работа?
  44. Доставляет ли Вам удовольствие что-нибудь изобретать и конструировать?
  45. “Любит” ли Вас техника?
  46. Любите ли вы физическую работу?
  47. Часто ли вы опаздываете на работу (занятия, встречи и т.д.)?
  48. Вы человек подвижный?
  49. Вызывает ли у Вас отвращение запах бензина?
  50. Вы человек внимательный?
  51. Умеете ли Вы сдерживать свои эмоции?
  52. Присуще ли Вам чувство самосохранения?
  53. Случалось ли у Вас, что, задумавшись, Вы можете пройти подъезд своего дома, не заметить идущего Вам навстречу знакомого и т.п.?
  54. Вы человек усидчивый?
  55. Нравится ли Вам разбираться в устройстве бытовых электро- и радиоприборов?

13. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ “да” или “нет”. Время выполнения методики 10 – 15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Вопросник:

  1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Части ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включатся в новые для Вас компании (коллективы)?
  12. Части ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Части ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы часто утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно в окружении незнакомых людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

14. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”. Система человек – человек.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

  • “достоверность” (Д);
  • “адаптивные способности” (АС);
  • “нервно-психическая устойчивость” (НПУ);
  • “моральная нормативность” (МН).

На каждое утверждение обследуемый должен ответить “да” или “нет”.

Опросник

  1. Бывает, что я сержусь.
  2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
  3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
  4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
  5. Запоры у меня бывают очень редко.
  6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
  7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
  10.  Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  11.  Мне бывает трудно сосредоточится на какой-либо задаче или работе.
  12.  У меня бывают часто странные и необычные переживания.
  13.  У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
  14.  В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
  15.  Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить всё вокруг.
  16.  Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
  17.  Сон у меня прерывистый и беспокойный.
  18.  Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
  19.  Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
  20.  Голова у меня болит часто.
  21.  Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
  22.  Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
  23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
  24.  встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
  25.  Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
  26.  Я человек общительный.
  27.  Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  28.  Большую часть времени настроение у меня подавленное.
  29.  Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  30.  У меня мало уверенности в себе.
  31.  Иногда я говорю неправду.
  32.  Обычно я считаю, что жизнь – стоящая штука.
  33.  Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
  34.  Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
  35.  Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
  36.  Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
  37.  Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.
  38.  Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
  39.  Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  40.  Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
  41.  Часто у меня бывает такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
  42.  Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать всё наперекор, даже  если я знаю, что они правы.
  43.  Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
  44.  Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
  45.  Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
  46.  Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
  47.  Иногда у меня бывает чувство, что я просо должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
  48.  Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
  49.  В детстве у меня была компания, где все старались быть друг за друга.
  50.  Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
  51.  Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  52.  Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
  53.  Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
  54.  У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
  55.  Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
  56.  Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
  57.  Я легко плачу.
  58.  Я мало устаю.
  59.  Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
  60.  С моим рассудком твориться что-то неладное.
  61.  Чтобы скрыть свою застенчивость мне приходится затрачивать большие усилия.
  62.  Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
  63.  Меня беспокоят сексуальные вопросы.
  64.  Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
  65.  Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  66.  Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
  67.  Большую часть времени я испытываю общую слабость.
  68.  Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
  69.  Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  70.  Думаю, что я человек обреченный.
  71.  Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например, в магазине.
  72.  Я злоупотреблял спиртными напитками.
  73.  Я часто о чем-нибудь тревожусь.
  74.  Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
  75.  Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
  76.  Всю свою жизнь я строго следую своим принципам, основанным на чувстве долга.
  77.  Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
  78.  Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
  79.  Я всегда был независимым и свободным от контроля своей семьи.
  80.  У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
  81.  Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
  82.  Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
  83.  Кто-то управляет моими мыслями.
  84.  Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой происходит.
  85.  Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
  86.  В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
  87.  Я вполне уверен в себе.
  88.  Никому не доверять – самое безопасное.
  89.  Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
  90.  Когда я нахожусь в компании мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  91.  Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
  92.  В игре я предпочитаю выигрывать.
  93.  Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
  94.  Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
  95.  Я ежедневно выпиваю много воды.
  96.  Счастливее всего я бываю, когда я один.
  97.  Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
  98.  В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
  99.  Я редко заговариваю с людьми первым.
  100. У меня никогда не было столкновений с законом.
  101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей – это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.
  103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
  104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
  105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
  106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
  107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
  108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
  109. Мне, как правило, везет.
  110. Меня легко привести в замешательство.
  111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
  112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового или начато новое дело.
  114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
  115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  117. Я легко теряю терпение с людьми.
  118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
  119. Часто мне хочется умереть.
  120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
  121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
  122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
  123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
  124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
  125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
  126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
  127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
  129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
  130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
  131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
  132. Меня довольно трудно вывести из себя.
  133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
  134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
  135. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
  136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
  137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
  138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
  139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
  140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
  142. Есть люди. Которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
  143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
  144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
  145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
  146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
  147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
  148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
  149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется всё бросить.
  150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
  151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
  152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
  153. Я человек нервный и легко возбудимый.
  154. Всё у меня получается плохо, не так, как надо.
  155. Будущее кажется мне безнадежным.
  156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
  157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно произойти что-то страшное.
  158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
  159. Я люблю бывать на вечерах или просто в компаниях.
  160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
  161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
  162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
  163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
  164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
  165.  Мне безразлично, что обо мне думают другие.

