Главные вкладки

    Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка
    статья по психологии на тему

    КАЗАРИНА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА

    Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  детей в группе и для воспитателей.

     Игра, в свою очередь, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте может способствовать коррекции  отклоняющихся от нормы особенностей поведения гиперактивного ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл игра, как коррекция поведения33.11 КБ

    Предварительный просмотр:

             Игра как способ коррекции поведения гиперактивного ребенка

    Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  детей в группе и для воспитателей.

     Игра, в свою очередь, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте может способствовать коррекции  отклоняющихся от нормы особенностей поведения гиперактивного ребенка. 

    В настоящее время многие дети отличаются гиперактивностью в поведении. На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению: нужно ли считать гиперактивность патологией или же это индивидуальная особенность характера. Но определенные моменты в поведении такого ребенка вызывают обеспокоенность.

    Гиперактивным детям свойственны такие  особенности, как дефицит внимания, импульсивность, не умение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость.  Если вы столкнулись с такой проблемой, то преодолеть ее будет нелегко. Потребуются общие усилия родителей, педагогов, детских психологов, а при необходимости психиатров.

    Сегодня мне бы хотелось поговорить о ведущей  деятельности любого ребенка в дошкольном возрасте – игре.

    Благодаря правильно подобранным играм можно скорректировать  отклоняющиеся от нормы особенности поведения гиперактивного ребенка.

    КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?

    Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как не умение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.

    На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.

    Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух функций, можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре более двух функций.

    НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ

    В начале игры необходимо создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

    В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

    • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
    • Избегайте повторений.
    • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
    • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
    • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
    • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
    • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
    • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
    • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
    • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
    • Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

    ЧЕМ ЗАНЯТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

    В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

    Каким должно быть содержание игр?

    Прежде всего это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.

    Например, можно использовать игру «Ласковые лапки», «Разговор с руками!» (содержание всех игр см. в Приложении).

    Можно использовать игровые упражнения для группы детей типа «Передай мяч», «Сиамские близнецы», «Давайте поздороваемся», «Веселая игра с колокольчиком».  Данный вид игр помогает снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка.

    Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «»Найди отличие», «Запрещенное движение», «Говори» для индивидуальной работы и такие как «Море волнуется раз…», «Зевака», «Слушай команду», «Расставь посты» «Замри» для группы детей.

    Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Кричалки-шепталки-молчалки», «Час «Тишина» и час «Можно»», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка. Для группы детей можно использовать следующие игры «Менялки», «Постройтесь двойками, тройками».

    В Приложении приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый родитель или педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).

    КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

    Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

    Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

    Критерии оценки

    Гиперактивный ребенок

    Тревожный ребенок

    Контроль поведения

    Постоянно импульсивен

    Способен контролировать поведение

    Двигательная активность

    Постоянно активен

    Активен в определенных случаях

    Характер движений

    Лихорадочный,

    беспорядочный

    Беспокойные, напряженные движения

    Приведенная таблица поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разно образных конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами.

    Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

    КРИТЕРИИ ГИПEРАКТИВНОСТИ

    Дефицит активного внимания

    1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив.

            

    Двигательная расторможенность

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

    4. Очень говорлив.

    Импульсивность

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.

    3. Плохо сосредотачивает внимание.

    4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет; на одних занятиях успешен, на других - нет.

    Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родите ли не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдeт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     «Найди отличия»

    Цель. Развивать умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.), передает, ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

            Игру можно проводить и с группой. В этом случае дети по очереди рисуют на доске и отворачиваются (возможность движения не отграничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    «Ласковые лапки»

    Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, -  отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно по меняться с ребенком местами.

    «Кричалки - шепталки – молчалки»

    Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

    Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

     «Менялки»

    Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

    Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего - тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т.д.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

    «Разговор с руками»

    Цель. Научить детей контролировать свои действия.

    Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: нарисовать глазки, ротик на ручках ребенка.

    После этого можно затеять беседу с  руками: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами, подчеркивая, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и  хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

    Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвал ив послушные руки и их хозяина. 

    «Говори»

    Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.

    Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!", "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? … Говори!", "Какой сегодня день недели? ... Говори!", "Сколько будет два плюс три?"». И т.д.

    Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

    Час «Тишина» и час «Можно»

    Цель. Дать ребенку возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.

    Договоритесь с детьми: когда они уста нут или займутся важным для них делом, в группе наступит час «Тишина». Дети будут вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. В награду за это наступает час под названием «Можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными для детей. Лучше заранее оговорить, какие действия разрешены, а какие запрещены.

    С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «нe слышит»).

    «Передай мяч»

    Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

    В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее пере дать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

    «Сиамские близнецы»

    Цель. Научить гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между детьми.

    Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обними те друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две го ловы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, лечь, встать, пори совать, попрыгать, похлопать в ладоши». И т.д. Чтобы «третья нoгa» действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только нога ми, но и спинами, головами и др.

    «Зeвaка»

    Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

    Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

     «Слушай  команду»

    Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

    Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (на пример: «Положите правую руку на плечо coceдa») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

    Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям  успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

    «Расставь посты»

    Цель. Развивать навыки волевой регуляции, способность концентрировать внимание на определенном сигнале.

    Дети под музыку маршируют друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только он хлопнет в ладоши, идущий последним должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Так командир расставляет всех  детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

     «Запрещенное движение»

    Цель. Учить играм с четкими правила ми, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или по кружиться на месте).

     «Замри»

    Цель. Развивать внимание и память. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны за стыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется один играющий.

    «Давайте поздороваемся»

    Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

    Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться на до определенным образом: один хлопок  здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами.

    Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

    «Веселая игра с колокольчиком»

    Цель. Развивать слуховое восприятие. Все садятся в круг, по желанию детей выбирают водящего (если желающих нет, эта роль отводится взрослому). Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего - поймать чело века с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая работа « ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»

    Часто неодекватное поведение детей у педагогов и воспитателей вызывает недопонимание. И чтобы скорректировать некоторые виды в поведении детей--попробуем внести в их жизнь игру. Посредством различных ...

    Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

    Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

    Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

    Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

    Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

    коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

    Ритмика и игра - как форма коррекции агрессивного поведения школьников

    В разработке используются материалы из авторской программы...

    Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания

    Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...

    «Гиперактивный ребенок, коррекция поведения »

        Синдром гиперактивности у детей — это очень распространенное рас-стройство, которое встречается у многих ребят дошкольного и младшего школьного возраста.     ...