«Гиперактивный ребенок, коррекция поведения »
консультация

Соловьёва Ирина Рудольфовна

      Синдром гиперактивности у детей — это очень распространенное рас-стройство, которое встречается у многих ребят дошкольного и младшего школьного возраста.

       В этот период осуществляется переход к ведущей (учебной) деятель-ности и поэтому увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гиперактивный ребенок32.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Доклад  на тему:

«Гиперактивный ребенок, коррекция поведения »

                                    Воспитатель :   Соловьева И.Р.

Ковров 2018 год

      Синдром гиперактивности у детей — это очень распространенное рас-стройство, которое встречается у многих ребят дошкольного и младшего школьного возраста.

       В этот период осуществляется переход к ведущей (учебной) деятель-ности и поэтому увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнару-живают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неоргани-зованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов со специалистами. Иногда такое состояние доходит вплоть до того, что затрудняется адаптация ребенка в обществе. Тогда отклонение характеризуется как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Выделяются следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но специально приключений или острых ощущений не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость, невнимательность.

      В повседневном поведении гиперактивным детям  свойственны непос-ледовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает таких учеников нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаи-модействие со сверстниками, а дома - с братьями, сестрами, родителями.

       Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% - обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискалькулии.

Роль педагогов в коррекции поведения ребенка

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

·        В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.

·        Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

·        Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

·        Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

·        Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

·        Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

·        Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

·        Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

·        Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

·        Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

·        Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

·        Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Как вылечить гиперактивность

Лечение гиперактивности обычно осуществляется при помощи психо-терапии. Во-первых, гиперактивность необходимо отличать от обычной повышенной активности, так как зачастую здоровая детская активность может восприниматься спокойными родителями как ненормальное пове-дение. Кстати, бывает и наоборот — явно гиперактивные дети восприни-маются родителями как просто чересчур шаловливые. Именно поэтому ребенка, у которого подозревается гиперактивность, необходимо отвести к квалифицированному психологу, который сможет определить факт наличия гиперактивности на сто процентов. Кроме психотерапии, ребенок нуждается во внимании родителей, а также обучению различным спокойным занятиям и методикам.

В повседневном общении с гиперактивными детьми должны избегать рез-ких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”. Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессии. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку “нет”, а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок “носится как вихрь”, можно предложить ему на выбор 2 или 3 других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется подушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.

Кажется гиперактивные дети никогда не устают, такие дети, конечно же, очень устают. И именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое  часто принимают за активность. Они очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, рекомендуется ограничит пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя, классной доски.

Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки).

На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.

 В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте. Но если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что с годами проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка считают зачастую просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают складываться приблизительно с 13-ти лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека. К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Главное условие успеха – комплексный подход к лечению и воспитанию, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога, и родителей.

Игры и упражнения с гиперактивными детьми

Игры на развитие внимания:

«Только об одном»

Эта игра может показаться скучноватой, на взгляд взрослых. Однако дети ее почему-то очень любят.

Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Теперь объясните правила. В этой игре можно говорить только об одном - о выбранной игрушке. Причем говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так фразы типа: «А я у бабушки видел похожую...» - будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим! Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.

Примечание. Лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли со своим ребенком определенных высот!

«Волшебное число»

С этой игрой могут справиться дети, умеющие хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса.

Необходимо несколько участников игры. Они будут считать по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок должен просто назвать число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. В этом случае нужно сказать какое-то волшебное заклинание (например, «абракадабра») и перекинуть мяч следующему человеку.

Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того, как предыдущий игрок произнес «заклинание», а не число.

Примечание. «Волшебным» в этой игре можно сделать любое число, но начинать лучше с трех, так как это действительно волшебное число всех русских сказок (что можно обсудить с ребенком).

«Пишущая машинка»

В эту игру имеет смысл играть, если у вас в доме (постоянно или временно) есть несколько детей, умеющих читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки и «напечатают» то предложение, которое вы им скажете. Участники игры должны по очереди вставать и называть по одной букве. Им придется быть очень внимательными, чтобы не ошибиться в выборе буквы и не пропустить свою очередь!

Когда «печатаемое» слово заканчивается, все «клавиши» должны встать. Когда нужен знак препинания, то все топают ногой, а в конце предложения точку обозначают хлопком в ладоши.

