Рекомендации по организации профориентации старшеклассников, с выраженными индивидуально-психологическими особенностями
материал по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Цель рекомендаций: оказание методической помощи педагогам-психологам, занимающимся подготовкой старшеклассников к выбору профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации профориентации старшеклассников, с выраженными индивидуально-психологическими особенностями

Цель: оказание методической помощи педагогам-психологам, занимающимся подготовкой старшеклассников к выбору профессиональной деятельности.

Гипертимный тип

1.        Особенности поведения и общения: характеризуется преобладанием хорошего настроения, повышенным жизненным тонусом и оптимизмом,  возбужденностью, повышенной активностью и подвижностью. Гипертимные люди общительны и коммуникабельны, они стремятся быть среди людей, при этом проявляют лидерские способности в группе. Выражено стремление подчинить сверстников своим желаниям, при этом конфликтен с родителями и педагогами. Склонен к риску, легко завязывает отношения с лицами делинквентной направленности, способен возглавить группу подростков или участвовать в групповом преступлении совместно со взрослыми.

2.        Стрессовые факторы и ситуации: Ситуации, в которых человек лишен возможности широких контактов и проявления инициативы; одиночество; монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности; жесткий мелочный контроль; отсутствие доверия; чрезмерная опека.

3.        Предпочитаемые и не предпочитаемые профессии:

  • Предпочитает профессии сферы «Человек-человек»: адвокат, промоутер, стюардесса, кассир, страховой агент, социальный работник, работник налоговых служб, психолог, политолог, бармен, менеджер, педагог и др.
  • Не предпочитает профессии сферы «Человек-природа»: биолог, зоолог, ветеринарный врач, ландшафтный дизайнер, кинолог, агроном, зооинженер и др.

4.        Направленность занятий:

  • выявить имеющиеся профессиональные интересы, причину, движущую силу данных интересов (возможны негативные проявления, такие как, за копанию с другом, расположение учебного заведения рядом с домом и т.д.);
  • раскрыть важность выбора профессии, ответственность за данный выбор;
  • в рамках групповых занятий со сверстниками, имеющими дружеские отношения с гипертимным ребенком проанализировать сферы профессиональной деятельности и качества, необходимые специалистам каждой сферы. Провести тренинг в той же группе, направленный на  анализ собственных личностных качеств, соотнести их со сферами профессиональной деятельности. В итоге данной работы необходимо показать ребенку, что его качества подходят для работы в системе межличностных взаимоотношений;
  • определиться в профессии, путем соотнесения подходящей личностным особенностям сферы профессиональной деятельности и выявленных интересов;
  • в рамках занятий необходимо обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других;
  • учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны педагога.

5.        Особенности проведения занятий 

  • необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства;
  • можно использовать в качестве активного помощника;
  • давать поручения в группе: организатор творческих дел и др.;
  • необходимо создание условий для проявления инициативы;
  • нужна четкая аргументация границ поведения;
  • особо важна уважительная форма общения с ним, рекомендуется избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности;
  • допустима четкая, спокойная аргументированная оценка результатов деятельности ребенка;
  • необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений;
  • поддержание работоспособности на занятиях возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий;
  • в силу неусидчивости и энергичности, беседы лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу самому ребенку.

Лабильный тип

1.        Особенности поведения и общения: характеризуется изменчивым настроением, ярко выраженными эмоциями, повышенной отвлекаемостью на внешние события, словоохотливость, влюбчивость. У человека с лабильным типом выражены такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, при этом они чрезмерно впечатлительны, патетичны, подвержены паникерству и отчаянию.

2.        Стрессовые факторы и ситуации: неудачи, горестные события воспринимают трагически.

3.        Предпочитаемые и не предпочитаемые профессии: 

  • не предпочитают профессии сферы «Человек-знаковая система» -корректор, лингвист, физик, провизор, бухгалтер, вебдизайнер, программист, оператор ПК и др.,  а также не предпочитает профессии сферы «Человек-природа»: биолог, зоолог, ветеринарный врач, ландшафтный дизайнер, кинолог, агроном, зооинженер и др.

4.        Направленность занятий:

  • выявить профессиональные интересы, причину, движущую силу данных интересов (узнать повлиял ли кто-то на данные интересы);
  • в силу того, что они зависят от значимого окружения узнать круг его друзей;
  • Проводить профориентаионные занятия в группе учащихся, с которыми у лабильного старшеклассника есть дружеские взаимоотношения;
  • на занятиях необходимо узнать профессиональные интересы детей, обратить внимание на то как к ним относится лабильный старшеклассник (важно, чтобы он не увлекся их интересами к профессиям и не последовал по их пути);
  • важно донести до ребенка ответственность за выбор, преимущества  самостоятельного выбора;
  • в рамках групповых занятий проанализировать сферы профессиональной деятельности и качества, необходимые специалистам каждой сферы. Провести тренинг в той же группе, направленный на  анализ собственных личностных качеств, соотнести их со сферами профессиональной деятельности. В итоге данной работы необходимо показать ребенку, что его качества не подходят для работы в знаковой системе и системе живой природы;
  • определить подходящую ребенку профессию, путем соотнесения профессиональных интересов ребенка, его личностных качеств и профессии не входящих, в выше названные сферы;
  • дать возможность членам группы высказаться относительно достоинств данной профессии, а также высказать мнение (позитивное) относительно данного ребенка в этой профессии;
  • на занятиях важно учить преодолевать трудности, борьбе с чувством обиды.

