Статья. Инновационные формы работы с родителями.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Медкова Марина Андреевна

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             Педагог-психолог Медкова М.А.

                                                                                     ГБОУ СОШ №359

                                                                                          Фрунзенского района

                                                                                     Санкт-Петербурга

Инновационные формы работы с родителями

                                       

На рубеже XX – XXI веков Россия переживала и продолжает переживать аномический кризис. В современном российском обществе аномия выражается в дезорганизации, дисфункциональности основных социальных институтов, патологии социальных связей и взаимодействий.

Аномия – критическое состояние общества, при котором старые нормы перестали действовать, а новые еще не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования.

Это выражается в тенденции роста  рискованного, агрессивного поведения на разных этапах онтогенеза.

Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков могут быть разными:

  • Насилие в семье;
  • Психический статус ребенка;
  • Влияние СМИ и окружения.

Но важнейшее место в современных условиях занимает пренебрежение нуждами детей. Это неисполнение родителем обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее  серьезный риск этого.

ВИДЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ

  • Физическими потребностями;
  • Медицинскими нуждами;
  • Потребностью в образовании;
  • Психологическое пренебрежение (невыполнение потребности ребенка в поддержке, внимании и любви).

НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ И НАСИЛИЯ

  • На поведенческом уровне – это фундаментальная неспособность управлять собой в стрессовой ситуации, неспособность управлять агрессией, что ведет к криминальному  поведению в будущем;
  • Снижение, вплоть до отсутствия, умения сочувствовать и сопереживать другим;
  • Снижение способности к рациональному мышлению;
  • Отставание в физическом и психическом развитии.

Также имеет место недостаточная осведомленность родителей в области возрастных психологических особенностей детей. Недооценка или переоценка возможностей и способностей ребенка уже в этом возрасте сказываются на дальнейшем развитии личности.

Поэтому  ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями – установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ребенка и оказывает решающее влияние на развитие и формирование его личности. Никакая динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого процесса, если значимые для ребенка взрослые не видят истинного смысла этих изменений, а кроме того и не пытаются изменить собственные установки, эмоциональные и поведенческие реакции. Только уверенные в себе, социально адаптированные родители могут понять и помочь разрешить личностные проблемы ребенка.

 Именно поэтому эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Очень важно создать коллектив родителей-участников, родителей-партнеров.

ПАРТНЕР

Умеет решать проблемы.

Активная позиция.

Высокий уровень

 включенности в

школьную жизнь.

УЧАСТНИК

Понимает проблему, стремиться ее решить, но не знает, как.

ПОСЕТИТЕЛЬ

Проблему видит, формулирует, но не решает.

ПРОХОЖИЙ

Не видит проблем, равнодушен.

Существует три основных направления сотрудничества: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

- родительские классы;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги.

В данном направлении школа активно сотрудничает с внешними партнерами:   Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района», ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Специалисты данных организаций оказывают помощь детям, подросткам, семье, педагогам,  специалистам службы сопровождения в создании условий максимально благоприятствующих полноценному развитию ребенка.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

- шефской помощи.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей класса в работе родительского комитета.

Интересной и достаточно новой формой с родителями являются родительские вечера. Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, а начать нужно с 1-го класса, когда только формируется родительский коллектив. Тематика может быть самой разнообразной: «Праздники нашей семьи» или «Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?».

Очень важным является тесное сотрудничество начальной и средней школы. Преемственность традиций, методов работы. Подхватывание результатов, наработок начальной школы средней школой.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги (родительские классы). Многие родители хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным, но не всегда это получается без помощи психолога.

Классные руководители всегда стараются проводить родительское собрание нестандартно, насыщенно, информативно. Оно  будет всегда интересным, если будут использованы в работе фотосессии детей и интервьюирование с последующей видео-презентацией.

Используя инновационные формы работы, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Привлекать родителей к совместной деятельности можно и через семейные праздники, творческие вечера, «Дни именинников», различные посиделки, концерты «Минута славы», конкурсы «Дары осени», «Лучшая новогодняя игрушка». Некоторые мероприятия можно проводить не только в стенах школы, но и за её пределами (школьные туристические слеты, проводимые традиционно каждый год спортивные олимпиады.).

Каждый год проводятся «Летние маршрутные экспедиции» с детьми средней школы и их родителями с 2013 года(Адыгея – (плато Лаго – Наки, г. Фишт, Оштен), Таманский полуостров, национальный парк Приэльбрусье, Крым, Хибины,  национальный парк «Красноярские столбы», природный парк Ергаки (Саяны)..).

Активное участие школа, учащиеся и родители принимают участие в благотворительных мероприятиях, проводимых в нашем городе. Мы сотрудничаем с Автономной некоммерческой организацией «Центр содействия социальным и благотворительным проектам «Огонек добра»»: помогаем интернатам для детей с ослабленным зрением, приютам для животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с родителями

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:психолого-педагогическое просвещение родителей;вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;учас...

"Инновационные формы работы с родителями"

Инновации стремительно внедряютс в нашу жизнь. Что же такое инновация? Какие формы инновации существуют и как их можно применить на практике....

Статья "Инновационные формы работы с родителями"

Статья и презентация с фотографиями...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Выступление на международном семинаре "Инновационное образование" в г. Вильнюс, Литва, 24 января 2014 года.В статье рассказывается об интерактивном расследовании по событиям войны 1812 года. Инновацио...

Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в ш...

Инновационные формы работы с родителями

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Семья является ближайшим окружением ре...

Статья на тему: "Современные и инновационные формы работы с родителями"

laquo;Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».В.А. Сухомлинский...