Главные вкладки

    Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания
    статья на тему

    Петрова Ирина Аркадьевна

    Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системой ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гиперактивный ребёнок,

    коррекция воспитания

    Автор:    учитель-дефектолог ГБДОУ №79

    Красносельского района г. Санкт-Петербурга

    Петрова Ирина Аркадьевна

    декабрь 2017 год

    Начало заболевания

    Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системой ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может провести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

    Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

    Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы).

    В психическом отношении они отстают в своём развитии (парциальные задержки развития на 1,5-1,7 года), однако стремятся руководить. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать, не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

    Кроме нарушения внимания, повышенной двигательной активности и импульсивности для детей с синдромом характерны чрезмерная болтливость, раздражительность, инфантильное поведение, излишняя капризность (особенно к концу дня), отказы что-либо делать, которые ничем не мотивируются, агрессивность и другие отклонения поведения.

    По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы, наличие которых необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень – это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами заболевания.

    Лечение и коррекция СДВГ

    Лечение детей с синдромом внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в области клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

    «Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

    • просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
    • обучение родителей и учителей поведенческим программам;
    • расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
    • специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
    • медикаментозная терапия;
    • аутогенная тренировка и суггестивная терапия (гипноз).

    Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит изменение окружения ребёнка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

    Домашняя программа коррекции включает:

    • изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);
    • изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);
    • организацию режима дня и места для занятий;
    • специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки вознаграждения.

    В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в школе же основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справится с трудностями.

    Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям.

    Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения. У этих детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

    Улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия будут вознаграждены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

    Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?...

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

    Гиперактивный ребёнок в школе и дома

    Как проявляется гиперактивность?  Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации  психологов родителям гиперактивного ребенка....

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

    Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

    Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка

    Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  дете...

    «Гиперактивный ребенок, коррекция поведения »

        Синдром гиперактивности у детей — это очень распространенное рас-стройство, которое встречается у многих ребят дошкольного и младшего школьного возраста.     ...