Главные вкладки

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?
    консультация на тему

    Климкина Светлана Анатольевна

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc533 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

    Активный ребёнок – это малыш, который нормально развивается, много двигается, любит бегать, прыгать, играть со сверстниками и стремится к познанию мира. А чем тогда отличается активный ребёнок от гиперактивного?

    Тест на гиперактивность

    Активный ребёнок

    • Большую часть дня проявляет активность, предпочитает подвижные игры спокойным (кубики, пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – с удовольствием слушает книжку, рисует и собирает пазлы.
    • Быстро и много говорит, задаёт большое количество вопросов.
    • Легко засыпает, спокойно спит, нет проблем с пищеварением.
    • Поведение меняется в зависимости от ситуации. Например, беспокойный и непоседливый дома, малыш может вести себя вполне спокойно в детском саду или в гостях у малознакомых людей.
    • Не отличается повышенной агрессивностью, редко сам становится инициатором конфликта.

    Гиперактивный ребёнок

    • Находится в постоянном движении и не может себя контролировать, даже если он устал, продолжает двигаться, а выбившись из сил, плачет и устраивает истерики.
    • Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
    • С явным энтузиазмом берётся за задание, но почти никогда не заканчивает его.
    • Не способен надолго сосредоточить внимание, даже на интересном для него занятии.
    • Часто теряет вещи.
    • Часто бывает болтливым. Когда говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт много вопросов, но редко выслушивает ответы.
    • Гиперактивного ребёнка трудно уложить спать, и спит он беспокойно. У него часто бывают кишечные расстройства и склонность к аллергическим реакциям.
    • Ребёнок в любых условиях: дома, в магазине, детском саду, на улице ведёт себя одинаково активно, не реагирует на запреты и ограничения, не подчиняется контролю, самоконтроль тоже отсутствует.
    • Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, пускает в ход подручные средства: палки, камни…

    Причины гиперактивности

    Специалисты выделяют три группы причин детской гиперактивности: наследственная предрасположенность; патологические отклонения в течение беременности и родов; психологические травмы в результате неправильного воспитания и нездоровой обстановки в семье.

    Главное отличие гиперактивности от особенностей темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а нарушение психофизиологического здоровья, вызванное органическими повреждениями головного мозга в ходе беременности, родов и раннего периода жизни.

    Как себя вести родителям

    Чтобы помочь своему малышу преодолеть проблемы, родителям необходимо начать с себя: стать более организованными, научиться спокойно вести себя в любой ситуации, уделять больше внимания ребёнку, проявляя терпение, доброту и разумную строгость.

    В первую очередь, родителям необходимо избегать крайностей в воспитании ребёнка: как проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, так и излишней строгости, требовательности, пунктуальности, жесткости в наказаниях.

    Очень важно научиться внимательно,  выслушивать то, что хочет сказать ребёнок, в противном случае, он не услышит взрослых. Чтобы добиться желаемого без  крика родители могут многократно, нейтральным тоном, одними и теми же словами повторять свою просьбу.

    Поскольку у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, они не восприимчивы к выговорам и наказанию, количество запретом и ограничений следует свести к разумному минимуму, избегать частого повторения слов «нет» и «нельзя», отказаться от физических наказаний. В то же время, не следует разрешать детям делать всё, что им захочется, нужно спокойно объяснить малышу, почему это вредно или опасно, или отвлечь его, переключить внимание на что-то другое.

    При совсем неприемлемом поведении следует наказать ребёнка, это может быть словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение чего-то приятного.

    Не следует настаивать на том,  чтобы ребёнок во что бы то ни стало,  извинился.

    Не имеет смысла читать нотации, ребёнок всё равно их не слышит.

    Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегайте мест с большим скоплением людей (магазинов, рынков и пр.)

    Необходимо эмоционально поддерживать малыша во всех попытках конструктивного, положительного поведения, хвалить ребёнка при каждом его успехе; такие дети очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение, поддержку. Очень важен эмоциональный контакт с ребёнком: добрый взгляд, прикосновение, внимание и общение. В трудной ситуации необходимо обнять малыша, прижать к себе, выслушать, успокоить.

