Программа интегрированного курса «Этика и психология общения»
элективный курс по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Заварыкина Ольга Владимировна

Цель интегрированного курса:

Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.

Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.

Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_i_psihologiya_obshcheniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этика и психология общения

Программа курса

город Отрадный

2016

Составители:  Заварыкина О.В.- учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №8 им. Алексеева

                          Климина Н.В.     – педагог- психолог

Программа интегрированного курса « Этика и психология общения» предназначена для преподавателей, ведущих предпрофильную подготовку в 9-11 классах.

Содержание программы ориентировано на развитие культуры коммуникативных навыков учащихся, формирование у школьников общих представлений о психологии и этике взаимоотношений людей, правил поведения в обществе, овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования  межличностных отношений.

Пояснительная записка.

Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны специалистов- практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила деловых и личных взаимоотношений. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле значительно в меньшей степени зависят от его профессиональных знаний. Основа удачи - в его умении общаться с людьми.

Актуальность изучения этого курса определяется тем, что в современном, сложном, многообразном динамичном, полным противоречивых тенденций глобальный масштаб. А ведь профессиональный выбор многих людей связан именно с коммуникативной направленностью. И как правило деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь ,придающих деловым отношениям нравственный характер. В настоящее же время общение строится на других принципах, противоречащих нравственным устоям, выработанным годами, в результате чего происходят непоправимые ошибки, губящие души и судьбы людей.

Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.

Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических занятий. На лекциях учащиеся получают в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначены для демонстрации психологических явлений. Практические занятия включают психодиагностику, освоение правил общения, способы разрешения конфликтных ситуаций, особенности профессионального поведения людей разных профессий.

Применяются различные формы текущего контроля знаний и умений учащихся: ответы на вопросы, тренинги, свободные сочинения, контрольные работы, проектная деятельность.

Цель интегрированного курса:

Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.

Задачи:

  1. Самопознание.
  2. Осознание учащимися своего места в системе человеческих отношений.
  3. Овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования человеческих взаимоотношений, норм и правил общения.
  4. Актуализация и формирование потребности учащихся в саморазвитии.
  5. Оптимизация учебного процесса.
  6. Помощь учащимся в осуществлении реального выбора дальнейшего        обучения на планируемом профиле.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

1. Устанавливать прочные отношения с окружающими,

2. Ориентироваться в системе жизненных ценностей.

3. Управлять личными и деловыми взаимоотношениями.

4. Воздействовать на окружающих.

5. Создавать свой имидж.

6. Разрешать конфликтные ситуации.

7. Владеть навыками этикета.

8. Использовать нормы этикета в различных ситуациях.

9. Распространять свои знания и умения в социуме.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

1.Виды взаимоотношений людей.

2. Особенности различных видов человеческих отношений.

3. Основы взаимоотношений людей.

4. Содержание образа человека как личности.

5. Методы оценки личных и деловых отношений.

6.Психологическая совместимость людей.

7. Способы решения конфликтных ситуаций.

8. Структура и динамика отношений в малой группе.

9. Основные правила этикета.

10. Современные принципы этикета.

11. Этикет в культуре деловых отношений.

12. Этикет в общественных местах.

13. Этикет в культуре внешности.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю)

Содержание программы курса «Этика и психология общения» (16 часов)

Тема. 1. Общее представление о взаимоотношениях людей.

             Взаимоотношения. Особенности различных видов отношений. Основы взаимоотношений людей. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений.

Тема.2.   Восприятие и понимание людьми друг друга.

Содержание образа человека как личности. Восприятие человеком самого себя. Понимание людьми друг друга. Причины ошибок в межличностном восприятии. Практические упражнения в восприятии и понимании людей.

Тема.3. Личные и деловые взаимоотношения.

             Виды личных и деловых отношений. Деловые отношения. Методы оценки личных и деловых взаимоотношений.

Тема.4. Семейные отношения.

           Виды. Психологическая совместимость людей в семье. Становление и развитие семейных отношений. Конфликты во внутрисемейных отношениях, способы их решения.