  1.  Методика “Корректурная проба”

Инструкция

На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.

Пример:

Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Е



Предварительный просмотр:

Психологическое портфолио учащегося по результатам диагностики.

ФИО учащегося

Школа, класс

Дата рождения

Год поступления в школу

Год окончания школы

1. Диагностика сферы профессиональных интересов.

Диагностика данной сферы проводится по следующим методикам:

  1. «Карта интересов»

Цель: определить профессиональные интересы личности.

Интересы выявлены в следующих сферах:

__________________________________         баллы ____________

__________________________________          баллы____________

__________________________________          баллы____________

2) Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Цель: определить профессиональную готовность учащегося.

Тип профессии:   ________________________________

Количество баллов:    __________

3)  «Матрица выбора профессии»

Цель: Определение видов профессий, наиболее близких интересам и склонностям опрашиваемого.

Рекомендуемые профессии:      _________________________________

                                                     _________________________________

                                                      _________________________________

                                                _________________________________

        _________________________________

Рекомендации учащемуся:  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Диагностика профессиональной направленности.

Диагностика данной сферы проводится по следующим методикам:

  1. Тест Голланда

Цель: определить тип личности из шести предложенных типов.

Выявлен тип личности:      ________________________________________

                                             ________________________________________        

2) Опросник Йовайши

Цель: оценка профессиональных склонностей школьников.

Склонность:           ______________________________________________

                               ______________________________________________

        

3. Диагностика профессиональной мотивации.

Диагностика данной сферы проводится по следующим методикам:

  1.  «Конструктивность мотивации»

Цель: определение типа мотивации личности из четырех предложенных.

Тип мотивации:     ____________________________________

        ____________________________________

  1. «Структура мотивации»

Цель: определение структуры мотивации личности.

Ведущая мотивация:    ______________________________________

        ______________________________________

Ведущий мотив:    ___________________________________________

        ___________________________________________

4. Диагностика профессиональной пригодности.

Диагностика данной сферы проводится по следующим методикам:

  1. Диагностический Опросник «Человек-Машина»

Цель: первичное определение пригодности испытуемого для работы на транспорте.

Пригоден  _______________________ (Да/Нет)

  1.  Оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

Цель: выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности.

Склонность:                                                   балл:

Коммуникативная                                      _________                

Организаторская                                        _________

  1. Многоуровневый личностный Опросник «Адаптивность»

Цель:  определение уровня адаптивных способностей, коммуникативных особенностей и нервно-психической устойчивости.

Шкалы:                                                                                 Балл:

1. Адаптивные способности (АС)                                     _______

2. Нервно-психичская

    Устойчивость (НПУ)                                                     ________

3. Коммуникативные особенности (КО)                         ________

4. Моральная нормативность (МН)                                 ________

5.  Диагностика готовности к адекватному профессиональному выбору.

   Диагностика данной сферы проводится по следующей методике:

  1. Корректурная проба Бурдона

Цель:  определить объем и концентрацию внимания.

        

Объем внимания                                                         __________знаков

Концентрация                                                             __________ошибок

Дополнительные исследования.

  1. Навык чтения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельность мышления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Структура интеллекта по Амтхауэру.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личные достижения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Список методик психологической службы

ГБОУ Школы № 1560 «Лидер»

Диагностика сферы профессиональных интересов и склонностей:

1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Цель - методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий.

Опросник рекомендуется использовать в качестве скрининга в интересах профессиональной ориентации и профессионального отбора.

По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на пять типов профессий, по классификации Е.А. Климова:

  1. (Ч-П) – человек-природа
  2. (Ч-Т) – человек-техника
  3. (Ч-Ч) – человек-человек
  4. (Ч-З) – человек-знак
  5. (Ч-ХО) – человек-художественный образ

2. Опросник профессиональных склонностей (Методика Л. Йовайши)

Цель - методика выявляет профессиональные склонности к различным видам деятельности:

  1. Работе с людьми
  2. Исследовательским
  3. Практическим
  4. Эстетическим
  5. Экстремальным
  6. Планово-экономическим

3. Методика «Карта интересов» А. Голомштока

 

Цель - методика предназначена для выявления и уточнения профессиональных инетересов личности.

4. Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Цель - методика выявляет предпочтительную для испытуемого сферу деятельности (или несколько сфер)

5. Методика «Матрица выбора профессии»

Цель - методика помогает уточнить свой профессиональный выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.

6. Методика Дж. Голланда  «Определение профессионального типа личности»

Цель - методика определяет принадлежность к одному из шести типов, что позволяет сузить поле профессионального выбора до одной - двух профессиональных областей.