    • Условия, необходимые для формирования здоровой психики и адекватного поведения ребёнка:
    • Спокойная психологическая обстановка в семье.
    • Четкий распорядок дня с обязательными прогулками на свежем воздухе.
    • Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Ребёнку необходимо выплёскивать энергию, научите его это делать.
    • Контролировать эмоции помогут «агрессивные» игры, длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, плавание, бег, главное, чтобы ребёнок не переутомляется.
    • Систематические занятия гимнастик5ой снимают напряжение и оказывают общеукрепляющее воздействие на весь организм.
    • Приучайте малыша и к спокойным занятиям и играм, всячески поощряйте те виды деятельности, которые предполагают концентрацию внимания. Гиперактивным детям очень полезны игры с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Обязательно читайте малышу книги. Слушание книг развивает не только речь, но и внимание, память, мышление, интеллект.
    • Работа с ребёнком проводится по нескольким направлениям: необходимо снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребёнка, то есть обращать внимание на то, что его заинтересовало, говорить с ним об этом, анализировать.
    • Как можно чаще говорите ребёнку, как сильно вы его любите, ведь главный  стимул развития ребёнка – это любовь родителей и сотрудничество с ними.

    От того, в каком состоянии находится наш позвоночник, зависит здоровье в целом

    Присмотритесь внимательно, как двигается, сидит или стоит ваш ребёнок. Возможно, то, что вы увидите, не вызовет эстетического удовольствия и даже уязвит родительское самолюбие… По наблюдениям врачей, почти треть детей уже в 5 лет имеют неправильную осанку. Причин, увы, может быть слишком много, начиная от родовой травмы и заканчивая привычкой малыша стоять, неправильно распределяя вес тела на стопы. Кроме того, важно, как малыш питается. Известно, что нехватка минеральных веществ способствует разрушению хрящевой ткани между позвонками, и позвоночник теряет гибкость.

    Что мы имеем в итоге? Зачастую дети ходят, как старички, по лестнице поднимаются, держась за перила, некоторые сильно отстают от сверстников в росте. С этим надо что-то делать – решают мама и папа. Одних малышей определяют в спортивную секцию, других – отводят на занятия йогой.

    Красиво – значит, правильно

    Здоровый позвоночник – это в первую очередь правильная осанка. Вот её верные приметы – лопатки должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника на одном уровне, плечи также на одном уровне и слегка развёрнуты, позвоночник проходит по прямой линии, как струна.

    Замечено, что многие дети (впрочем, как и большинство взрослых) не умеют правильно стоять. Они неравномерно распределяют вес на стопы, перенося всю тяжесть на пятки. В результате – позвоночник постепенно деформируется. Кроме того, перенапрягаются мышцы ног. Ребёнок устаёт, начинает переминаться с ноги на ногу и стремится быстрее присесть. Кстати, в это время он тратит много лишней энергии, чтобы удержать своё тело. Научите его стоять правильно: стопы должны быть параллельны друг другу, расстояние между ними примерно на ширине плеч, позвоночник прямой. В таком положении животик сам собой втягивается, грудная клетка расправляется и выдвигается вперёд, мышцы бёдер сокращаются. Всё тело, обретшее необходимые и правильные точки опоры, приобретает завидную устойчивость. Вначале хорошо проделать это немудрёное упражнение у стеночки, а потом – без опоры.

    Упражнения этого комплекса можно осваивать приблизительно с 3-4 лет и выполнять регулярно. Они помогут сохранить не только красивую осанку, но и подвижность суставов рук, позволят укрепить мышцы спины, улучшить кровообращение позвоночника и головного мозга. Комплекс рассчитан на 5 минут, а делать его можно где угодно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

    Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

    Гиперактивный ребёнок в школе и дома

    Как проявляется гиперактивность?  Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации  психологов родителям гиперактивного ребенка....

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

    Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

    Что делать с гиперактивным ребёнком

    Советы для родителей гиперактивного ребенка...

    Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания

    Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...

    Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка

    Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  дете...