Тема.5. Взаимоотношения в малых группах.

             Групповой образ жизни. Структура и динамика отношений в малой группе. Отношения индивида и группы. Межгрупповые отношения. Практический анализ взаимоотношений в группе как в коллективе.

Тема.6. Отношения человека и общества.

              Общество и человек. Государства, нации, религиозные общины как разновидности больших социальных групп, их особенности. Социальные установки. Методы изучения социальных установок.

Тема.7. Конфликты.

            Виды конфликтов. Причины, приводящие к конфликтам, способы их разрешения.

Тема.8. Управление личными и деловыми взаимоотношениями.

             Ошибки в общении. Факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие. Убеждение, ведение споров и дискуссий. Критика и самокритика.

Тема.9. Сущность, принципы и функции этикета.

                 Этикет. Современные принципы этикета. История развития.

Тема.10. Этикет в культуре общения.

               Типы жизненных ситуаций. Правила этикета в различных ситуациях. Зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса. Этике в культуре внешности.

Тема.11. Этикет в профессиональной деятельности.

                 Особенности трудовой деятельности людей. Коммуникативная компетентность. Правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Тема.12. Этика семейных отношений.

              Семейные праздники, традиции. Правила общения взрослых и детей. Увлечения, ценности.

Тема.13. Деловое общение.

                Принципы делового общения. Влияние личностных качеств на общение. Темперамент в мире профессиональных отношений.

 Тема.14. Групповые формы делового общения.

                 Диалоговые и групповые формы делового общения. Совещание. Общение по телефону. Визитные карточки.

Тема.15. Деловые беседы и переговоры.

                Значение бесед и переговоров. Подготовка к переговорам. Этапы переговорного процесса. Правила налаживания отношений между партнёрами на предварительных переговорах. Организационные вопросы. Этические нормы и принципы.. Деловые завтрак, обед, ужин.

Тема.16. Вербальные и невербальные способы делового общения.

                Речь. Жесты. Мимика, Язык телодвижений.

Тематическое планирование курса « Этика и психология общения»

№ п/п

Содержание

Кол. часов

Формы деят.

 1.

Общее представление о взаимоотношениях людей

1

Лекция

 2.                              

Восприятие и понимание людьми друг друга.

2

Семинар-тренинг

3.

Личные и деловые взаимоотношения

2

Деловая игра

4.

Семейные отношения

2

лекция

5.

Взаимоотношения человека и общества

2

Групповая форма работы

6.

Отношения человека и общества

2

конференция

7.

Конфликты, способы их разрешения

2

семинар

8.

Управление личными и деловыми взаимоотношениями

3

собеседование

9.

Сущность, принципы и функции этикета

2

Круглый стол

10.                                

Этикет в культуре общения

2

лекция

11.

Этикет в профессиональной деятельности

2

Деловая игра

12.

Этика семейных отношений

2

Деловая игра

13.

Деловое общение

2

лекция

14.

Групповые формы делового общения

3

семинар

15.

Деловые беседы и переговоры

2

Работа в группах

  1. Вербальные и невербальные способы  тренинг
  2. общения                                3

           

Литература:

 

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва 1989г.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М. 1982
  3. Земска М. Семья и личность – М. 1986
  4. Андреева Г.М. Социльная психология –М. 1988
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. -. 1991
  6. Сухарев В.А. Быть деловым человеком – Симферополь1996
  7. Браим М.Н. Этика делового общения – Минск 1996
  8. Дебольский М. Психология делового общения – М. 1991

Приложение

Информация об авторах программы

Заварыкина Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 8 им. С.П. Алексеева

Климина Наталья Владимировна- педагог- психолог, директор ДМО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Программой предусмотрено изучение содержания курса «Этика и психология семейной жизни» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание м...

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Программа по курсу "Этика и психология семейной жизни" направлена на формирование у подростка с нарушением интеллекта адекватных представлений о семье и ее значении в жизни человека....