5.        Особенности проведения занятий:

  • необходимо ограничить: явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упреки, бестактность в его адрес;
  • не проявлять безразличие, антипатию;
  • быть последовательным;
  • создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический климат в коллективе;
  • учитывать их способность на глубокую и искреннюю привязанность к друзьям, отзывчивость на понимание, поддержку и доброту;
  • для поднятия настроения такого ребенка важно позитивное одобрение, похвала;
  • важно работу на занятиях обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность ребенка позитивным оцениванием его усилий;
  • воспитательное воздействие имеют: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь;
  • задания давать в форме просьбы, выражая уверенность в обязательном исполнении.

Психастенический тип

1.        Особенности поведения и общения: характеризуются пониженным фоном настроения, опасения за себя, близких, робостью, неуверенностью в себе, крайней нерешительностью, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях. Редко вступают в конфликты, занимают пассивная роль. У людей с психастеническим типом акцентуации выражено дружелюбие, самокритичность, исполнительность, а также выражены такие проявления, как боязливость, мнительность. Вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, «козлами отпущения».

2.        Стрессовые факторы и ситуации: ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений.

3.        Предпочитаемые и не предпочитаемые профессии: 

  • предпочитает профессии сферы «Человек-техника»: энергетик, связист, радиоинженер, программист, автослесарь, автомеханик, механик, электрик, повар, швея и др.;
  • не предпочитает профессии сферы «Человек-природа»: биолог, зоолог, ветеринарный врач, ландшафтный дизайнер, кинолог, агроном, зооинженер и др.

4.        Направленность занятий:

  • выявить имеющиеся профессиональные интересы, причину, движущую силу данных интересов (напр., возможны интересы по свету родителей и др.);
  • важно донести до ребенка ответственность за выбор, преимущества  самостоятельного выбора;
  • провести работу с семьей ребенка, в ходе которой рассказать о подходящих ему профессиях (технических), объяснять достоинства выбора данных профессий на основе соотношения с личностными особенностями;
  • проинформировать ребенка о возможных сферах профессиональной деятельности, прояснить требования, предъявляемые к личности специалистов каждой сфер, соотнести это с особенностями ребенка;
  • определиться в профессии, путем соотнесения подходящей личностным особенностям сферы профессиональной деятельности и выявленных интересов;
  • необходимо помощь ребенку в преодоление чувства нерешительности, и даже неполноценности, закомплексованности;
  • важно помочь старшекласснику освободиться от необоснованных сомнений и опасений.

5.        Особенности проведения занятий:

  • необходимо формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой;
  • формировать на занятиях обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
  • во время беседы следует поощрять решительные высказывания, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними;
  • проявлять доброту, заботу, поддержку;
  • учесть, что нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен;
  • испытывает трудности при исполнении роли руководителя, принятии ответственных решений (бесконечно взвешивает, переживает, а решение принять не может);
  • организовать условия эмоционально – богатых отношений;
  • ограничить ситуации повышенной социальной ответственности, завышенных поручений, требований, ожиданий;
  • избегать прямой критики самого ребенка или его поведения;
  • предупредить длительные физические или психологические перегрузки;
  • при выполнении заданий давать четкие указания и инструкции;
  • не делать быстрые переключения с одного занятия на другое.

Истероидный тип

1.        Особенности поведения и общения: характеризуются выраженным стремлением быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям. У людей с выраженным истероидным типом, проявляются такие черты, как обходительность, упорство, целенаправленность, способность увлечь других, неординарность. При этом проявляются эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонны к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.

2.        Стрессовые факторы и ситуации: Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетают.

3.        Предпочитаемые и не предпочитаемые профессии:

  • предпочитают профессии сферы «Человек-человек» - адвокат, промоутер, стюардесса, кассир, страховой агент, социальный работник, работник налоговых служб, психолог, политолог, бармен, менеджер, педагог и др. и профессии сферы «Человек-художественный образ» - актёр, архитектор, визажист, диджей, дизайнер, режиссер, парикмахер, реставратор, скульптор и др.
  • не предпочитает профессии сферы «Человек-знаковая система» - корректор, лингвист, физик, провизор, бухгалтер, программист, оператор ПК и др.

4.        Направленность занятий:

  • выявить имеющиеся профессиональные интересы, причину, движущую силу данных интересов;
  • узнать круг друзей ребенка и профессии, которые он  ему советуют (такие дети готовы пойти на все, чтобы выделиться, поэтому профессию могут выбрать противоположную от советов);
  • на занятиях необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца;
  • в рамках групповых занятий со сверстниками, имеющими дружеские отношения с истероидным ребенком проанализировать сферы профессиональной деятельности и качества, необходимые специалистам каждой сферы. Провести тренинг в той же группе, направленный на  анализ собственных личностных качеств, соотнести их со сферами профессиональной деятельности. В итоге данной работы необходимо показать ребенку, что его качества подходят для работы в системе межличностных взаимоотношений или же в системе художественных образов;
  • определиться в профессии, путем соотнесения подходящей личностным особенностям сферы профессиональной деятельности и выявленных интересов;
  • в рамках занятий важно научить ребенка управлять своими эмоциями и прогнозировать свои поступки.

5.        Особенности проведения занятий: 

  • Предпочитаемая деятельность: благоприятная работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами;
  • дать возможность говорить;
  • поручать организацию коллективных творческих дел; 
  • вовлекать в культурные и спортивные мероприятия, поручать ему исполнение заданий, требующих коллективного труда;
  • с таким человеком достаточно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного как и он, общей идеей, поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо;
  • желательно отмечать его достижения;
  • в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый контроль, доброжелательное доверие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной пози...