Главные вкладки

    Гиперактивный ребёнок в школе и дома
    статья на тему

    Как проявляется гиперактивность?  Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации  психологов родителям гиперактивного ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гиперактивный ребёнок в школе и дома

    В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. О таких детях говорят: “подвижные”, “шустрики”, “энерджайзер”, “вечный двигатель”, “живчик”, “вулканчик”. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, воспитатели, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

    Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией, сокращённо ММД. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

    Как проявляется гиперактивность?

    Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с учителем, психологом.

    Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

    • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
    • Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
    • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    • С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
    • На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
    • При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
    • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
    • Не может играть тихо, спокойно.
    • Болтливый.
    • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
    • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
    • Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
    • Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

    О том, что ребёнок гиперактивный, можно говорить, если наличествуют восемь из всех симптомов.

    Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания в первую очередь родителей. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

    Коррекция в семье…

    Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

    При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

    • с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
    • с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

    Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

    Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

    • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
    • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
    • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

    Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

    • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
    • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
    • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

    Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

    И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Играйте….

    Не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И поранишься о шипы, мы всё равно видим их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

    Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

    Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?...

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

    Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

    Что делать с гиперактивным ребёнком

    Советы для родителей гиперактивного ребенка...

    Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания

    Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...

    Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка

    Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  дете...