Клавиши, которые неверно печатают, будут отправляться в мастерскую, то есть дети, сделавшие по три ошибки, будут выходить из игры. Оставшиеся, напротив, считаются победителями. На таких детей-клавиш можно и гарантию давать, не боясь разориться на ремонте!

Примечание. Если игроки разного возраста, то фразу для печати лучше давать такую, с которой справится даже самый младший из них. Тогда все играющие будут в равных условиях и не проиграют только потому, что еще не учили в школе тех или иных правил русского языка.

«Ухо-нос»

Условия игры. Ребенок слушает команду «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. Можно видоизменять данную игру как «пол-потолок», «ухо-нос-потолок» и так далее по желанию ведущего.

Игры на развитие волевой регуляции:

«Четыре стихии»

Условия игры. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Летает – не летает»

Цель:  развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Условия игры.   Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Игры на расслабление и релаксацию:

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу: вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

«Шалтай-Болтай»

Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.

Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:
Шалтай-Болтай

Сидел на стене…

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.

Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.

«Тающее мороженое»:

Детям предлагается представить себя мороженым. А затем постепенно медленно расслаблять кисти, локти, руки и максимально расслабиться, слегка наклонившись вперед, чтобы руки болтались.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика):

«Ладошки»

Вслед за взрослым дети  выполняют пальчиковую гимнастику:

Разотрем тихонько руки (ладонь правой руки проводит круговые движения по левой в вертикальном положении).

Каждый пальчик мы пожмем, каждый пальчик мы пожмем (правая рука пожимает пальцы левой руки, затем левая пожимает пальцы правой руки).

Руки с мылом мы помоем (имитация мытья рук).

Домик мы построим (пальцы левой руки находят соответствующие пальцы правой).

Тепло побережем (собрать пальцы двух рук в замок).

Выпустим мы пальчики, пусть бегут как зайчики (пальцы имитируют движения бега зайцев).

«Лягушка»

Одновременные движения руками по поверхности: правая рука - кулак, левая рука - ладонь, а затем наоборот, левая рука - кулак, правая рука - ладонь

«Лезгинка»

Одновременные движения руками: правая рука смотрит вверх кулачком, указательный палец левой руки приставлен к мизинцу правой и, наоборот.

«Ухо-нос»

Одновременные движения руками: правая рука держится за нос, левая рука держится за правое ухо; хлопок; левая рука держится за нос, правая рука держится за левое ухо.

Игры на развитие коммуникативных умений:

«Головомяч»

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем, привычная для него импульсивность делу не поможет.

Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания, конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием «старт». Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.

А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

Примечание. Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.

«Сантики-фантики-лимпопо».

Игроки встают в круг. Выбирается один ребёнок, который выходит из круга и, не подглядывая, ждет. Остальные выбирают в кругу того, кто будет показывать движения, и начинают повторять за ним, повторяя слова «сантики-фантики-лимпопо». Тот, кто выходил из круга должен угадать, за кем играющие показывают движения.

«Поменяйтесь местами те, кто...»

Играющие садятся в круг на стулья. В середине круга стоит ведущий, который говорит следующие слова: «Поменяйтесь местами те, кто...» - и заканчивает фразу. Согласившиеся с тем, что сказал ведущий, меняются местами, в тоже время ведущий тоже должен занять место среди играющих. Теперь в середине круга оказался следующий ведущий.

«Лавота»

Участники игры встают в круг, водящий начинает игру словами: «Мои руки хороши, а у соседа лучше». После этих слов ведущего, игроки берутся за руки и идут по кругу, повторяя слова: «Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш - это лавота».

Потом в игре ведущий по очереди предлагает взяться за плечи, животы, колени, пятки, и каждый раз участники идут по кругу и поют смешную песенку.

Литература:

Буянов М.И., “Ребенок из неблагополучной семьи”, М., Просвещение, 1988г.

Волина В., “Как стать хорошим”, СПб., Дидактика плюс, 2001 г.

Возможности практической психологии в образовании, под ред. Пилипко Н.В.,М., 2001 г.

Заваденко Н.Н., “Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей”, Мир психологии №1, М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии.Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы...

Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания

Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...

Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка

Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  дете...

Консультация "Правила поведения с гиперактивным ребенком"

Способы коррекции гиперактивности у дошкольников...