7. Личностный опросник Д. Кейерси

Цель - методика предназначена для определения профессиональных предпочтений 15-ти профессий.

8. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Цель применения методики – выявление индивидуально-типологических различий, при выполнении рисунков на основе предпочтения геометрических фигур.

9. Психогеометрический тест.

Цель - применение данной методики позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, а также составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

10. Методика «Конструктивность мотивации»

Цель - методика раскрывает отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО представлено схемой взаимоотношений типов мотивации.

11. Методика «Структура мотивации»

Цель - методика определяет доминирующую мотивацию личности.

12.  Диагностический опросник «Человек-машина»

Цель - опросник предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте. Он позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться при наличии внешних раздражителей.

13. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей.

Цель - данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты  с людьми, стремление расширить контакты, умение влиять на людей и тд.)

14.  Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

Цель - данная методика позволяет оценить адаптивные способности, нервно-психическую устойчивость и моральную нормативность.

Диагностика особенностей интеллектуальной сферы:

15. Методика «Эрудит»

Цель - данная методика предназначена для определения уровня усвоения понятий школьной программы, развития основных мыслительных операций и вербального интеллекта. Методика может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности программ и методов обучения.

16. Методика «Тип мышления»

Цель – методика позволяет узнать ведущий тип мышления, то есть индивидуальный способ преобразования информации.

17. Тест интеллектуальной лабильности.

Цель - методика используется для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одной задачи на выполнение другой, не допуская при этом ошибок.

18. Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан.

Цель - тест направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта.

19. Методика определения технических способностей.

Цель - данная методика служит для выявления технических способностей подростков.

20. Тест оценки общих умственных способностей.

Цель - тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта. Структура теста позволяет определить степень сформированности пространственного воображения, лингвистических и математических способностей.

Диагностика особенностей коммуникативной и эмоционально-волевой сферы:

21. Опросник «Социальный интеллект»

Цель - методика позволяет выявить слагаемые социального интеллекта, который является важнейшим условием полноценного профессионального и личностного развития человека.

22. Тест эмоций

Цель - методика применяется для характеристики семи эмоциональных реакций (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия), высокий уровень проявления  которых может затруднить профессиональную деятельность.

23. Методика «Мое здоровье»

В основе методики лежит опросник вегетативной лабильности.

Цель - методика выявляет способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

24. Диагностика стиля общения.

Цель методики – определение ведущего стиля и сформированности навыков общения. Дает возможность подростку оценить эффективность своего поведения в различных ситуациях и выбрать оптимальную модель.

25. Определение уровня внутренней свободы (модификация методики УСК).

Цель - методика помогает определить степень ответственности человека за сложившиеся отношения и обстоятельства его жизни. В основе опросника лежит методика определения Уровня субъективного контроля (УСК), разработанная в НИИ им. Бехтерева для оценки сформированности субъективного контроля личности.

26. Методика «Оценка мотивации достижений»

Цель – методика выявляет уровень мотивации достижений – стремление человека к успеху в различных видах деятельности.

Методика помогает определить три уровня мотивации:

  1. Высокая мотивация. Означает готовность к интенсивной работе, однако может негативно влиять на психоэмоциональное состояние и здоровье.
  2.  Низкий уровень мотивации. Негативно сказывается на трудовой эффективности.
  3. Средний уровень мотивации. Оптимальным считается средний уровень мотивации, однако он индивидуален для каждого человека.

27. Методика определения уровня тревожности.

Цель – методика направлена на выявление уровня тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми.

Методика дает возможность определить три уровня тревожности: высокий, средний и низкий.

28. Методика определения темперамента.

Методика представляет собой сокращенный вариант Личностного опросника Г. Айзенка.

Цель – методика служит для определения таких характеристик, как общительность и эмоциональная устойчивость, которые Айзенк рассматривает как составляющие темперамента. Позволяет узнать свой темперамент и соотнести его с будущей профессиональной деятельностью.

Методика помогает определить четыре типа темперамента:

  1. Холерик
  2. Сангвиник
  3. Меланхолик
  4. Флегматик

28. «Поведение в конфликтах» (модификация методики К. Томаса)

Цель – методика служит для определения поведения в конфликтах.

Методика помогает определить четыре типа поведения:

  1. Приспособление. Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
  2. Избегание, или уход – уклонение от принятия решения.
  3. Сотрудничество, или кооперация – поиск решения, устраивающего обе стороны.
  4. Соперничество, или конкуренция – стремление добиться своего за счет другого.

29. Корректурная проба Бурдона

Методика используется в группе и индивидуально.

Цель – определение объема внимания и концентрации. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются два показателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в школе

Материал для организации профориентационной работы в школе....

Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида

В рамках  реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

Профориентация в школе

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ....

Программа по профориентации воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы.            Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентацион...

Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

             События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению  престижа рабочих  профессий, исчез...

Профориентация в школе

Сегодня основной проблемой для школы стало изучение профориентационной работы. В своей работе, постарались осветить, то что нового введено на уроках профориентации, а также включение в эту работу и уч...